slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Помнит мир спасённый

Народный художник Беларуси Май Вольфович Данциг отметил своё 85-летие. В Российской академии художеств к юбилею художника состоялось представление книги Петра Козорезенко издательской серии Art Russe «Май Данциг». Фонд Аrt Russe, возглавляемый Андреем Филатовым, специализируется на коллекционировании образцов соцреализма. Не удивительно, что в год 70-летия Победы особое место в представленной книге занимают работы на военные темы.
Любимый художник Петра Машерова, Екатерины Фурцевой и Александра Лукашенко воспел советских партизан. Как рассказал сам маэстро живописи: «Идея полотна «И помнит мир спасённый…» связана с историей картин Дрезденской галереи. Как известно, немцы спрятали их в штольни и даже хотели уничтожить, чтобы они не достались нашим солдатам, которые в итоге всё-таки не дали это сделать. Более того, у нас картины были хорошо отреставрированы и потом возвращены немцам. Но прежде была выставка в Пушкинском музее, на которую я ходил много раз и ещё тогда, глядя на «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, выстраивал сюжет будущей картины.

Спасая картины, спасли образ мадонны, образ матери, то есть, по сути, саму жизнь, поскольку это еще и произведение искусства, значит, спасли саму культуру и даже шире – цивилизацию. И под стать этой задаче стал я писать эпическое полотно... У меня там и Рейхстаг внизу с красным флагом, и солдат, подбитый в последние минуты войны, и группа матерей, сестёр и вдов, и пожилой солдат, держащий на руках убитого молодого солдата, и мальчик — вестник победы, и минёр, очищающий землю от скверны. А в центре – «Сикстинская мадонна»…
Работал над ней с перерывами больше десяти лет. А однажды у меня в гостях оказался Пётр Машеров, первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии, и твёрдо сказал: «Обязательно напиши эту работу». Я часто обращаюсь к теме войны… В картине «Беларусь – мать партизанская» пулемёт накрыт детским лоскутным одеялом, как самое дорогое. И тут же мать держит ребёнка, тоже завернутого в лоскутное одеяло. То есть лоскутное одеяло – символ жизни…».
Сегодня нелишне вспомнить, что советские художники могли опираться на достижения мировой классики, у них была такая возможность. Лучшим государство при учёбе платило суриковские, репинские, сталинские стипендии, награждало денежными премиями. Так, Пётр Машеров предоставил Маю Вольфовичу мастерскую и квартиру. Через Министерство культуры, Союз художников заключались договоры, распределялись картины по музеям, предоставлялись возможности ознакомиться в Италии, Франции, Испании, Бельгии с подлинниками великих европейских мастеров живописи…
Произведения Мая Данцига находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Национального художественного музея Беларуси, в частных коллекциях России, Беларуси, Азербайджана, Бельгии, Германии, Израиля, Италии, США. Всё это говорит о высочайшем мастерстве художника, чьё творчество окрестили «суровым драматизмом», кстати, созвучным нашему тревожному времени.
 
Елена МАСЛОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: