slovolink@yandex.ru

«Положите камень»…

XVIII ВРНС

Закачивается Год культуры. Главным культурным событием этого года я считаю возвращение Крыма и Севастополя, не только потому, что оно было обеспечено «вежливыми людьми», но потому что вследствие возрастания патриотического духа народ становится более нравственным, осознание исторической справедливости, восстановленной без пролития крови, делает человека верующим в высшую, Божию справедливость, заставляет осознавать свое национальное величие и духовное богатство. А величественный, богатый человек обладает особыми, имперскими манерами и аристократической культурой речи.
Произошедшее единение народа еще будет иметь дальнейшие позитивные культурные последствия, люди замерзли друг без друга, потому что каждая особь стоит сама по себе, замерзли они, по выражению Мандельштама, от непокрытости «шапкой рода». Общество соскучилось по «патриархальной емкости», «по законодательной тяжести», по «кресту послушания». Человечество устало от разрастающегося «апокалипсиса мелкого греха», в разрушающей силе которого мы только что убедились, посмотрев фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар».

Этот фильм даже не столько о России ушедшей, сколько обращение к нам сегодняшним, которые должны понять, что человеческой породе задано нести крест послушания Богу. «Мелкий грех, как табак, до того вошел в привычку человеческого общества, что общество ему предоставляет всяческие удобства» (архиепископ Иоанн /Шаховской/). Это нам, напуганным эсхатологическими предзнаменованиями и предчувствиями, автор фильма задает вопрос «как же такое могло случиться?». И каждый из нас должен на этот вопрос ответить сам, чтобы не потерять свою Россию, увидеть, насколько наше несоответствие духа отделяет нас от Духа истины. Мы не потеряем вновь Россию, если не ослепительное мгновенье «солнечного удара», а вневременной свет Солнца Господней любви будет озарять нашу жизнь, в которой не иссякнет нравственная ответственность за данные человеку таланты и дарования. На многие вопросы, думаю, поможет ответить грядущий год литературы, я бы подчеркнула – русской литературы.
В Год литературы мы входим под песни небес лермонтовского ангела, под звуки лермонтовской лиры. В 200-летний юбилей великого русского поэта, когда мы стали внимательнее вчитываться в его пророческие строки, пристальнее вглядываться в творчество гения, символично-провидческими становятся многие его слова и, в частности, его завещание. «Положите камень; и – пускай на нём ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие!» Кто же из художников слова не мечтает о своем таком камне. Ёмок образ камня. А может быть, кому-то, чтобы достигнуть желаемой славы, надо не положить камень, а бросить его по воде, чтобы увидеть, как расходятся круги, чтобы прочувствовать великую силу всемирной сверхпроводимости. Достоевский говорил: «Все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь – в другом конце мира отзовется». Тогда, может, удастся почувствовать стихию культуры, тогда, может, станет понятно, что язык есть хранилище не только практического, но и духовного опыта народа, а слово — животворно. А кому-то следует положить камень в основание храма своей веры или по образу и подобию Христа Спасителя построить на камне храм и вспомнить, что в основу бытия было положено Слово. Ведь сказано в Библии, «…И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне…» (Мф. 7: 25).
Как говорилось в старину, язык дается народу Богом. Вслушиваясь в напевную русскую речь, представляя неоглядные русские просторы, нельзя не убедиться нам в особом внимании Бога к России, над территорией которой никогда не заходит солнце. Поэтому на Руси и в России всегда было святое, бережное отношение к слову. Связь слова и образа является неизменной основой, каноном церковного искусства. В раздельной неразделимости находятся значимость слова и его звуковая природа. Об этом не должны забывать заражающие друг друга любители сквернословия. Интересно, что в отличие от многих других народов русский народ в своем языке отделяет от общей нормы ругань, слова, которые получили название нецензурных. В русском литературном языке до последних времен они были табуированы.
Современная привычка к сквернословию искажает нравственный облик человека, а ведь человек является сотворцом реальности. Это подтверждается и современной наукой. Так, квантовая механика доказывает, что измерение влияет на измеряемый результат. Антропный принцип — принцип участника — утверждает, что реальность начинает существовать только в результате её измерения наблюдателем. Таким образом, сам предикт бытия определяется человеком. Человек творит реальность посредством имянаречения, посредством языка. Таким образом, язык творит реальность. А значит, каков язык, такова и реальность.
Поверьте, с нашей литературной реальностью не так уж всё и плохо, если обратиться к конкретным примерам развития современного литературного процесса, что я и сделаю на основе имеющихся у меня данных по Санкт-Петербургскому отделению Союза писателей России, которым около десяти лет руководит поэт Борис Орлов. Сегодня на базе нашего отделения испытывается несколько творческих проектов. В наше время написать текст книги, которая бы дошла до читателя, — это даже не полдела, это гораздо меньше: чтобы книга была прочитана, нужно её и издать, и распространить через сетевые структуры. Петербургским писателям повезло, губернатор Георгий Сергеевич Полтавченко вникает в наши проблемы и помогает в их разрешении. В реализации двух последних условий рождения книги сегодня по закону Санкт-Петербурга из бюджета города выделяются через Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации материальные средства на гранты, получаемые писателями в результате творческого конкурса. За несколько лет реализации этого проекта практически каждый писатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России смог выпустить как минимум одну книгу. В 2014 году издано 35 новых книг различных жанров. Большой популярностью среди читателей пользуются большие тематические поэтические сборники, в которых представлено творчество большинства членов секции поэзии. Так, в 2014 году изданы сборники стихов, посвященных Военно-морскому флоту, Крыму, сборник стихов о любви.
Для пропаганды творчества петербургских писателей и развития чтения с 1 октября 2014 года при поддержке правительства Санкт-Петербурга впервые начал осуществляться еще один экспериментальный проект по выпуску книг петербургских писателей массовым тиражом и распространению в сети Метро-пресс по низким ценам. Так, например, в серии «Санкт-Петербург. Тайны. Мифы. Легенды» издана книга Николая Коняева «Храм поэта». В книгу вошли повествования о святом благоверном князе Александре Невском, блаженной Ксении Петербургской и Александре Сергеевиче Пушкине. Наверное, это самые знаменитые жители Северной столицы. Рассказывая о тайнах, мифах и легендах, связанных с их именами, автор показывает, как влияли они на историю, как преображали ее своими духовными подвигами и прозрениями, как продолжают влиять они и на нас, входящих в воздвигнутый ими храм великого города. В этой серии изданы также книга Сергея Носова «Тайная жизнь петербургских памятников», книга Владимира Васильева «Самсон Суханов» и др.
Заслуживают внимания книги, вышедшие в 2013 г., например, роман Александра Казина «Частицы бытия». В этом автобиографическом повествовании автор описывает собственный духовный и жизненный путь на фоне событий второй половины ХХ века в СССР-России. На страницах книги встает одновременно образ человека и образ противоречивой эпохи, в которую ему довелось жить. Автор вводит читателя в круг своего существования и знакомит с разными людьми — молодыми и старыми, мужчинами женщинами, философами и искусствоведами, славянофилами и западниками, христианами и атеистами. При этом Александр Казин не скрывает своих симпатий и антипатий. Настоящая книга — одна из немногих в современной литературе, где предпринята попытка целостного — одновременно чувственного, концептуального и религиозного — охвата бытия, частицами которого мы все являемся.
Заметным литературным событием стала книга Николая Коняева «Что читал Государь в Тобольске». На основе строго документального исторического материала писатель размышляет о духовной наполненности истории, о том, как тесно переплетаются пути Церкви и монаршей власти, русской литературы и государственного устроения. Среди героев книги: князь Александр Невский и Царь Иоанн Грозный, богатырь Илья Муромец и Козьма Минин, Патриарх Никон и вождь церковного раскола протопоп Аввакум, святые Серафим Саровский и Ксения Петербургская, императоры Петр I и Николай I, Александр Пушкин и Лев Толстой, Михаил Шолохов и Иван Ильин, Валерий Гаврилин и Николай Рубцов, советские ученые-атомщики и советские солдаты Великой Отечественной войны...
Далеко не все они осознавали подлинный смысл событий, происходящих в сокровенной глубине исторического пространства, но все они трудились и совершали подвиги, чтобы эти события совершились. «Монаршая воля — это не индивидуальная воля пусть и чрезвычайно мудрого и талантливого человека или коллективная воля группы тоже пусть и мудрых, и талантливых лиц, монаршая воля — это Божья воля, — пишет Николай Коняев. — Если монарх не рассеивает свое внимание на лукавые соблазны и советы, он осуществляет Божью Волю, и свершения его выходят за пределы возможного даже для самых одаренных личностей».
Книга Николая Коняева «Что читал Государь в Тобольске» помогает разобраться в русской истории и осмыслить то, что происходит в современной России.
Литературным и художественным событием можно назвать сборник Евгения Лукина «Святой Сергий Радонежский» — издание, представляющее полиграфический шедевр, подготовлено к 700-летию со дня рождения великого русского святого, который сыграл выдающуюся роль в строительстве единого Российского государства и в духовном укреплении русского народа. Книга замечательна не только своим художественным оформлением, но и содержанием. В него вошли первое житие православного святого, составленное его учеником Епифанием Премудрым в 1418 году, исторические изыскания императрицы Екатерины Великой, статьи знаменитых русских писателей и ученых: Н.М. Карамзина, А.Н. Муравьева, И.М. Снегирева, П.А. Флоренского. Внимание читателей, несомненно, привлекут редкие, малоизвестные произведения талантливых авторов XIX века — житийная поэма архимандрита Митрофана (М.Л. Воронцова), а также статья поэта, гофмейстера императорского двора К.К. Случевского. Завершает издание либретто «Радонежской оратории» современного петербургского поэта Евгения Лукина, созданное к предстоящим торжествам.
К 25-летию вывода советских войск из Афганистана приурочен документальный роман Андрея Константинова и Бориса Подопригоры «Если кто меня слышит». Особый интерес накануне 70-летия Победы представляет книга известного петербургского прозаика Александра Скокова «На всех была одна судьба» (документальные рассказы о войне). Уникальным изданием можно назвать поэтическую антологию Александра Ракова «Поэзия делает Землю красивой», в которой собрано более семисот стихотворений известных, малоизвестных и совсем неизвестных поэтов нынешнего и прошлого веков, их биографии и фотографии.
Говоря о творчестве многих современных писателей, членов Союза писателей России, хочется снова вспомнить стихи Лермонтова: «Куска лишь хлеба он просил, / И взор являл живую муку, / И кто-то камень положил / В его протянутую руку»…
Немало подобных лермонтовскому нищему сегодня найдется духовно нищих людей, в алчущие души которых нашими писателями кладется не камень исторической лжи или едкий песок сквернословия, а привносится историческая правда и гармония нравственного закона. Многие современные писатели своими произведениями заставляют читателя углубиться в себя и увидеть там отсвет рая и уверовать в свою вечную участь.

Валентина ЕФИМОВСКая, зам.главного редактора журнала «Родная Ладога»

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: