slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Покровитель государственности

«Что Библия для христиан, то история для народов», — утверждал Н.М. Карамзин. В свою очередь, поэт А.А. Вяземский об авторе «Истории Государства Российского» восторженно написал: «Карамзин — наш Кутузов двенадцатого года, он спас Россию от нашествия забвения, воззвал её к жизни, показал нам, что у нас отечество есть, как многие о том узнали в двенадцатом году». И нет сомнения в том, что в древней истории, по крайней мере, в период от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского, личность Александра Невского является ключевой. Дело ведь не только в том, что это был правитель, в самые суровые времена обеспечивший своему народу десять лет мирной жизни. Дело ещё и в том, что Александр на многие века вперёд определяет особенности русского, скажем так, политического характера и русской политической ментальности.
А с точки зрения Л.Н. Гумилёва, его союз с Ордой ещё и положил начало формированию новых этнических традиций в отношениях с народами Евразии. И опять же, как подчеркнул Л.Н. Гумилёв, «понимал ли он сам глубокое значение сделанного им шага – неизвестно, да и не столь важно», поскольку «в соборном мнении потомков его выбор получил высшее одобрение». На то, что сделанный Александром Невским выбор стал затем традиционной установкой для русской внешней политики, обращает внимание и академик РАН, ректор МГИМО (У) России А.В. Торкунов:
«Русь была единственной православной страной, не принявшей с самого начала Флорентийскую унию 1439 г., заключённую высшими иерархами православной церкви с католической церковью. И последующие попытки папства распространить католичество на Русь, переманив на свою сторону русских государей, наталкивались на категорический и жёсткий отказ дипломатии Ивана III, Василия III, Ивана IV; и даже в Смутное время, когда, казалось, замыслы папства имели гораздо больше шансов на успех, они встретили твёрдое неприятие и в народе, и в правительстве, что обусловило полный и окончательный провал этих замыслов. Равным образом русская дипломатия XV—XVI вв. не поддавалась неоднократным попыткам папского Рима и других западных держав заставить Россию «таскать для них каштаны из огня», втянув её в конфликт с Османской империей призрачными обещаниями передать русским государям полагавшуюся им по праву наследства «отчину Константинопольскую».
Восточная политика Александра Невского была унаследована его преемниками в XIV—XV вв. и обеспечила возможность не только этнического выживания русской народности, но и в последующей её политической консолидации вокруг Московского великокняжеского стола. Сам Александр Невский сумел объединить под своей рукой земли Северо-Восточной Руси, а также в известной мере Новгорода и Пскова, Смоленска и Витебска.
Особый статус покровителя государственности Александр Невский приобрёл при Петре I. Свои победы на Балтике, создание империи Петр I представлял как завершение начатого Александром Невским. Исключительная роль небесного защитника новой столицы Санкт-Петербурга была отведена Александру Невскому. Перенесение мощей святого в Санкт-Петербург было приурочено к третьей годовщине заключения Ништадтского мира. Образ Александра Невского освящал этот мир и главный его итог — рождение Российской империи. В сознании современников и потомков Петр I стремился объединить в единое целое свои победы — военные, дипломатические и государственные — и память о таких победах Александра Невского. Недаром Феофан Прокопович называл Петра I «живым зерцалом» Александра Невского.
Как государственный деятель и дипломат Александр Невский был возвеличен в правление Елизаветы Петровны и Екатерины II, когда Россия решительно выдвинулась на первые позиции в Европе. М.В. Ломоносов, выражая доминирующие настроения российского общества, назвал Александра Невского правителем и полководцем, «укротившим варварство на Востоке и низложившим зависть на Западе». Образ святого благоверного князя Александра Невского символизировал новый образ Российского Государства, призванного примирить Восток и Запад, утвердить своё место в мировом сообществе военными победами и дипломатическим искусством. В XVIII веке образ Александра Невского стал важной составной частью формирования тогдашней российской идентичности, символом высокого и жертвенного служения Отечеству.
В XIX столетии Александр Невский предстаёт прежде всего как национальный герой. Победа над Наполеоном предопределила рост русского национального самосознания и в то же время интенсифицировала европеизацию России. Образ Александра Невского демонстрирует теперь «открытость» России диалогу с другими народами, диалогу, равно гарантированному силой и дипломатией. Александр Невский предстает как святой покровитель российской дипломатии. В 1828 г. в здании Министерства иностранных дел Российской империи была освящена часовня Святого благоверного великого князя Александра Невского.
В XIX веке образ Александра Невского имел важное значение для консолидации славянских народов. Сербия, а затем и Болгария, вновь обрели свою государственность. В результате этого и в благодарность России в Софии и Белграде были воздвигнуты храмы Святого благоверного князя Александра Невского.
Признанием выдающихся заслуг Александра Невского как одной из ключевых фигур российской истории стало то, что его скульптурное изображение помещено на памятнике Тысячелетия России, сооруженном в 1862 г. в Новгородском кремле.
После 1917 г. в течение двух десятилетий Александр Невский подвергался беспощадному развенчанию. В то же время он оставался национальным героем, объединявшим русскую эмиграцию. В конце 1930-х гг. в условиях нарастания угрозы новой мировой войны в Советском Союзе происходит пересмотр отношения к российской истории. Александра Невского начинают возвеличивать прежде всего как воина и полководца. В 1942 г. в разгар Великой Отечественной войны был учрежден Орден Александра Невского, которым награждались командиры Красной армии за «личную отвагу, мужество и храбрость, умелое командование».
С начала 1990-х гг. вокруг фигуры Александра Невского разгорелась полемика, являвшаяся свидетельством несформированности новой российской идентичности. Тем не менее все яснее представлялось, что память о святом благоверном князе Александре Невском может послужить нравственному обновлению страны, стать одним из действенных источников духовно-созидательного потенциала народа».
В ряду других наиболее важных событий подготовки к 800-летию со дня рождения выдающегося государственного деятеля, полководца и дипломата Александра Невского, вышла книга «Сказание о благоверном великом князе Александре Невском»*.
Книга является частью большого издательского проекта Международного Пушкинского фонда «Классика» «Святые покровители Земли Русской» (руководители Н.П. Буханцов и В.Н. Кузин) и вышла она по благословления Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси патриарха Кирилла.
Долгосрочная программа «Александр Невский» стала осуществляться еще с 2006 года и была благословлена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В том же году был создан Попечительский совет программы подготовки к предстоящему знаменательному событию.
Целью программы, как говорится в её документах, является консолидация национального общественного сознания вокруг знаковой фигуры святого благоверного князя Александра Невского, инициирование в современном российском обществе процессов по возрождению духовности и нравственности, формированию мировоззрения, ключевым аспектом которого является беззаветное служение своей стране и народу.
Программа направлена на то, чтобы через общественное сознание сделать имя Александра Невского символом государственного строительства на период до 2020 г. — 800-летней годовщины рождения Александра Невского.
Чувство исторической устойчивости, опора на свершения своих предков особенно важна для молодого поколения, которому предстоит строить новую Россию. До молодежи нужно донести логику российской истории, дать почувствовать себя продолжателями тысячелетнего государственного созидания. И этому может способствовать научно-исследовательская, образовательная, патриотически-воспитательная программа «Исторические ориентиры российской государственности». Её реализацию мы начинаем с обращения к фигуре святого благоверного князя Александра Невского».
А профессор Ю.А. Булатов, оценивая позиции Александра Невского как дипломата, отметил, что его политический курс способствовал «поддержанию равновесия сил в Прибалтийском регионе», а «политика лавирования между Ордой и западными соседями, удержание в поле своего зрения Новгорода для Владимиро-Суздальской земли была единственно возможной» и «обеспечивала выживание этой части Руси и сохранение за ней статуса одного из важнейших центров русской истории, территории формирования в будущем новой исторической общности — великорусской народности».
И вот 23 июня 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского», в котором говорится:
«В целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа и в связи с исполняющимся в 2021 году 800-летием со дня рождения государственного деятеля и полководца князя Александра Невского постановляю:
1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения князя Александра Невского.
2. Правительству Российской Федерации в шестимесячный срок:
— образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения князя Александра Невского;
— обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения князя Александра Невского.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в подготовке и проведении празднования 800-летия со дня рождения князя Александра Невского».
Книга «Сказание о благоверном великом князе Александре Невском», как и другие издания, подготовленные по проекту Международного Пушкинского фонда «Классика», это прекрасный образец не только возможностей современной полиграфии, а и исторически сложившейся русской национальной книжной культуры. Само название серии – «Святые покровители Земли Русской» – позволило издателям прибегнуть к помощи палехских художников, не только в полной мере возродивших свои особые традиции иконописи, но и успешно применяющих их в книжной графике, придавая книге для всех нас драгоценный, по-особому родной и узнаваемый образ.
 
Игорь ЯНИН, доктор исторических наук
 
*Сказание о благоверном великом князе Александре Невском. Москва, РИЦ «Классика». 2019. — 176 с., цв. ил.
 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: