slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Поэтическая династия

Вообще это не частое явление в отечественной культуре – настоящие литературные династии. Но в Нижнем Новгороде случилось дважды, когда матери передавали свой поэтический талант дочерям. Так, последовательницей Лигии Лопуховой стала Ирина Дементьева, а Эльвиры Бочковой – Галина Таланова. Но я давно хотел сказать доброе слово в память о Лопуховой, напомнить о её стихах, к сожалению (и не заслуженно), подзабытых в последнее время.
Сейчас вспомнился мне разговор с Лигией Петровной во время одной из встреч в нашем Союзе писателей в самом начале 90-х. Мы сидели рядом, и я напомнил поэту о её давней книжке стихов, где на обложке была изображена юная стройная девушка в романтическом, мечтательном порыве устремлённая куда-то в будущее. «Наверно, художник точно уловил ваше душевное состояние в юности?» Лигия Петровна доброжелательно улыбнулась и сказала как отрезала: «Этот образ совершенно не соответствует моему характеру. Я совсем другая». И это правда.

Родившись в декабре 1930 года, с трёх лет оставшись без отца, Лопухова позже в биографических заметках признавалась, что «пионерия и комсомол стали главными вехами в становлении её характера». Добавлю от себя – характера крепкого, неподдающегося, откровенно изображённого ей в стихотворении «Женственность»:
Я росла угловатой, ершистой девчонкой
и грозою мальчишек, на суд очень скорой.
Время было такое, когда утонченность
и изнеженность смертным
считались позором.
Мы убежища рыли. И в сохи впрягались.
В деревнях на картошку платьишки меняли.
Мы кололи дрова. Над бельем надрывались.
И коней госпитальных в ночное гоняли…
Время много взвалило на детские плечи.
Разве все перечислишь: война есть война.
Где уж тут хлопотать об особице девичьей,
Что так ласково женственностью названа...
В то жёсткое время, лишившее девчонок её поколения детства, поэт возвращается в своих стихах постоянно. Многое хочется процитировать. Однако вернусь к окончанию стихотворения «Женственность».
Так случилось, что всё, о чём мы тосковали,
что копилось и зрело в душе потаённо, –
мы своим дочерям полной мерой отдали.
Мы им женственность дали и…
                                                  Незащищённость.
Действительно, стихи Ирины Дементьевой несоизмеримо мягче, женственнее, что ли. Для неё встают другие проблемы в жизни, иные переживания. Ирина в общении человек внимательный, интеллигентный, и в суждениях своих не резка, а вдумчива. В её строках преобладают сострадание и истовый материнский инстинкт, переплавляемый самоотречением в чистое золото безграничной любви: «Ни креста, ни поклона / Положить не умею. / Золотой талисман / На груди не ношу. / Этой / Косноязычной молитвой своею / Я – не знаю кого? – / Прошу: / Сохрани и спаси малыша моего, / От невзгод – головушку белую… / Я во имя него, / Во Имя Его – / Верую…»
Однако и в стихах Дементьевой, когда к этому появляется повод, звучат такие убеждённость и непреклонность, что понимаешь – более никакие компромиссы не возможны. И тут выявляется полное созвучие её стихов со стихами матери:
Нет, не кумир, не бог отныне,
И не учебник на столе –
Моя последняя святыня
На этой скорченной земле.
Моя последняя надежда
В наш слабо просвещённый век
На то, что хамам и невеждой
Быть перестанет человек…
Кто не «от точки и до точки»,
Но лишь страницу прочитал,
Кто не забудет эти строчки:
«…И милость к падшим призывал…» –
Тот, может быть, поймёт однажды,
Некстати пожалев врага,
ЧТО в жизни – важно,
Что – неважно,
И чем она нам дорога…
Мы должны благодарить судьбу, что она продолжает одаривать наш город истинными поэтами.

Валерий СДОБНЯКОВ.
Нижний Новгород.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: