slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

По праву слава

  Просвещенный народ России, особенно православный, наверняка знает или хотя бы слышал имя — Димитрий Ростовский. Для нас, россиян, эта личность связана прежде всего с древнерусским городом Ростов Великий. Он прибыл с Украины (откуда родом и в отрочестве пребывал под именем Дмитрий Туптало) в Россию в расцвете творческих и духовных сил.

 

  Имя его опережало собственную поступь по земле российской, ставло символом высоких гуманистических идеалов. Однако главное, что осеняло деятельность митрополита, — это разносторонний талант, проявленный  им в теологии, философии, литературе, драматургии и музыке. Центральное место в  литературном наследии митрополита занимает фундаментальный труд «Четьи минеи», или «Жития святых». По праву за ним утвердилась слава российского златоуста. Его трудами восхищались Ломоносов, Пушкин, Гоголь, Бунин, Кюхельбекер, Достоевский, Л.Н.Толстой, отмечали красоту  языка и образность мышления.
  До революции не только читали и знали труды митрополита, но его  комедию «Ростовское действо»   на фронтах Второй мировой войны  русские актеры и певцы доносили до слуха солдат, исполосованного грохотом орудий, нежные и страстные песнопения этой пьесы, и возгоралась душа  любовью и состраданием. Именно в комедии особенно отчетливо звучала эта святая тема.
   Много лет прошло с тех пор. Казалось, быльём порастет, песком заметелит чудо, порожденное великим святителем.   
  Но вот прошли годы, и вдруг – в подвальчике, в помещении бывшего кинотеатра, что на Соколе, —  зазвучали песнопения, послышались слова «Христос», «любовь», «молитва», по длинному помосту расхаживали персонажи библейских и евангельских сказаний!.. И это в пору, когда подобное можно слышать разве что в храме. «Кто же автор этого произведения, кто поставил его?» — спрашивали люди, а когда подходили к театру, то читали на афише:  «Димитрий Ростовский. «Ростовское действо». Камерный музыкальный театр под руководством Б.А. Покровского воссоздал из пепла жемчужину русского искусства. И все это благодаря  поистине титаническому труду исследователя Левашова, по крупицам собравшего литературный и музыкальный материал святителя, благодаря необыкновенному таланту Бориса Александровича, сумевшего прочувствовать глубину мыслей святителя, его уникальный духовный материал, который он, как режиссер-постановщик, воплотил на сцене Камерного театра.
  В предстоящем году православная общественность страны и зарубежья, а также ученые, искусствоведы, граждане России, кому близко и дорого русское искусство, будут отмечать 300-летие преставления митрополита Димитрия Ростовского.  Театр Бориса Покровского и настоятель Ростовского Свято-Яковлевского монастыря отец Серафим наметили совместный проект по увековечиванию памяти великого просветителя. Свой 37-й сезон театр открыл «Ростовским действом». Три дня подряд шел спектакль с неизменным аншлагом. В концертном зале ростовского Кремля труппа Музыкального камерного театра показала отрывки из  спектакля. Надо было видеть лица ростовчан, с каким вдохновением они вслушивались и всматривались в действо, которое совершалось перед ними не менее вдохновленными артистами театра. И как было трогательно принимать от горожан поздравления и пожелания новых встреч с его коллективом.
  Ну что ж, вполне возможно, что с Божьей помощью так оно и будет: весной следующего года москвичи приедут в Ростов Великий, дабы показать «Ростовское действо»  землякам святителя  уже в полном  объеме.

Сергей ЛУКОНИН.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: