slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

По дорогам Иордании

В начале 2008 г. создан Клуб друзей Москвы, высший совет которого возглавил мэр столицы Юрий Лужков. Клуб друзей Москвы разработал несколько программ, реализация которых поможет москвичам и друзьям российской столицы ознакомиться с историей города, её выдающимися людьми прошлого и настоящего. Международные связи Москвы, получившие развитие особенно в последнее время, также не обойдены вниманием. И вот мне, как специалисту по арабским странам, поручено выяснить возможности сотрудничества клуба с подобными структурами в Иордании, Сирии, Тунисе, Йемене и других странах.

Я решил начать с Иордании, учитывая личные связи мэра Москвы Ю.Лужкова и короля Иордании Абдаллы II. Король обещал выделить Москве участок земли на берегу Мертвого моря для строительства санатория, а мэр в свою очередь обещал передать 1,5 тыс. саженцев для парка им. Москвы в иорданской столице Аммане.

 

Мой хороший знакомый Иб-рагим Мохадин, представи-тель иорданских авиалиний и владелец турфирмы «Тайки тур», работаюшей в Москве, Питере и Киеве, принял меня с распростёртыми объятиями.

— Я считаю, что Россия больше нужна Иордании, чем Иордания России. Поэтому на каждый шаг с российской стороны по развитию отношений мы, иорданцы, должны делать два, а то и три шага, — говорит Мохадин. – Я говорю об этом всем и даже Его Величеству, поскольку уверен в правильности своей позиции.

Было решено, что я отправлюсь на неделю в Амман и Акабу, чтобы почувствовать ту доброжелательность и готовность к сотрудничеству с Россией и Москвой, которая явно присутствует в наших отношениях.

Самолет иорданской авиакомпании летает два раза в неделю в Амман. Аэрофлот уже несколько лет не использует этот маршрут, как утверждают его руководители, по причине его нерентабельности. Чартерные самолеты летают в Акабу, курорт и единственный порт Иордании на Красном море. Четыре часа полета и четыре часа на автомашине по хорошей пустынной дороге, и я с женой размещаюсь в швейцарской гостинице «Мовенпик» на берегу залива. Гостиница расположена несколько в глубине, и к её стометровому пляжу, оборудованному удобными лежаками и зонтами, можно пройти по мосту над оживленной городской дорогой.

Россияне явно не редкие гости на этом курорте. Официант в ресторане говорит по-русски «добро пожаловать», в холле гостиницы работает русская девушка, есть наш Первый телевизионный канал. В гостинице слышна русская речь, а в один из дней прибывает чартерным рейсом группа наших туристов из Хабаровска, и на рекламном щите появляются надписи о поездке к Мертвому морю и в Петру, столицу древних набатейцев, с жесткой рекомендацией – удобная обувь, солнцезащитные очки и вода. И это вполне естественно: температура на побережье +26оС, а в Петре и долине Иордана ещё больше.

Среди услуг, предлагаемых туристам, поездка на небольшой лодке со стеклянным дном, через которое вам обещают показать кораллы и красивых рыбок кораллового комплекса. Название лодок весьма оригинально, и всё зависит от вкуса и пристрастий ее владельца. Мы катались на лодке с простым названием «Араб» и 20-летним капитаном Ахмедом. На рейде были замечены лодки такие же по размеру – на 10—12 человек с подвесным мотором и легким навесом  с названиями «Русалка», «Средиземное море», «Белая стрела» и даже «Умм Кольсум», названная в честь известной египетской певицы. Это понятно: Египет находится совсем рядом, и на египетский о.Фараонов организуется экскурсия на небольшом катамаране, принимающем на борт 10 человек. Здесь туристам выдаются ласты и маски с тем, чтобы они, кроме осмотра древнего замка, насладились разнообразием красок подводной фауны. Кроме о. Фараонов, можно посетить Святые места Иерусалима и Вифлеема, монастырь Св. Екатерины на Синае  и, разумеется, наиболее сохранившийся римский город Джераш и христианские святыни на иорданской части долины Иордана — местечко Бетани, где был крещен Иисус Христос, город «мозаик» Мадаба и гору Небо, где похоронен ветхозаветный пророк Моисей. Но мы решаем остаться на берегу, и наш молодой капитан Ахмед становится одновременно гидом по побережью, которое мы осматриваем с борта его небольшой лодки со стеклянным дном и подвесным мотором.

Мы движемся в сторону границы Израиля. Город Эйлат, его ступенчатая гостиница, известная по рекламным проспектам, и портовые краны хорошо видны невооруженным глазом. Границу между Иорданией и Израилем обозначает единственный военный, серого цвета, едва заметный на морской воде катер. На берегу после небольшого пляжа гостиницы «Мовенпик» виден строящийся корпус новой гостиницы «Кемпински», затем идет корпус «Интерконтиненталя» и небольшой домик гостиницы «Аквамарин». Но самый захватывающий туристический комплекс реализуется на участке от «Аквамарина» и спрятавшегося за невысоким забором среди пальм и зарослей бугенвилии королевским дворцом. На саудовские деньги при ливанском менеджменте осуществляется проект «Сарая-Акаба». Слово «сарай» пусть не смущает читателя:  оно переводится с тюркского как «дворец».

Описание проекта я нашел в посольстве Иордании в Москве, куда направился за иорданской визой. В указанном районе предполагается построить 4 пятизвездочных отеля и 2 отеля класса «бутик». Здесь будут виллы, пляжные особнячки с террасами и садом, студии и сопутствующие рестораны, ночные клубы, деловой центр, спортивные сооружения и восточный базар в стиле арабского старого города.

Мое любопытство к проекту «Сарая-Акаба» не случайно. Перед отъездом я встретился с д-ром Дж. Шаабаном — представителем фирмы «Саудия Оже» в Москве. Фирма «Оже» была приобретена ливанским бизнесменом Рафиком аль-Харири, который получил подряд на строительство дворца в г. Таиф, на юго-западе Саудовской Аравии, для проведения конференции в верхах арабских стран. Сроки были сжатые, королевская семья не хотела ударить в грязь лицом, и ливанский бизнесмен получил неограниченные финансовые возможности для реализации этого проекта. Он выполнил этот заказ в обозначенный срок и заслужил благодарность и уважение саудовской политической и бизнес-элиты. Так появилась «Саудия Оже». Сегодня эта компания не только работает в Акабе, но намерена построить гостиницу в г. Сочи к Олимпийским играм и в Москве. После трагической гибели Рафика аль-Харири его сын Саад аль-Харири, возглавивший семейный бизнес, несколько раз бывал в Москве и был принят на высшем уровне. Но вернемся в Акабу.

— В Акабе мы стремимся создать мир роскоши, комфорта и максимального удобства, — говорит Дж. Шаабан. – Создаваемые нами жилые комплексы с уникальной современной архитектурой в средиземноморском стиле – это место, где будет одинаково хорошо и уютно семьям, друзьям и деловым людям.

Наша лодка покачивается на волнах перед строительной площадкой. Пляжного берега в Акабе мало, и поэтому архитекторы планируют отрыть канал и сделать внутренний залив, на берегу которого и построить все эти особняки, виллы и пляжные дома. Замысел великолепный, и пляж благодаря этому увеличивается почти на один километр.

Будучи в Аммане, я посетил офис иорданской компании «Астеко», которая занимается реализацией жилых помещений. Генеральный директор Хусейн Сафади с указкой в руке показывает на районы застройки и заверяет, что в конце 2009 г. проект будет завершен. Правда, 90 студий и 50 двухэтажных пляжных домов пока не строятся. Но все виллы и дорогие особняки уже проданы еще на уровне нулевого цикла строительства.

— Каждая вилла в зависимости от мебели и оборудования стоит около 2,5 млн. иорданских динаров, что-то около 3,5 млн. ам. долл., — говорит Хусейн Сафади. На мой вопрос,  есть ли среди покупателей российские бизнесмены, он отвечать отказывается, сославшись на коммерческую тайну. Но по выражению его глаз и хитрой улыбке мне показалось, что россияне уже прикупили кусочек восточной роскоши и комфорта в комплексе «Саудия Оже». Ведь цены по сравнению с запредельными ценами на недвижимость в Москве и Подмосковье вполне щадящие, тем более что «Араб банк», аккумулирующий финансовые средства для этого проекта, дает хорошую рассрочку.

Мои многочисленные контакты в Иордании показывают, что перспективы сотрудничества на общественном уровне весьма благоприятны. Наша позиция по арабо-израильскому конфликту, по ситуации в Ираке и Ливане хорошо известна и воспринимается с пониманием. И хотя Иордания непосредственно не вовлечена в эти конфликтные ситуации, но ощущает на себе их последствия. В стране около 1 млн. иракских беженцев, содержание которых стало тяжелым бременем для экономики. Рост потребительских цен в связи с ростом цен на нефть и ослабление доллара США, к которому привязан иорданский динар, также делает перспективы экономического развития весьма туманными. Перманентная конфронтация между Израилем и палестинцами, которыми считают себя 40% населения страны, также не прибавляет оптимизма. Иными словами, и в беседах на всех уровнях, и даже в СМИ чувствуется какое-то опасение, что Иордания, этот оазис политической стабильности и безопасности на Ближнем Востоке, кстати, жестко контролируемый местной службой безопасности, может быть втянута в региональные разборки с неизвестным исходом. Но Россию и Москву в Иордании знают, и, возможно, наша страна может оказаться тем самым якорем, который удержит Иорданию, управляемую молодым, но уже достаточно опытным королем Абдаллой II, и ситуацию на Ближнем Востоке в рамках политической стабильности и безопасности.

Профессор Олег ПЕРЕСЫПКИН

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: