slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Письмо из франции. Эпоха Дорониной

Обращение Галины Орехановой к русской интеллигенции («Слово» № 4/2020), к людям, любящим театр, которые разбросаны сегодня по всему миру: в России, на Украине, в Европе, США, к людям, неравнодушным к судьбе русского театра и творчеству великой актрисы Татьяны Дорониной, меня не просто взволновало. Нахлынули воспоминания о событиях, свидетелем которых я была.
Киев, июль 1977 года. Зал стоя скандировал: «Браво, браво!». Гул аплодисментов вырывался из здания и заглушал звуки льющихся струй фонтана в сквере напротив. Люди приподнялись со скамеек в парке и с радостным удивлением внимали тому, что происходило за стенами театра им. Франко.
Порыв — это всегда движение души. Но если в едином порыве трепетно взволнованы тысячи — это уже магия, колдовство, на которое способно только искусство.
В этот вечер гастролирующий в Киеве Московский академический театр им. Владимира Маяковского давал пьесу английского драматурга Роберта Болта «Да здравствует королева, виват!». В то время московские газеты писали oб этом спектакле, что в Москве за несколько кварталов от театра стоят толпы людей в ожидании «лишнего билетика».
Две королевы Мария Стюарт и Елизавета Тюдор жили давно, но образы этиx двух женщин, тесно связанных между собой, не только кровным родством, но жизнью и смертью — всегда волновали умы, вызывали интерес и жгучее любопытство.
Пожалуй, от тех давно прошедших лет остались в памяти потомков не войны и государственные перевороты, а эти две женщины — Мария и Елизавета. Совершенно не похожие ни обликом, ни характером — разве только что обе были высокие и стройные, они и в поступках своих резко отличались одна от другой, и голосом, и манерой. Настолько разные, как может лед и пламень, солнце и пасмурное небо, роза и кактус, хотя в колючках кактуса есть своеобразная привлекательность.
И тем впечатляюще, что два столь противоположных образа создает одна женщина — Татьяна Доронина, замечательная драматическая актриса, поднявшаяся в этом спектакле до высот трагедии.
Через 30 лет я вспомнила об этом спектакле, когда приехала в Шотландию и побывала во дворце Марии Стюарт, в её скромных апартаментах. Я увидела небольшую комнату, где она со своими фрейлинами проводила вечера, слушала музыку и пение юного итальянца Риччо. Видела и комнату чуть побольше, где подло убивали безоружного Риччо, вонзив в него десятки кинжалов. Преодолевала я и крутые ступеньки лестницы, по которой убийцы-царедворцы поднимались в покои Марии.
Бродила по саду, где через некоторое время был обнаружен труп Генриха I, её мужа, и вспоминала спектакль Московского театра им. Маяковского «Да здравствует королева. Виват!».
Была я в Лондоне и в Вестминстере и пристально вглядывалась в посмертные маски этих двух женщин — Марии и Елизаветы. Лицо Марии хранило какую-то тайну, загадочность. Недосказанность. Лицо Елизаветы было непроницаемо бесстрастным.
И я подумала, как удивительно точно Татьяна Доронина создала образы этих двух женщин. Она сумела разгадать эту загадку вечной женственности и обаяния у одной, холодности и бесстрастности, даже жестокости — другой. Для этого нужно обладать гениальным чутьём, видением, которое дано сверходаренным, дано гениям. Когда-нибудь историки назовут период её жизни и творчества «Эпохой Татьяны Дорониной».
В обращении Галины Орехановой эхом отозвались события 33-летней давности: разделение МХАТа, унижение, которому подверглись те, кто посвятил этому театру свою жизнь, репрессии, унесшие жизни... Те, кто задумал уничтожение МХАТа, были уверены в своей победе. Но случилось непредвиденное: им оказала сопротивление красивая, талантливая женщина, чьи высочайшие моральные принципы взяли верх. Прошедшие годы доказали её правоту. Самоотверженное служение русскому театральному искусству по праву заслужило любовь зрителей и подняло театр МХАТ им. Горького на небывалую высоту.
Сергей Фёдорович Бондарчук всю жизнь был непримирим к серости и бездарности. В какой-то момент они взяли верх. Но где они сейчас, кто их помнит? А он как был великим режиссёром и актёром, таким и вошёл в историю мирового кино.
И акция от 4 декабря 2018 г., последовавшая за 120-тилетним юбилеем МХАТа, показала, что бездарные интриганы не простили Татьяне Дорониной своего поражения. Интриганы всегда стараются остаться в тени, посылая исполнителей своего грязного дела, неких бояковых, разрушать, вредить доброму делу... На большее они не способны, так как личность Татьяны Дорониной для них просто недосягаема! За прошедшие 15 месяцев после назначения г-на Боякова художественным руководителем театра и присвоения Татьяне Дорониной звания «вечного почётного президента МХАТ им. Горького» без всяческих полномочий был разрушен репертуар, уволены талантливые актёры. Сам театр превратился в сельский клуб самодеятельности… Несмотря на назначение Татьяны Васильевны председателем художественного совета театра, худсовет по-прежнему так и не создан!
...И нет уже министра культуры Мединского, пославшего Боякова «держать и не пущать!», и новая министр особо не торопиться восстановить справедливость... Но зачем нам разбираться в низких интригах властей предержащих, завистников и недоброжелателей, которым русское театральное искусство просто недоступно в силу их озлобленности.
Самое прекрасное служение, какое может быть не земле — служение искусству, всем его Музам. Искусство обогащает мир человека, делает его достойней и выше. Мне кажется, искусство любят все, во всяком случае, многие. По тому, как относится человек к искусству, можно судить о степени его образованности, о богатстве духовного мирa, широте эрудиции.
Да, любое время, любая эпоха определяется высотами, которых достигает искусство. Оно играет огромную роль в развитии общества, в его духовной жизни. Там, где расцветают таланты, там, где к ним относятся заботливо и бережно — там содружество интеллекта и разума, там богатство духа и высокая культура.
Бессмертен гений и его творенья,
Талант и красота – дар Божий!
Нет сомненья!
Ты – наша Гордость и Любовь!
России – Слава!!!
Живи, твори на радость всем —
ДОРОНИНА ТАТЬЯНА!
Мы связаны одной судьбой,
Мир лучше, мир прекраснее с тобой!
 
Елена РЫБИНА-КОСОВА.
Марсель.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: