slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Пирожок с таком

Цифры завораживают. Особенно знакомые цифры.

До боли родные 99,9% проголосовавших… С флагами и транспарантами, все, как один, в едином порыве... Кто, кстати, не помнит, — была еще такая мода (особенно среди военных) – первым встать, прибежать на участок и, рванув тельняшку, открыть собой победное шествие.
2% недобрали выборы в МО Красненькая речка до заветного числа. Что поделать: на красных речках по слову «надо» и не такое получалось, а на красненьких – не дотягиваем.
Заглядевшись, однако, на апофе-оз демократии, мы попадаем в ис-торическую память, как в щель. А ведь выборы на Красненькой речке дали нам цифры, которые характеризуют текущий момент гораздо больше, чем любые интерпретации: как восторженные – насчет всенародной поддержки госпожи Матвиенко, так и критические — определяющие эти выборы словом «позорище».

Давайте посмотрим хладнокровно на победные реляции.
«Нас будет трое, из которых один раненый, и в придачу юноша, почти ребенок, а скажут, что нас было четверо».
Цифры сразу и без экивоков примем за данность. Разговоры о подброшенных бюллетенях, мертвых душах, приписанных несуществующих избирателях – все оставим на изыскание оппозиции. Это их забота и социальная функция. Найдут – пусть передают в суд.
Наше дело – работать с теми цифрами, которые есть. 28,9% населения пришло на выборы. Из них подавляющее большинство — 97%, а по демократизированным данным — 94,5%, проголосовало за Валентину Ивановну. Будем считать, что свои голоса за нее отдали 25% жителей района.
Может быть, не все помнят, но Валентина Ивановна Матвиенко баллотируется в Петербурге третий раз.
Первый раз это произошло в 2000 году. Ее соперниками, кроме действующего губернатора Владимира Яковлева, были яркие и сильные лидеры еще существующих партий – Юлий Рыбаков (СПС) и Игорь Артемьев («Яблоко»). Молодым читателям могу напомнить, что в то время слово «выборы» употреблялось в своем прямом значении. Массированная кампания сопровождалась, как это было тогда принято, скандалами и взаимными обвинениями. Стороны собирали друг на друга компромат и сливали в местную прессу. В чем обвиняли Владимира Анатольевича – сейчас неинтересно, а Валентину Ивановну чаще всего упрекали в том, что она использует федеральный ресурс, а именно поддержку президента Путина, бывшего тогда на пике свей популярности. Первый же месяц кампании показал, что при самых невероятных усилиях поднять рейтинг Матвиенко удалось только на 2%. Там, на цифре 17, ртутный столбик и остановился. 4 апреля 2000 года – в петербургских апокрифах это событие называется «пулковской встречей» – президент Путин прилетел в Петербург и попросил Матвиенко снять свою кандидатуру. 5 апреля она официально отказалась баллотироваться. Шансов у нее не было никаких.
В 2003 году Матвиенко заявила о намерении второй раз баллотироваться на пост губернатора. На этот раз никто уже так легкомысленно не полагался на волю своенравного петербургского избирателя. Можно рассказывать в подробностях, например, о назначении Валентины Ивановны полпредом в Северо-Западном округе, о формировании штаба с популярными и влиятельными в городе персонажами, но это все не имело значения. Важно было только то, что произошло за кулисами: с Яковлевым договорились. На этот раз ушел он. В июне 2003-го сложил полномочия губернатора и получил должность заместителя председателя правительства. Для этого, кстати, отдельным указом президента в структуре федеральных органов исполнительной власти была введена дополнительная должность. Губернатор, который имел стабильную поддержку не менее 70—75% избирателей, освободил площадку.
Так, при полном отсутствии соперников (на их роли были приглашены малоизвестные в Петербурге люди) Валентина Ивановна становится губернатором.
Какие же цифры нам показывает 2003 год? В голосовании во втором туре принимает участие 28% населения, из них 63% голосуют за Матвиенко, 24% – за Анну Маркову. Валентина Ивановна получает свои реальные 17%. Именно столько петербуржцев проголосовали за то, чтобы Валентина Ивановна стала лицом великого города. И, что бы ни пела оппозиция, эта скромная цифра – справедлива. Я в нее верю, она верно демонстрирует, сколько человек в Петербурге не имеют с Валентиной Ивановной стилистических разногласий.
Как пишут в фильмах, прошло восемь лет. И вот мы докатились до Красненькой речки.
Не знаю, представляет ли сама Валентина Ивановна истинное положение вещей и интересуют ли ее такие пустяки, но полагаю, что команда, которая готовила выборы, хорошо информирована. По тому, как были организованы выборы, как прошел сам праздник голосования, мы можем легко реконструировать портрет избирателя, на которого рассчитывали и чьи голоса получили.
На берегу Красненькой речки, как декорации к историческому фильму, на один день воссоздали маленький Советский Союз. Кого же привели туда привычка опускать бюллетень и теплое чувство благодарности партии и правительству за кефир?
Это горожанин, который, видимо, никогда не бывал в Павловске, – его услужливо ждал экскурсионный автобус, чтобы ознакомить с окрестностями Петербурга. Это человек, который помнит, кто такие «Песняры», – ему на входе в участок вручили билет на концерт любимых исполнителей. Он не очень богат и не постеснялся взять дармовой пирожок, лишен больших амбиций и с готовностью – а что там! – постоял в очереди за бесплатным супом. Любитель рассказать о своих недугах – для этого человека гостеприимно распахнул двери пункт медицинской консультации. Владелец мелкого и пушистого домашнего животного мог показать своего питомца ветеринару. Просто курорт одного дня! Не догадались, а ведь могли выиграть еще пару десятых процента, пригласив цирюльника. Но и без парикмахерских услуг легко просматривается образ главного адресата кампании – малоимущий пенсионер, который притопает за бесплатным пирожком и опустит бюллетень, потому что так принято. Это его встретят транспарантами, бодрыми песнями из рупора и сфотографируют на фоне березок. Раз в четыре года его заметит и похлопает дружески по плечу родная власть.
Что же говорят нам цифры безудержного голосования?
При неограниченном и целенаправленном использовании административного ресурса, при оголтелой пиар-кампании, созданной, кстати говоря, оппозицией вокруг этой всей истории, при тотальном охвате довольно небольшого округа, при вовлечении всех местных коммерческих и общественных структур на выборы удалось привести 3830 старушек с кошечками. Вот она – несокрушимая опора режима.
За годы существования в стране избирательной системы сложилась интересная примета: кампания в Петербурге – репетиция больших выборов. Стоит внимательнее приглядеться к «красненьким» цифрам. А они «красно»речивы: 75% населения, причем его трудовая, активная, деятельная часть, не желает во всем этом участвовать.
Бабушки с кошечками будут добросовестно ходить, куда им скажут. Мне пирожок с маком, а тебе – с тАком. Долго ли? И можно ли строить политику всей страны, эксплуатируя неизжитые комплексы стареющей части населения?

Елена Зелинская.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: