slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Первый скандал Обамы

Большие СМИ США вдруг заговорили о том, что Обама иногда покуривает, в чём он сам недавно признался. Хорошо ли это, вопрошали газеты и гости ток-шоу с телеэкранов? Как это всё будет смотреться в Белом доме, куда 44-й президент переедет вместе с семьёй 20 января? В столице США, где даже жилые помещения объявлены зоной, свободной от курения? Где потягивать новому президенту страны? Выходить на крыльцо?

 

Запустили в оборот дискуссию: можно ли и впрямь считать Обаму чернокожим, если мать его белая и воспитан он был её родителями, белыми бабушкой и дедушкой? Вот многие чёрные его и не считают своим…
Если вдруг заговорили о та-ких милых мелочах – вроде, как у нас о путинском лабрадоре Кони, – наверное, других проблем в стране нет. Или, напротив, нужно срочно отвлечь внимание публики от куда более серьёзных вещей.
  В случае с Обамой этот запатентованный медийный трюк используется, чтобы загасить разгорающийся скандал вокруг торговли сенатским местом избранного президента. Преемник Обамы будет сидеть в этом кресле ещё два года — до следующих выборов. Сенатор США – должность почётная, вполне может служить политическим трамплином для самых неожиданных карьерных вариантов. Естественно, возник вопрос: кому это место передать? Естественно, что демократы, которых представлял Обама, хотят сохранить это место за своей партией. Естественно, что губернатор штата демократ и сторонник Обамы Род Благоевич, который по закону имеет право назначить дублёра, отдаст это место только демократу. Естественно, что мнение нового президента, кому именно отдать его сенатское место, должно учитываться в первую очередь.
  На этом вроде бы все «естественности» и заканчиваются. Хотя как посмотреть…
 

БЛАГОЕВИЧ
И ОБАМА

  Род Благоевич, сын сталелитейщика-серба и матери, работавшей контролершей на платных дорогах, уже пять лет ходит в губернаторах. Избран в 2003 году, естественно, под знаком перемен и обещания очистить легендарно коррумпированную – даже по весьма фривольным американским меркам — политическую машину штата Иллинойс. Два предыдущих губернатора, демократ и республиканец, сидят в тюрьме. Вот и Благоевич оказался под арестом…
  Что же выкатила американская Фемида в качестве обвинения моложавому, привлекательному 52-летнему Благоевичу — губернатору с жуликоватыми глазами и чёлкой на лбу по моде 50-х гг. прошлого века? Благоевич пытался «торговать» сенатским креслом избранного президента Соединённых Штатов Барака Хусейна Обамы. Именно об этом, нагнав в голос подобающее гражданское негодование, поведал общественности федеральный прокурор по северо-западному округу штата Патрик Фитцджеральд. Он поспешил добавить, что имя нового президента Обамы никак не фигурирует в рамках расследования, которое он проводит.
  Впрочем, прокурора, который тут же выдал ордер на арест Благоевича, похоже, подтолкнули к преждевременным активным действиям, что может в конечном итоге сказаться на перспективах уголовного дела против губернатора. Дела и делишки Благоевича уже расследуют года три и , наверное, расследовали бы ещё столько же, если бы не некоторые обстоятельства. Газета «Чикаго трибюн» опубликовала на своих страницах стенограммы прослушек некоторых телефонных разговоров губернатора с октября этого года. Решение о публикации этих материалов — а это примерно 70 страниц, где губернатор раскрывает политическую кухню делания политических королей и подмастерий — принял издатель газеты Сэмуэль Зель. Сей господин сильно обиделся на губернатора Благоевича за то, что тот согласился предоставить финансовую помощь этому изданию только в обмен на увольнение нескольких журналистов (журналисты – за…нцы, жаловался раздражённый Благоевич согласно стенограмме, меня критикуют и просят о помощи).
  После взрыва газетной бомбы со стенограммами прокурору П. Фитцджеральду ничего не оставалось, как объявить о начале активных действий. Он выписал ордер на арест самого Благоевича и его ближайшего помощника Харриса. Но дождаться убийственных, неопровержимых улик против губернатора – конкретных сумм или конкретных посул в обмен на места и должности – прокурор не успел. Заметим, что в самом факте записи телефонных переговоров ничего неожиданного не было даже для самого Благоевича: губернатор уже года три, как находится под следствием по делу о финансовых злоупотреблениях, поэтому поставить ему жучки, как говорится, сам бог велел. «Да пусть записывают, что хотят, — в сердцах как-то бросил он журналистам. — Всё, что я говорю, находится целиком в рамках закона».
  Погорячился губернатор…
  В расшифровке записей Благоевич предстаёт как человек, требующий разную таксу от разных людей за сенатское место Обамы; при этом он обильно использует ненормативную лексику, что должно вызывать негодование особо чувствительных и возвышенных читателей-моралистов.
  Переговоры, как следует из стенограмм прослушек, в большинстве случаев велись с Благоевичем через посредников – Обама напрямую на эту тему не засвечивался. Переговорщик от Обамы («контакт №1» в стенограмме прослушки) информировал офис губернатора о том, кого новый президент хотел бы видеть своим преемником в сенате. Благоевич, называя всю ситуацию «золотым шансом» для себя, намекал, что готов получить за своё решение должность посла или министра в администрации нового президента. Либо место руководителя для себя или своей жены в создаваемом специально фонде с размером уставного капитала в 10—15 млн. долларов. После того, как лобовая атака не увенчалась успехом, в стенограмме одного из разговоров «между своими» Благоевич называет нового президента нехорошим словом, замечая, что в случае с Обамой, видимо, ни на что, кроме «благодарности», рассчитывать не приходится.
  Журналисты быстро вычислили, что «контакт №1» — это, скорее всего, Рам Эммануэль, новый могущественный глава аппарата Белого дома. Выяснилось, что кандидат Обамы на сенатское место Валери Джерретт — давняя и преданная сторонница нового президента. В своё время она, кстати, устроила жену Обамы Мишель на работу в аппарат законодательного собрания штата Иллинойс.
  В беседе с представителем «контакта №5» человек Благоевича прямо называет цифру «компенсации» за сенатское место: пол-лимона зелёных сразу и миллион потом. «Контакт №5», как выяснилось довольно скоро, — это не кто иной, как конгрессмен Дж. Джексон-младший, сын известного в США общественного деятеля афроамериканца Джесси Джексона, в своё время выдвигавшегося в президенты США.
  Благоевич, как и Обама, — выходец из штата Иллинойс, питомец чикагской политической машины, славной своей феноменальной коррупцией и крутостью разборок с политическими оппонентами. Старожилы помнят, что выборы 1960 года Кеннеди выиграл только благодаря «правильному» подсчёту голосов именно в Чикаго, городе, который тогдашний мэр Ричард Дэйли держал в ежовых руках. Кеннеди в масштабах всей страны опередил тогда Никсона всего на 100 000 голосов, и львиная доля этого ничтожного перевеса приходилась как раз на Чикаго. Опытные люди Дэйли посчитали всех: и население кладбищ, и отъехавших из страны; они сделали так, чтобы вовремя и бесследно пропали бюллетени республиканцев и т.д...
  С тех пор протекли годы, но крутые нравы Чикаго не изменились. Мэром города теперь Ричард Дэйли-младший, сын своего прославленного отца. Оперилась и возмужала новая поросль политиков, молодых волков, которые тем не менее чтут политические традиции старших поколений.
  Благоевич и Обама почти ровесники и прекрасно знают друг друга — оба выпускники суровой чикагской школы политического мастерства. Благоевич, как и Обама, сначала был сенатором штата, затем провёл два срока в палате представителей конгресса США от Иллинойса. Когда в 2002 году он выставил свою кандидатуру в губернаторы штата, Обама был в числе его ключевых советников, сообщал сайт «Политико». В 2006 году Благоевич переизбирался на второй губернаторский срок, и Обама, уже сенатор США, поддержал его как лидера, который, по словам Обамы, «всегда выполняет свои обещания перед гражданами Иллинойса». Напомним, что избрание Обамы в 2005 году в сенат США от Иллинойса было абсолютно невозможно без политического и финансового содействия губернатора Благоевича и партийной организации демократов штата.
  Заметим, что уже в то время в штате полным ходом шло расследование злоупотреблений Благоевича по статье «политические назначения в обмен на предвыборные взносы». Кстати, к тому времени относится и знакомство Обамы с одним из подручных Благоевича – предпринимателем Тони Резко, человеком с весьма сложной биографией, который ныне ожидает оглашения приговора по уголовному делу. Финансовые дела Обамы тогда пошли резко в гору — он купил дом за два миллиона долларов при сенатском жаловании всего в 12 000 долларов. Резко поселился рядом, на соседнем участке, часть которого он продал Обаме по очень щадящей цене. Большие СМИ всячески упирают на то, что два знакомых Благоевича — Резко и Обама – никак не пересекались. Хотя взнос от Резко в 150 000 долларов в свой президентский избирательный фонд Обама позже передал на благотворительные нужды, узнав о сомнительном происхождении денег предпринимателя (тот как-то взял два миллиона долларов от гражданина Ирака). В ходе президентской избирательной кампании Обамы этот эпизод всячески затушёвывался американскими СМИ, которые – и это одна из больших тайн политической карьеры Обамы – проявляли к нему редкостную благосклонность.
  Показательна реакция СМИ и многих американских избирателей на скандальную историю с арестом Благоевича. Да, соглашаются все, политические нравы Иллинойса известны всей стране как крайне предосудительные. Да, конечно, Благоевич — большой прохвост, какие могут быть сомнения. Но Обама? — нет, Обама чист, как жена Цезаря, он ни сном, ни духом не подозревал о неприглядной кухне чикагской политики. Во всяком случае держался от неё в стороне.
  Надо быть полным идиотом, чтобы в течение многих лет не видеть, что творится у тебя под носом, резонно возражали другие, которые, заметим, пока в явном меньшинстве. Быть на кухне и не оскоромиться, жить в борделе и не согрешить – возможно ли такое?
  Реакция Обамы на скандал с Благоевичем даёт представление о его политическом почерке. Обама, как отмечали в прессе, и прежде демонстрировал «безжалостную готовность переступить через бывших союзников, когда нужно делать следующий шаг наверх, что до сих пор приводит в бешенство его давних политических сторонников в Иллинойсе».
  Ответы Обамы претерпевали чудодейственные метаморфозы по мере раскручивания скандала. Первый ответ: «Никто из моего аппарата не контактировал с губернатором Благоевичем относительно сенатского места». Ответ №2: «Я не контактировал с губернатором по поводу сенатского места». Ответ №3: «Никто из моего аппарата не имел неподобающих контактов с губернатором относительно сенатского места». Что и говорить, «ряд волшебных изменений милого лица», как некогда сказал поэт. Эти три варианта ответов свидетельствует об одном: Обаме и его аппарату есть что скрывать в этом деликатном деле.
  Дотошные журналисты тут же вспомнили, что один из высокопоставленных сотрудников президентского аппарата сообщал агентству «Асошиэйтед пресс», что Обама говорил-таки с Благоевичем по телефону в ноябре. Правда, позднее тот открестился от своих слов, заявив, что его неправильно поняли.
  Обама сообщил также, что внутри его аппарата будет проведено служебное расследование, которое и должно выяснить все подробности этой истории. Кто проводит такое расследование, как оно будет проходить, прессе не сообщается, чтобы «не мешать ходу идущего ныне следствия по губернатору». Итоги будут обнародованы 22 декабря – то есть на рождественской неделе, когда публике будет явно не до расследований, а сам Обама уедет из Чикаго на праздники на Гавайи.
  В заявлении Обамы ничего не говорится о том, что на плёнке звукозаписи разговора с Благоевичем звучит голос Рама Эмануэля, главы его аппарата, который и сообщал помощнику губернатора Харрису (ныне арестованному), кого избранный президент хотел бы видеть своим преемником в сенате США.
  Эмануэль не проходит по материалам в рамках прокурорского расследования Фитцджеральда, сообщили источники журналистам. Но этот персонаж, правая рука Обамы, с 20 января второй по влиянию человек в Вашингтоне, — тоже весьма колоритный продукт чикагской школы сурового политического реализма. Человек необузданного темперамента, он отныне будет вершить делами нового президента.

 
КТО ТАКОЙ
РАМ ЭМАНУЭЛЬ?

  Он уроженец Чикаго, один из отпрысков многодетной еврейской семьи. Его отец — Беньямин Эмануэль, выходец из Иерусалима, где он был членом военизированной сионистской группы «Иргун» с 1931 по 1948 год. Его мать, Марта Смулевич, работала ассистентом рентгенолога, а затем стала владелицей клуба рок-н-ролла в Чикаго. У Рама Эмануэля есть два брата и приёмная сестра. Все члены семьи Эмануэля с детства были ориентированы на успех, чем бы они ни занимались. Даже когда мать отдала Рама Эмануэля в балетную школу против его воли, он стал одним из лучших учеников и получил грант на дальнейшее обучение в ведущей балетной школе США. Старший брат Эмануэля Эзекиэль окончил медицинскую школу в Гарварде и стал онкологом. Младший Ари – успешный продюсер в Голливуде. Кстати, сам Рам Эмануэль стал прототипом героя Джошуа Малина в популярном американском сериале «Западное крыло» о Белом доме.
  Свою политическую карьеру Рам Эмануэль начал во время одной избирательной кампании мэра Чикаго Ричарда Дейли. Эмануэль отвечал за сбор средств в предвыборный фонд кандидата. Обычно доноры давали по 5 тысяч долларов, но для Дейли этого было явно недостаточно. Хваткий парень, Эмануэль стал обзванивать доноров, убеждая их в том, что они наверняка могли бы дать не менее 25 тысяч долларов. Если клиент не желал раскошеливаться, то Рам вешал трубку, говоря, что он очень разочарован их нежеланием помочь мэру, вспоминает брат Дейли Уильям. Озадаченные такой наглостью и напористостью, доноры перезванивали и начинали оправдываться. Так или иначе, через 13 недель Рам Эмануэль сумел собрать рекордное количество денег на кампанию мэра – 7 млн. долларов. Вскоре за Рамом Эмануэлем закрепилась слава одного из самых эффективных вышибал пожертвований из доноров Демократической партии. Благодаря этому он вошёл сначала в избирательный штаб, а потом и в администрацию Билла Клинтона.
  Коллеги и подчинённые дали Эмануэлю прозвище «Рам-бо». На созвучии с именем культового персонажа Рембо сыграли не случайно. В первый день работы в избирательной штабе Билла Клинтона Рам Эмануэль забрался на стол и начал громко объяснять своим сотрудникам, чего он от них хочет. Его эксцентричный стиль общения породил шутку, что в Вашингтоне стоит открыть специальный медпункт для сотрудников, травмированных во время работы с Рамом Эмануэлем.
  О крутом нраве Рама Эмануэля в Вашингтоне ходят легенды. Говорят, что он служил в израильской армии, и его средний палец на левой руке оторвало снарядом во время боя с сирийцами. Поздним вечером, когда Билл Клинтон был избран президентом США, Рам Эмануэль встал прямо посреди праздничного банкета и начал зачитывать список людей, которые выступали против Клинтона. «Мёртв», – кричал он после каждого имени врага Билла Клинтона и втыкал нож в стол. Когда он закончил список, стол был похож на лунный пейзаж, вспоминает один из очевидцев. Однажды Рам Эмануэль послал гнилую рыбу социологу, который неверно предсказал результаты выборов. Из всех этих историй только рассказ про оторванный во время арабо-израильской войны палец является вымыслом. Палец Рам Эмануэль потерял, когда подрабатывал в сети фастфуда «Арбис» в старших классах школы. Он сильно порезался, а потом решил искупаться в местном озере Мичиган, где подхватил инфекцию. В результате врачи ампутировали ему средний палец на правой руке (эти факты собрала журналист Алина Гребнева).
  После поражения Альберта Гора на выборах 2000 года Эмануэль решил крупно заработать и стал лоббистом. С его наработанными огромными связями в политических кругах он всего за несколько лет сколотил пару десятков миллионов долларов, после чего опять подался в политику, став членом палаты представителей конгресса США от штата Иллинойс. После победы Обамы на выборах 4 ноября сего года Эмануэль тут же получил приглашение стать главой аппарата Белого дома при новом президенте. Такое назначение красноречиво говорит о степени близости Эмануэля к Обаме. Тем не менее во время президентской кампании имя Эмануэля в американских СМИ не звучало, что само по себе весьма любопытно.
  Чтобы представить себе его влияние, достаточно сказать, что члены кабинета могут попасть к президенту только через Эмануэля.
  Согласно последним сообщениям СМИ, Эмануэль  21 раз беседовал с Благоевичем  по поводу сенатского места Обамы, а заодно и своего места в палате представителей, которое также освобождается в связи с его переходом на работу в Белый дом. Пока Обама хранит стоическое молчание по этому поводу, что уже вызывает недоумение части журналистского корпуса.
  Когда к читателю поступит этот номер газеты, станут известными  подробности головокружительной истории  с торговлей местами, которые изложит Род Благоевич на своей пресс-конференции в четверг. Аппарат Обамы выжидает со своими итогами расследования ещё и потому, что рассчитывает нейтрализовать в нём «версию Благоевича».  
  Всё это мало вяжется с предвыборными обещаниями Обамы изменить вашингтонские нравы, сделать прозрачной деятельность своего правительства и аппарата Белого дома, «приблизить власть к народу». Чем сильней уверовал избиратель в эту риторику в ходе кампании, тем горше его похмелье сегодня, при виде реальных дел  нового президента.  
  Уже состав правительства и аппарата показали: на ключевые посты в обамовской администрации сели люди Клинтона. Нынешний скандал с чикагскими политиками подтверждает: нравы американской элиты остаются прежними.
  Что ж, «хотели как лучше, получилось как всегда»,  – только и остаётся вспомнить Черномырдина.

Виктор ЛИННИК

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: