slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Первые шаги

Прогулка по редакционному фойе

накануне бенефиса

В каждом театре в фойе висят портреты режиссёра и театральной труппы. Чем старше театр, тем больше портретов. Ветераны уходят со сцены, а порою из жизни, на смену им приходит новое поколение актёров, меняется репертуар, а подчас и творческое лицо театра.

Остаются лишь портреты в фойе. Они, как история театра.

Газета, конечно, не театр. А журналисты — не лицедеи.

Но так хочется мысленно представить себе нашу портретную галерею, в которой отражалась бы история газеты с её взлётами и кризисами, с её обретениями и потерями.

У нас не очень длинная история. «Слову» всего десять лет. Но каких лет!

Каждый год можно считать за три. Потому что за эти годы возникали и исчезали десятки газетных проектов. Ярких, амбициозных, шумных, с большими бюджетами. И все они приказали долго жить.

А «Слово» живёт! В нашей специальной вкдадке, посвящённой десятилетию газеты, вы прочтёте публикации Станислава Меньшикова и Саввы Ямщикова, в которых рассказывается о сегодняшнем месте «Слова» в российской журналистике. Я же хотел напомнить нашим читателям о том, как начиналась наша газета.

Вглядываюсь в портреты «нашего фойе». Конечно, первый – главный редактор. Наш газетный главреж. «Таганка» – театр Любимова, «Современник» – Ефремова, «Малая Бронная» – Эфроса, МХАТ им. Горького – Татьяны Дорониной, «Ленком» – Захарова. Когда приходит новый главреж – театр меняет кожу. Чаще всего с летальным исходом.

Я ушёл из «Правды» Ильина лишь потому, что не видел в нём «главного». Мне нужен был единомышленник. Александр Алексеевич таковым не был.

Виктору Алексеевичу Линнику комплиментов говорить не стану. И так всё ясно. На нашей газетной сцене мы вместе шестнадцать лет.


Начинали мы «Слово» трудно. В обстановке тотального безденежья. Дефолт торпедировал «титаники» покрупнее нашего издания. Когда вместе с дефолтом рухнул бюджет «Правды», коллектив фактически оказался за бортом терпящей бедствие газеты. К тому же стараниями тогдашнего спикера Госдумы Геннадия Селезнёва и руководства думской фракции КПРФ Госкомитет по печати аннулировал регистрационное свидетельство нашего издания, чтоб двум «Правдам» неповадно было.

Два МХАТа могли существовать, две «Таганки» могли соседствовать, а вот «Правда» могла быть только одна.

Удушить нас не получилось!

6 ноября 1998 года часть прежнего коллектива газеты выпустила первый номер «Слова».

Из обращения к читателям

«Слово», рождённое «Правдой»

Вы держите в своих руках первый номер газеты с пока неизвестным вам названием. Власти заставляют нас сменить имя «Правды», знакомое миллионам. Надеемся, что принятое нами тяжёлое и вынужденное решение – временное. Мы не имеем права останавливать газету и ждать, пока дело пылится в судах. Газета живёт, пока выходит, пока постоянно говорит с людьми. Наши взгляды остаются прежними. «Слово» будет говорить с читателем, как раньше говорила «Правда», — уважительно, ясно, независимо и профессионально. Да иного и не может быть, ибо «Слово» делает хорошо знакомый вам коллектив правдистов.

Считаем, что выбранное нами новое название органично связано с предыдущим. Как не бывает Правды без Слова, так и Слово необходимо, чтобы Правда дошла до читателей».

Первые номера газеты делались непросто.

Почти половина коллектива была настроена на продолжение борьбы с «ветряными мельницами». Газета с новым названием была, по их мнению, изменой идеалам «Правды». Подозреваю, что за этим показным донкихотством у одних скрывался тонкий корыстный расчёт, а другие не могли смириться с мыслью об утрате руководящих портфелей.

Не стану называть их имена, ибо их портретов в нашей галерее я не вижу.

Так или иначе, вместе с Виктором Линником остался относительно небольшой, но сплочённый коллектив правдистов, а также и нескольких журналистов, пришедших в газету из других изданий.

Вот их имена. С первого номера «Слова» с нами были – Евгений Фадеев, Борис Орехов, Виталий Ган, Юрий Глухов, Станислав Меньшиков, Владимир Чернышёв, Наталья Никулина, Владимир Чертков, Светлана Глушко, Владимир Потапов, Юрий Куканов, Андрей Щербаков, Алла Мальцина, Лена Солнцева, Люба Шакун, Маргарита Анохина, Ольга Хайлова, Люба Савицкая, Светлана Кофанова…

Среди наших авторов — академик Дмитрий Львов, политолог Сергей Кургинян, писатели и публицисты Валерий Поволяев, Игорь Янин, Юрий Бялый, Зденек Горжени, Нина Молева, Альберт Лиханов, Эдуард Крюков, Вера Сорокина, Дмитрий Подколзин, Альберт Шатров…

Интересы газеты были и остаются для всех нас выше личных интересов. Так что фундамент у «Слова» был прочный. Ведь главное в газете, как и в театре, – люди, которые её делают.

Листая подшивки газеты, невольно обращаешь внимание на заполитизированность её содержания. Но таково было время, в котором мы жили и работали. Непростое, надо признать, время. Страну сотрясали скандалы. С голым человеком, похожим на генпрокурора Скуратова, с несостоявшимся импичментом Борису Ельцину, с отставкой криминального кардинала Березовского. Приближались парламентские и президентские выборы 1999–2000гг. Резко активизировались политики. Как ранее «Правда», газета «Слово» оставалась трибуной политиков-государственников, таких, как Сергей Глазьев, Степан Сулакшин, Алексей Подберёзкин, Андрей Николаев, Юрий Болдырев, Сергей Бабурин, генерал Валентин Варенников, Дмитрий Рогозин, Константин Затулин…

Но вернёмся к нашей портретной галерее. Вот два зама главного редактора. Владимир Чернышёв и Евгений Фадеев.

В ноябре 1999 года мы потеряли первого своего товарища по «Слову» Евгения Фадеева. Блестящий журналист, прошедший десяток «горячих точек» в Индокитае и на Балканах, он долгие месяцы боролся с тяжелой болезнью. Превозмогая мучительную боль, продолжал писать. Его последнее интервью с Анатолием Карповым было опубликовано в «Слове» за две недели до безвременной кончины.

Владимир Чернышёв ушёл из газеты летом 2000 года. У каждого своя судьба и своя дорога.

За прошедшие десять лет одни наши товарищи ушли из газеты, другие ушли из жизни. Мы должны вспомнить их: Олег Мешков, Елена Белостоцкая, Андрей Щербаков, Владимир Ватутин, наш автор Владимир Топоров. Он ушёл последним.

Но рядом с главным редактором в галерее моего редакционного фойе висит портрет Виталия Гана. Журналиста с большой буквы. Человека, приятельством с которым горжусь. На протяжении многих лет «Слово» украшали его политические портреты, очерки об артистических знаменитостях, комментарии о суматошной нашей действительности. Когда читаешь эту искромётную, задорную публицистику, трудно смириться с мыслью, что Виталий писал свои корреспонденции смертельно больным человеком. Он очень любил жизнь.

В театре есть репертуар. Классика, современность. Драматургия сцены.

У нас драматургию диктовала жизнь. Всякая газета – зеркало жизни. У англичан газеты так и называются – «Дейли миррор» («Ежедневное зеркало»), есть у них и «Субботнее зеркало» и другие «зеркала».

Мы стремились к тому, чтобы «Слово» не было обычным зеркалом. Разумеется, не кривым. Их в нашей журналистике больше чем достаточно. Нам хотелось, чтобы читатель видел в нашем зеркале перспективу зазеркалья. События получали в «Слове» комментарии с прогнозами на будущее. И очень часто эти прогнозы, к нашей печали, сбывались.

Почему к печали?

Посудите сами. Одно из самых ярких событий июня 1999 года марш-бросок русских десантников из Боснии в Косово. Заняв аэропорт Приштины, наши парни утёрли нос натовцам. Для «Слова» это был большой праздник. Но очень скоро политики сдали все наши позиции на Балканах. Разворот самолёта Примакова по пути в Америку был «лебединой песней» протеста натовскому продвижению на Восток. А его мы видели уже тогда.

Конец лета — начало осени 99-го ознаменовались очередными сюрпризами Кремля. В отставку с поста премьера был отправлен Сергей Степашин, его место занял профессиональный разведчик Владимир Путин. Его приход в правительство газета отметила небольшой публикацией под заголовком «Заложник Ельцина».

В конце августа чеченские боевики вторглись в соседний Дагестан.

Сентябрь потряс Россию взрывами жилых домов в Москве и Волгодонске.

Начиналась вторая чеченская кампания.

Конец 1999 года был ознаменован досрочным уходом Бориса Ельцина в отставку. Тогда же Виктор Линник в «передовой» сделал прогноз о том, что Путин будет президентом до 2008 года.

Прогноз «Слова», как всегда, оказался точным.

9 июля 99-го вышел первый пятничный номер «Слова» в формате
А3 на 12 полосах. Это был прообраз того еженедельника, который читатель получает сегодня. Правда, за эти годы внешний вид газеты претерпел значительные изменения. Строже стала вёрстка, крупнее и ярче иллюстративный ряд. Сегодняшнее «Слово» «глазастее».

Во второй половине июля мы наконец обрели свою постоянную крышу над головой. С тех пор адрес редакции: Ленинградский проспект, дом 57. В новую редакцию пришли далеко не все, кто делал с нами первый номер газеты.

Но появились и новые имена. Елена Белостоцкая, Людмила Аверина, Владимир Ватутин…

Одним из наших «лучших перьев» в газете на протяжении всех десяти лет остаётся Юрий Глухов. Его портрет в нашем фойе на видном месте. В последнее время он единственный и непререкаемый арбитр в моих бесконечных спорах с главредом (главрежем). Я зову его «Ваша честь». Вклад Юрия Васильевича в становление и взросление газеты неоценим. Если земля стояла по преданию на трёх китах, то после Линника Глухов – второй кит!

 

29 октября 1999 года вышел сотый номер «Слова».

«Мы независимое издание, которое не оглупляет, а слышит своего читателя, — писал в редакторской колонке Виктор Линник. Он назвал «Слово» газетой, которая споспешествует восстановлению духа и души нации. «Уже само по себе это редкость на российских информационных просторах».

В завершающие дни 99-го года Академия российской словесности наградила редакцию газеты «Слово» юбилейной Пушкинской медалью с девизом «Ревнителю просвещения».

Так что стартовали мы успешно. Ну а дальше начиналась трудная и счастливая жизнь, в которой все мы были создателями единственной и неповторимой премьеры, которая, начиная со второй половины 2000-го, приходит к читателям по пятницам.

Рассказывать историю нашей газеты можно бесконечно. Я лишь обозначил её первые шаги.

И вот сейчас мы отмечаем десятилетие со дня выхода первого номера. Грядут юбилейные празднества, вслед за которыми снова маячат газетные будни. Впереди у нас десятки, а может, и сотни новых номеров-премьер.

Так что, до новых юбилеев, читатель!

Виктор Притула.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: