slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Перековка на зоне

Ходорковский стал русским националистом?

Михаил Ходорковский ошарашил-таки либеральный политбомонд, который так пылко и восторженно встретил его после подписанного Президентом В. Путиным указа о помиловании. «Я в определённой степени националист», — заявил Ходорковский в интервью Альбац в «Нью-Таймс», призвав при этом не путать национализм с шовинизмом. «Если вопрос стоит так: отделение Северного Кавказа или война — значит, война», — негромко, но внятно отчеканил экс-олигарх. По его мнению, независимость северокавказских республик — это путь к «настоящей крови», к «миллионам жертв». «Те проблемы, которые могут возникнуть у миллионов людей» при распаде федерации, не идут в сравнение ни с какими другими проблемами, уверен Ходорковский.

«Если конкретно спросить у меня лично, пойду ли я воевать, — пойду. За Северный Кавказ, — сказал Ходорковский. — Это наша земля, мы её завоевали. Нет на сегодняшний день в мире незавоёванной земли. Вот Северный Кавказ завоеван нами». 
Эти недвусмысленные и очень мужские слова — совсем не то, что хотела услышать «болотная» общественность от человека, которого она, захлёбываясь от переполнявших её эмоций, в эти дни прочила на роль очередной «совести нации», «анти-Путина», вождя оппозиции, морального лидера России, кандидата в президенты в 2018 году и т.д.
Да что там кандидата? – Президента, и никак не меньше! Об этом нам с хорошо дозированной слезой поведал некто Красовский в прохоровском журнале «Сноб»: «Теперь я уже не хочу скрываться, — завершает он свою торжественную оду в честь Ходорковского, по силе любовного накала напоминающую разве что послание к Анне Керн. — Я бы хотел однажды встретить его (Ходорковского. – Ред.) с этим чемоданом (фирмы «Луи Виттон». – Ред.) в аэропорту, улыбнуться и сказать: «Ну что неловкого? Хватит ребячествовать, идите царствовать!». Ну и, конечно, добавил бы: «Берегите Россию. И простите всех нас».
Вот до каких фантазийных высот дело доходит. И то, правду сказать, в экстазе до чего не договоришься. «Торжественная галиматья, заламывание рук», — как-то сказал по схожему поводу А. Фролов, обозреватель «Советской России».
Но неожиданные признания Ходорковского, прямо скажем, шокировали либеральную тусовку. Вот что пишет в комментариях к его недавнему интервью Ксении Соколовой некто А. Янов: «Тут два совсем разных Ходорковских нарисовались. Один либеральный мыслитель, вольтерьянец. Другой уверен в «сакральной ценности» территории. «Завоеванной нами» территории, добавляет он в интервью Альбац...
Что означает его заявление, что «он пошёл бы воевать за Северный Кавказ»? Что он поддержал бы обе чеченские войны? Значит ли «сакральная ценность» завоёванной территории, что он согласен и с заявлением Путина о «распаде СССР как о величайшей катастрофе ХХ века»?..
Скажу правду, для меня всё это наложилось на мою собственную переписку с МБХ, которая в своё время меня ошеломила. Я не готов её публиковать. Скажу лишь, что то были письма человека, похожего не на вольтерьянца, а на русского националиста»…
Стало быть, не вчера это превращение с Ходорковским случилось, не навеяно тем, что голова вдруг закружилась от вольного ветра нежданной свободы. К тому же он прямо говорит, что многие цели Путина разделяет, разве что методы достижения целей у них разные.
Ясно, что после таких откровений вчерашнего заклятого врага президента прогрессивная общественность страны пребывает в состоянии лёгкого нокдауна. Читаем дальше его интервью К. Соколовой.
«Я (как вольтерьянец. – Ред.), считаю, что каждый человек имеет право отстаивать свои убеждения. И даже если эти убеждения, с моей точки зрения, абсолютно неправильные, но этому человеку не дают свои убеждения декларировать, то я буду бороться за то, чтобы у него эти права были. В ельцинские времена я всегда помогал оппозиции. Я считал, что, хоть коммунисты мне и не близки, они представляют по меньшей мере 20 миллионов человек и должны иметь голос.
Соколова: И вы помогали коммунистам?
Ходорковский: Да.
Соколова: И вы помогали «Яблоку»...
Ходорковский: Я помогал «Яблоку», и я помогал СПС».
Кто-то, ознакомившись со всем этим, тут же припомнил, что вообще-то Ходорковский квартерон — мать у него русская, а отец лишь наполовину еврей. В этом, рассуждали они, одна из причин, почему 10 лет назад его так быстро сдали остальные представители славной «семибанкирщины», люди по преимуществу иного разлива.
Ходорковский рассуждал в своём интервью, что России не миновать этапа строительства национального государства, которое может быть «русским или российским». При этом, полагает он, необходим диалог с нац-
меньшинствами — татарами, башкирами, якутами. Попытка «перепрыгнуть из империи в империализм» — такая же утопия, как попытка «перепрыгнуть из феодализма в социализм», рассудил бывший глава «ЮКОСа», чуть ли не дословно повторяя азы всесильного истмата о железной смене общественных формаций. Всё-таки даёт себя знать секретарство во Фрунзенском райкоме ВЛКСМ и членство в КПСС.
Ну, уж после этого либерасты, как однажды колко заметил А. Фролов, и вовсе впали в ступор, у некоторых случилось несварение и глубокая задумчивость.
Левые в лице Проханова и Лимонова как-то преувеличенно громко заговорили о том, что Ходорковский после освобождения никому в России не нужен. Дескать, отрезанный ломоть, б/у, списанная матчасть. А ведь лет 10 назад, до посадки, газета «Завтра» посвящала Ходорковскому целые развороты с восторженными очерками о Нефтеюганске, столице «ЮКОСа». «Ходорковский не чужой вам человек», — напоминал Брилёв в своей передаче Г. Зюганову в эфире в прошлую субботу. «Ну, не надо преувеличивать», — скромно не соглашался вождь КПРФ. — Я уже говорил, что он своё оттрубил».
…Я помню Ходорковского по поездке в Воткинск осенью 1997 года на завод, производящий наши лучшие МБР, начиная с легендарной «Сатаны», в составе делегации, которую возглавлял Маслюков, тогдашний первый вице-премьер в правительстве Примакова. Ходорковский был очень оживлён, моложав, энергичен, беспрестанно говорил и вполне вписывался в группу, которая представляла собой коктейль из солидных и дородных советских оборонщиков, командиров индустрии, с новыми олигархами, шустрыми и тароватыми вчерашними комсомольцами и фарцовщиками, которые, по задумке, и должны были обеспечить возрождение лежавшего на боку ВПК. Тогда, как известно, у Примакова ничего не получилось — Ельцин отправил его в отставку через 8 месяцев. Пришлось ждать 3-го срока Путина, чтобы вернуться к осуществлению задуманного тогда…
Хорошо знающие подоплёку дела «ЮКОСа» юристы говорили мне, что состав преступления МБХ был таков, что его без вариантов посадили бы в любой европейской стране и, само собой, в Штатах. Это в принципе подтвердил недавний суд в Страсбурге, не увидевший политических мотивов в деле Ходорковского.
Робкие попытки распространить судебное разбирательство на остальных буйных представителей олигархического клана успехов не имели. Я как-то попробовал сказать об этом в одном из интервью на «РТ»: «Россия одобряет то, что сделали с Ходорковским. Но она ждёт продолжения сериала. Разве в одном нём дело? Где новые посадки? Где новые фамилии?». До этого дело так и не дошло…
Сегодня западные СМИ явно упирают в своих приветствиях по случаю освобождения Ходорковского на то, что освободили «диссидента», «виднейшего оппонента Путина», «лидера недовольных», «самого известного в России и в мире политического узника». Уже этим набором определений и эпитетов они настойчиво подсказывают ему направление дальнейших действий. По существу подталкивают Ходорковского к этому.
Но в операции «Помилование экс-олигарха» весомые политические очки в России и за рубежом набрал Владимир Путин. Недаром один из западных политологов заявил после прибытия Ходорковского в Берлин, что сегодня Путин мог бы быть избран президентом земного шара, намного опередив Обаму.
Поэтому игра Запада против Путина с помощью Ходорковского, если он таковую задумает играть, есть игра с заведомо слабыми козырями.

Василий МИХАЙЛОВСКИЙ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: