slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Патриарший местоблюститель

Митрополит Кирилл. Штрихи к портрету

Выдвижение митрополита Кирилла на ведущую позицию в церковной иерархии пришлось на время, в целом весьма благоприятное для Русской Православной Церкви. Через два десятка лет после прекращения официального богоборчества в нашей стране общественные позиции Русской Церкви заметно усилились, её авторитет и в России, и в мире поднялся до значительных высот. 

Во многом это стало возможным благодаря плодотворной деятельности Алексия II. За годы его патриаршества на канонической территории Русской Православной Церкви многократно выросло количество действующих храмов, монастырей, епархий, духовных учебных заведений, шёл постоянный рост числа православных верующих, укрепились условия для сбережения вековых традиций русского народа. Яркой заслугой Алексия II перед Россией стали его успешные усилия по восстановлению канонического единства Русской Православной Церкви – 17 мая 2007 года произошло историческое объединение РПЦ Московского Патриархата с Русской Зарубежной Православной Церковью. РПЦЗ стала неотъемлемой частью Русской Православной Церкви, усилился трансграничный характер русского православия: юрисдикция Русской Церкви теперь охватывает не только Россию и страны СНГ, распространяясь и на многочисленные приходы, монастыри и духовные учреждения, находящиеся в дальнем зарубежье.
  Известно, что укрепления позиций Русской Церкви на международной арене Святейший Патриарх добился, полагаясь на самое непосредственное участие в этом деле митрополита Кирилла, занимающего должность главы Отдела внешних церковных сношений РПЦ.
  Очевидно, что опыт, приобретённый митрополитом Кириллом на посту руководителя ОВЦС, облегчит ему решение проблем, остающихся для Русской Церкви актуальными. Среди них наиболее чувствительным является наличие параллельных православных юрисдикций на Украине, в Молдавии и в Эстонии, порождающее элементы конфликтности в отношениях Русской Церкви с Константинопольским патриархатом.
  Перед Русской Православной Церковью стоит и ряд внутренних проблем. Одной из них остаётся проблема финансирования церковной деятельности: за последние пять лет общецерковные расходы увеличились на 55 процентов, но при этом большинство епархиальных управлений РПЦ испытывает нехватку денежных средств. В докладе на Архиерейском Соборе в июне 2008 года Патриарх Алексий II сказал: «За прошедший год все вместе взятые епархии перечислили в общецерковный бюджет в 3 раза меньше средств, чем храмы Москвы».
  Есть все основания полагать, что стоящие перед Русской Церковью проблемы – и внешние, и внутренние — митрополит Кирилл сможет решать результативно. Порукой этому служат его личные качества – энергичность, уникальный интеллект, высокая образованность.
  Митрополит Кирилл (в миру – Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде. Он рос и формировался как личность в атмосфере традиционного русского православия. Его отец и его дед были священниками. Сомнений в выборе жизненного пути у будущего митрополита не было: сразу после школьной скамьи он поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, а затем – и в Ленинградскую Духовную академию. О его незаурядных способностях и заряженности на учёбу красноречиво свидетельствует то, что обучение в семинарии и в академии он завершил за четыре года – вместо положенных восьми лет. Уже в 24 года он стал кандидатом богословия, а ещё через год был возведён в сан архимандрита.
  На пути церковного служения архимандрит Кирилл успешно выполнял многие ответственные задачи – был представителем Московского патриархата при Всемирном Совете Церквей, являлся ректором Ленинградской Духовной академии (а также семинарии), был епископом Выборгским, нёс послушание заместителя Патриаршего экзарха Западной Европы. В 1977 году был возведён в сан архиепископа, после чего управлял Патриаршими приходами в Финляндии, занимал пост заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений и одновременно с этим преподавал в Московской Духовной академии. В конце 1984 года был назначен архиепископом Смоленским и Вяземским (позднее этот титул стал звучать как Смоленский и Калининградский). В ноябре 1989 года архиепископ Кирилл становится председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. Эта должность предоставила ему место постоянного члена Священного Синода. В феврале 1991-го Кирилл был возведён в сан митрополита.
  Обладая широкими богословскими и философскими знаниями, митрополит Кирилл проявил расположенность к решению важных концептуальных вопросов, по праву став председателем Синодальной рабочей группы, в 1995 – 2000 годах занимавшейся выработкой концепции Русской Православной Церкви по проблемам современного общества и отношений между Церковью и государством. Под руководством митрополита Кирилла был составлен такой значимый концептуальный документ, как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятый Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году.
  «Основы» базируются на традиционном понимании православия и в то же время не отвергают поступательное развитие, идею совершенствования, применимую и к отдельному человеку, и к обществу в целом. В «Основах» высокий ранг придан национальной культуре, народному самосознанию, духовной свободе, трудовой морали, творчеству, патриотизму, семье и воспитанию детей.
  В этом документе сказано: Русская Церковь приветствует сотрудничество с наукой, в которой она видит «естественный инструмент благоустроения земной жизни», хотя и предупреждает, что наука не должна быть «независима от нравственных принципов». «Основы» провозглашают: «Светская культура способна быть носительницей благовестия, и если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, церковь благословляет его». В этой части концептуального документа ощущается непосредственное влияние митрополита Кирилла, неизменно защищающего все позитивные достижения науки и культуры и считающего, что вера не враждебна знанию: познание законов бытия должно являть собой ценность не только для приверженцев материалистических взглядов, но и для верующих людей. Знания – важный залог успешного решения общественных проблем.
  Эти взгляды митрополит Кирилл последовательно проводит в своей просветительской деятельности, в частности – в телепрограмме «Слово пастыря», получившей самое широкое признание среди всех слоёв российского населения. Он является автором многих книг и более 500 статей в отечественной и зарубежной периодике. В своих книгах и выступлениях митрополит Кирилл доказывает, что «и процветание народов, и простое счастье отдельного человека обусловлены одним и тем же – состоянием их духа. Стремление человека к обретению полноты бытия, которая и есть счастье, естественно и прекрасно». При этом он отвергает узкоутилитарное, плоское объяснение смысла человеческого бытия, сводимое к «бесконечному удовлетворению бесконечно возрастающих материальных потребностей». Один из недостатков современной общественной жизни Владыка видит в том, что «практически любой политик, к какой бы партии он ни принадлежал, будет с пеной у рта доказывать, что корень всех проблем – в экономике». Конечно, «мы не должны жить бедно и скудно», но экономический фактор – ничто, если человек лишён «опоры в силе духа», лишён «духовной основы его существования».
  Митрополит Кирилл ярко проявил себя в качестве общественного деятеля. С 1993 года он является одним из руководителей Всемирного Русского Народного Собора – крупнейшего общественного форума современной России. Трибуну ВРНС он неизменно использует для защиты традиционной нравственности, говоря о том, что «вне нравственного закона человечество жить не может», что «попрание нравственного закона привело многие сильные цивилизации к краху и исчезновению с лица земли».
  Нравственности митрополит Кирилл придаёт широкое социальное значение, защищая права народа и подчёркивая, что без соблюдения законов и нравственных заповедей со стороны тех, кто держит в своих руках власть и капиталы, никакая общественная гармония невозможна. Нравственному фактору Патриарший Местоблюститель придаёт и общеисторический цивилизационный смысл: «Сегодня во многих странах выстраивается общественная система, которая потворствует греху». Речь идёт о странах Запада, где разговорами о либеральных свободах «прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей». Митрополит Кирилл уверен: «Православная традиция, являясь культурообразующей для русской цивилизации, не может не ответить на этот вызов, иначе русский мир превратится в маргинальное явление».
  Вместе с Патриархом Алексием II митрополит Кирилл поддержал мэра Москвы Юрия Лужкова, запретившего проведение в столице гей-парада. В октябре 2007 года Владыка Кирилл присутствовал на Парламентской ассамблее Совета Европы, с трибуны которой Святейший Патриарх публично выразил своё негативное отношение к гомосексуализму. Позиция руководителей Русской Церкви вызвала недовольство у певцов радикального либерализма, в очередной раз позволивших себе грубые и нечистоплотные нападки на Церковь.
  Логично предположить, что в ближайшее время такие нападки не прекратятся. Адептов либеральной вседозволенности, помимо прочего, не устраивает и то, что митрополит Кирилл исповедует взгляды государственника, на международных встречах открыто защищая национальную безопасность России: «Совершенно очевидно, что размещение в Чехии и в Польше элементов американской ПРО повлечёт за собой ответ России, которая усматривает в этом размещении угрозу своей безопасности. Мы стоим на пороге возобновления гонки вооружений, способной разрушить хрупкий баланс сил, обеспечивающий безопасность Европы». Он высказался против «политики уступок, проводимой в одностороннем порядке», которая партнёрами России «зачастую расценивается как проявление слабости, как своеобразная капитуляция перед центрами силы».
  Деятельность митрополита Кирилла на посту главы ОВЦС РПЦ принесла немало пользы внешнеполитическим позициям России. Наглядным символом такой пользы стала его недавняя встреча с популярным кубинским лидером Фиделем Кастро, приуроченная к открытию в Гаване православного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящение его совершил именно Владыка Кирилл).
  Глава отдела внешних сношений РПЦ имеет целый ряд наград, вручённых ему российским МИДом, а Владимир Путин, будучи российским президентом, наградил его орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Это, конечно, не случайность: плодотворное сотрудничество с государственным руководством России Владыка Кирилл вносит в число важнейших приоритетов своей церковной стратегии.

Сергей ВЛАДИМИРОВ.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: