slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Патриарх пяти муз

«Не печалься, что умер; радуйся, что жил». Вот мысль, что приходит на сердце при воспоминании об этом уникальном человеке. Безмерное счастье, творческое и человеческое, выпало на долю тех, кому судьба подарила встречу с ним. Чем крупнее личность, тем многограннее и сложнее его характер. Таким был Александр Михайлович Кравцов. Режиссёр, актёр, драматург, писатель и поэт.
Он умел видеть ростки таланта актёра, режиссёра, поэта в тех, в ком окружающий мир вообще ничего не видел. Влюблялся в этот талант и упорно и самозабвенно работал на него. Проходило время, и люди удивлённо восхищались: «Надо же! Каких талантливых актёров нашёл Александр Михайлович!»
Крайне ранимый, чуткий к болям других, он обладал невероятной волей и ясным умом и в критических, казалось бы, проигрышных обстоятельствах собирался, начинал борьбу и выигрывал её.
Эти качества были в нём не случайны. Ранняя юность Саши Кравцова пришлась на Великую Отечественную войну. Семья Кравцовых жила тогда в Ленинграде. В августе 1941 года его отец Михаил Иосифович Кравцов попросил снять с себя бронь как учёного-историка, археолога и ушёл добровольцем на фронт.
Началась блокада Ленинграда. При налётах немецкой авиации гудела сирена, и все уходили в бомбоубежище. Но Саша не уходил, бросался ловить зажигательные бомбы и тушил их, опуская в баки с водой или песком. Однажды он вернулся в бомбоубежище с большим опозданием. Мама, Татьяна Константиновна, спрашивает: «Почему ты улыбаешься?» — «Я не улыбаюсь.» — «Нет, ты улыбаешься!» И вдруг Саша почувствовал пощёчину. Мать интуитивно всё поняла. Он был в шоке. Придя в себя, он рассказал, что произошло. Друг погиб. На том месте, где был дом его друга, он увидел воронку. А немного дальше, на дереве, на ветке – оторванную руку.
Зимой, переходя Неву, Саша спускался и поднимался по замёрзшим трупам, как по лестнице. Их никто не убирал. Ближе к весне, когда блокада усилилась, Татьяна Константиновна вывезла истощённого одиннадцатилетнего сына из Ленинграда в Ростов-на-Дону, откуда родом был отец.
В начале 1943 года Татьяна Константиновна получила похоронку, где сообщалось: «Ваш муж пропал без вести». Позже выяснилось, что Михаил Иосифович погиб где-то под городом Хороп.
В Ростове-на-Дону Саша работал санитаром в военном госпитале (уносил ампутированные руки и ноги, ухаживал за ранеными), где оперировал знаменитый хирург генерал-полковник медицинской службы Николай Алексеевич Богораз. Это был волевой героический человек. Оперировал он на протезах, сам не имея ног. И его знаменитая фраза «будещь орать – сдохнещь» вошла в одну из пьес Александра Михайловича.
Однажды во время операции неожиданно появились вражеские самолёты и стали сбрасывать бомбы на город. Богораз потребовал, чтобы все спустились в бомбоубежище. Но Саша упрямо отказался и продолжал помогать хирургу.
Богораз представил его к награде. Александру Кравцову вручили медаль «За боевые заслуги», а после окончания войны – медаль «За победу над Германией».
Драматические и трагические перипетии военных лет отразились на творчестве. Удивительные встречи с будущим патриархом Всея Руси Пименом, описанные в очерке «Мой чёрный монах», сильно повлияли на формирование его личности.
После войны пришлось опять сесть за парту и нагонять школьную программу. Литературу, например, преподавала талантливый педагог, племянница Александра Блока – Мария Григорьевна Блок.
Однажды великий актёр Николай Черкасов, услышав, как Саша Кравцов читал стихи, подошёл к нему и сказал: «Тебе нужно быть актёром». И отвёл его в театральную студию народного артиста СССР Фёдора Михайловича Никитина. Затем был филологический факультет Ленинградского университета. Но окончить его не удалось. Студент Александр Кравцов попал под жернова возобновившихся после войны репрессий и оказался в ГУЛАГе. Там встретился со знаменитым писателем Львом Разгоном, отсидевшим в сталинских лагерях 18 лет. И Лев Эммануилович, поняв, кто перед ним, на прощание сказал, когда Сашу освобождали: «Сохрани в себе личность, как тебе удалось это сделать здесь».
В 1955 году он поступил в ленинградский Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, где с успехом сыграл Николая I в пьесе «Пушкин» вместе с великим актёром В.И. Честноковым в роли Пушкина.
С 1962 года, когда вернули память о Великой Отечественной войне, на радио Александр Михайлович вёл известную в то время передачу «Вспомним, товарищ», куда приглашал солдат, генералов, маршалов Победы, со многими из которых потом сохранил дружбу на многие годы.
Но главное призвание, объединившее все его знания и таланты, вылилось в стихотворные строки:
«Не мне поют осанну – я пою,
Пою другим, поскольку сам –
в строю
И духом щедр,
и на деньгу не жаден,
И, наконец, «у бездны на краю»
Кому-то снова славу пропою,
Поскольку этот дар
мне Богом даден.
Тому талант злословия вручён,
Другому – смех творить
из всякой вещи,
А третий на молчанье обречён,
И в этом даре признан,
даже вечен…
Я в эмбрионе различаю сходу
Таланта прихотливую природу».
И в 1969 году при доме культуры завода «Калибр» Александр Михайлович создал театр-студию «ТРАМ-69». ТРАМ – это популярное тогда театральное движение «театр рабочей молодёжи». Набрал студийцев и поставил лирическую комедию «Дальняя дорога» знаменитого драматурга Алексея Арбузова о юных строителях московского метро в 30-е годы прошлого XX века. Пригласил на премьеру автора. Алексей Николаевич был удивлён и потрясён. Он считал эту свою пьесу давно устаревшей, а тут живые заразительные актёры увлекли театральным действом не только его, но и новое поколение зрителей.
В 1972 году в Центральном доме работников искусств он создаёт студию молодого чтеца, где с одним из своих учеников, заслуженным артистом России Сергеем Кокориным на практике исследует законы искусства звучащего слова, а позднее выпускает книгу «Искусство живого слова».
Трудные и безумные 90-е годы. Развал великой державы. Экономический кризис и упадок культурных интересов. И вот в это время Александр Кравцов основывает в Москве театр «Мир искусства» как противодействие разгулу шоу-бизнеса и пошлости в театре и на эстраде. Театр родился как духовное и творческое наследие русского психологического театра, верного актёрским школам К.С. Станиславского и Н.В. Демидова. Театр открылся спектаклем «Кюхля» по роману Ю.Тынянова 27 января 1992 года на малой сцене ЦТСА.
С 1993 года по сей день идёт спектакль «Материнское сердце» по рассказам Шукшина. Он о том, как мать выручает из беды своего сына. Богата его биография и воздействие на современников. Вот некоторые отзывы зрителей:
Учитель московской школы № 590: «Спектакль заставляет задуматься об извечной проблеме отцов и детей в особом её аспекте, не с точки зрения противостояния, а с позиции христианской всепрощающей любви. Наблюдала во время спектакля за своими учениками – их лица менялись, они будто повзрослели. Кто-то даже плакал. И это здорово, если они способны сопереживать».
Преподаватель гимназии Н.В. Певцова: «Я лично смотрю этот спектакль уже в третий раз. Первый раз я увидела его лет 15 назад, и мне он очень понравился. Так как я мама и у меня есть «непутёвый» сын. Третье поколение своих детей я сегодня привела в театр. Спасибо, что он всё ещё живёт, актёры меняются, но остаётся прекрасная человеческая суть».
Много лет идёт исторический спектакль «Виной всему была её корона» (два дня из жизни Екатерины Великой). Реакция наших современников на историю далёкого прошлого волнительна:
«Искренне благодарим режиссёра и актёров за пронзительное произведение, позволяющее точнее понять и почувствовать историю нашей Родины. Коллектив медицинских и научных сотрудников».
«Безусловно, спасибо за спектакль! Удивительно, но это ещё и актуальная тема в свете сегодняшних событий (имеется в виду Крым). Спасибо, что несёте в мир доброе, вечное. Педагог доп. образования Марфоцкая Г.В.».
Священная тема для любого художника – Великая Отечественная война. И исповедальный спектакль родился в театре Александра Кравцова – «Расстрелянная соната». На каждом представлении зрительный зал встаёт и, потрясённый, стоя аплодирует – «Спектакль потряс!!! Очень-очень. До глубины души и мозга костей. Невероятно эмоциональная игра актёров трогает, им сопереживаешь и теряешь каждого героя как своего близкого человека. Спасибо режиссёру. В очередной раз заставил с холодным ужасом задуматься о тяжёлой судьбе наших предков. С удовольствием пересмотрю спектакль ещё раз. Виктория Соколик. МГУКИ».
И таких отзывов не один десяток.
Особняком стоит спектакль «Театр рабов для «Травиаты». Его главного героя Александр Михайлович знал и долгие годы дружил с ним. Это – Леонид Викторович Варпаховский, народный артист РСФСР, замечательный режиссёр, секретарь В.Э.Мейерхольда. Варпаховский оказался в ГУЛАГе, в Магадане, и поставил там в 50-е годы прошлого века с заключёнными актёрами гениальную оперу Дж.Верди «Травиата». Вот эта документальная история и стала основой пьесы. Нынешний зритель с духовным трепетом знакомится с ушедшей эпохой, для многих из них это открытие – «Замечательный спектакль, замечательная игра актёров. Это тот вымысел, построенный на реальных судьбах, про который сказано: «Над вымыслом слезами обольюсь». Спасибо вам. Мы в долгу у тех, кто послужил прототипами героев этого спектакля. Гросман».
«Огромное спасибо всему актёрскому составу! Это было невероятно!!! Я был впервые в театре и теперь буду посещать постоянно. Это гениально! Студент 5-го курса МАИ».
«Спасибо большое за такую прекрасную постановку. Выходя из зала, я переполнен восторгом. Если бы все так же отдавали себя своему делу, то в мире настало бы счастье. Студент МГК им.Чайковского».
Конечно, это далеко не все спектакли, поставленные в театре «Мир искусства». Прекрасный спектакль «Последняя осень» ушёл из репертуара через десять лет в связи со смертью исполнителя Сергея Есенина – Сергея Кокорина. Ушли и многие другие по тем или иным причинам…
«Театр «Мир искусства» по руководством Александра Кравцова можно, без сомнения, отнести к числу наиболее интересных творческих коллективов столицы…» («Культура», 3 июня 1995 г.).
Известный писатель Валерий Поволяев так отзывался о театре: «Мир искусства» сегодня можно считать центром московской культуры».
А «Литературная газета» назвала явление независимого театра «Мир искусства» «долгим человеческим подвигом».
Один из зрителей так определил последействие спектаклей, поставленных Александром Кравцовым: «погружение, потрясение, переоценка».
Вот такой театр оставил после себя Александр Михайлович Кравцов, заслуженный деятель искусств, действительный член Академии Российской словесности, награждённый орденом Миротворца первой степени, правительственной медалью А.С.Пушкина и золотой академической пушкинской медалью «Ревнителю просвещения», обладатель четырёх литературных премий…
Его именем, ещё при жизни, была названа звезда в созвездии Цефей. И с горних высот Вселенной он будто видит свой родной театр и оберегает своё духовное детище. А мы, ещё сущие на Земле, постараемся продолжить жизнь театра, его миссию, покуда благословляет Бог…

Александр СОКОЛОВ,
актёр, писатель, член-корреспондент Академии Российской словесности.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: