slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Памятник-фантом

О том, что происходит в Брянской области в селе Красный Рог Почепского района с единственной в стране мемориальной усадьбой писателя Алексея Константиновича Толстого, рассказывает Валерия Даниловна Захарова, филолог по образованию, исследователь жизни и творчества А.К. Толстого, лауреат премии им. А.К. Толстого «Серебряная лира», член Консультационного совета по культуре при губернаторе Брянской области, координатор инициативной группы «В защиту А.К. Толстого».
В конце XVIII века последний гетман Малороссии К.Г. Разумовский (1728–1803), прадед писателя А.К. Толстого, имел обширные владения в Черниговской губернии Украины, доставшиеся после его смерти сыну А.К. Разумовскому (1748–1822), министру народного просвещения при императоре Александре I.
В1864 году Екатерина II упразднила гетманство на Украине, запретив К.Г. Разумовскому в течение 11 лет посещать свои малороссийские имения. Опальный экс-гетман всё же вёл в них строительство при посредничестве своего сына Алексея, который тоже редко навещал эти края.
Так, в местечке Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии — ныне Брянской области — был выстроен величественный Воскресенский собор (1765—1771) и усадебный комплекс (1770—1780), где намеревался поселиться граф после опалы. Но теперь уже болезни не отпускали его из Москвы, и лишь в конце1790-х годов он ненадолго наведался в Почеп. Граф П.В. Завадовский, навестивший его в 1795 году, писал: «Вид его поразил меня до слез: водят под руки, голова преклонилась долу… Он заехал сюда, чтоб в своей земле погребсти кости». Но К. Разумовский уехал в бывшую гетманскую столицу Батурин, где и был похоронен.
В 1778 году отец и сын Разумовские вступили в Петербурге в масонскую ложу «Капитул Феникса». В эту пору в России вошло в моду масонство, а с ним и строительство домов и усадеб с масонской символикой, которая не обошла и Разумовских. Устройство дачи с символикой вольных каменщиков в селе Красный Рог было начато после возведения усадебного комплекса в Почепе в 1780-е годы.
По сути, строительством дачи занимался А.К. Разумовский, дед писателя А.К. Толстого. В Почепе он поселился за 4 года до своей кончины в возрасте 70 лет, выезжая на кратковременное проживание то в Баклань, то в Яготин. В Красном Роге не было ни хозяйственных служб для постоянного проживания, ни служб для охоты, которой граф не увлекался. Друзей-масонов в сельский глуши не водилось, к тому же тайные сообщества вольных каменщиков стали подвергаться преследованию, а в год смерти графа и вовсе были запрещены.
Так что дача в Красном Роге по назначению не использовалась и пустовала. Был случай, когда побочные дети графа Перовские и его зять Н.М. Жемчужников выезжали на охоту в Красный Рог, о чем поведала А.А. Толстая племяннику Л. Жемчужникову, назвав главное строение дачи «охотничьим домом К.Г. Разумовского», что соответствовало традиции давать масонским «храмам» вымышленные названия в целях конспирации — «Оранжерея», «Кузница» и т.д.
После смерти А.К. Разумовского краснорогское имение с дачей, окрестными землями и поселениями достались по акту дарения двум его побочным сыновьям — Льву и Василию Перовским, которые продали его своему брату Алексею за полтора года до его смерти. Имение по завещанию перешло его сестре Анне, матери А.К. Толстого. Новая владелица кардинально перестроила дачу для удобства постоянного проживания в ней. Дача приобрела статус усадьбы.
Первое появление в ней А.К. Толстого относится к 1837 году. С тех пор и до конца своей жизни Толстой испытывал особую любовь к этому уголку России. Он писал: «Это хорошее и спокойное место, где славно пишется». Здесь выдающийся поэт, драматург и прозаик создал многие свои бессмертные творения. Немало восторженных строк посвятил он окружающей природе в письмах и стихах, зазвучавших во многих романсах. В Красном Роге он заканчивал роман «Князь Серебряный», работал над трагедиями «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Из-под его пера здесь вышли многие сатирические зарисовки и около 20 баллад.
Здесь, вблизи усадьбы на погосте древней сельской церкви Успения Богородицы, покоится прах замечательного человека и талантливого писателя. На третий день после его кончины поэт М. Хитрово писал: «Как он любил свой мирный уголок,/ Взрастивший в нем возвышенные чувства,/ Где в тишине, от суеты далек,/ Он уходил в свой чудный мир искусства».
Несмотря на пророческое описание Толстым гибели этого «мирного уголка» в сатире «Порой веселой мая», в котором после смерти поэта хозяйничали разные коммуны, дом отдыха и пансионат, он еще долгое время хранил память о его хозяине в тех пейзажах и предметах быта, которые позволяли классику литературы погрузиться в «чудный мир искусства». Как ни странно, но искоренение этого памятника истории и культуры началось сверху, с Министерства культуры.
31.08.1960 Совет Министров РСФСР издал Постановление №1327 о придании статуса памятника истории и культуры республиканского значения усадьбе А.К. Толстого с безграмотным названием и невероятным перечнем объектов, а именно: «Усадьба «Красный Рог», где жил поэт Толстой Алексей Константинович: дом, парк с прудом. В усадьбе мемориальный музей А.К. Толстого».
Название усадьбы – имя собственное – «заковычили», а А.К. Толстого назвали не писателем, а поэтом, сузив диапазон его творчества. Мемориальный музей писателя был открыт не в 1960-м, а в 1967 году во флигеле. В 1960 году «дома» в усадьбе не было. В центре её громоздилась куча кирпича от сгоревшей постройки, на фундаменте которой лишь в 1993 году соорудили здание музея, ничего общего не имеющее с усадебным домом Толстого. В 1974 году в документе стали писать: «Дом (флигель)». Но это разные постройки по архитектурному исполнению и функциональному назначению. Сейчас в реестре Минкультуры РФ этот объект записан как «Дом, кон. XVIII в.». Так «дом» это или «флигель»?
Следующий объект в министерском документе – «Парк с прудом». В усадьбе и в парке никогда не было пруда. Он отсутствует на межевом плане толстовского времени и в воспоминаниях очевидцев усадьбы. Зато всякий раз проектировщики рисуют в своих проектах вымышленный пруд. На сегодняшний день исчез и парк, превратившийся в непроходимые заросли и утративший признаки планировки мемориального периода.
Загородная усадьба XVIII—XIX века — это среда обитания её владельца, состоящая из необходимых для жизнедеятельности объектов: дом (жилище), хоздвор с конюшней, колодцем, баней, погребом, помещения для обслуги и гостей, сад для отдыха и т. д. На межевом плане толстовской усадьбы мемориального периода обозначены девять объектов: главный дом, пять флигелей разного назначения, конюшня, баня, прачечная: были также садовницкая, погреб, колодец, а за пограничным валом — гумно с овином. А ещё кузница и домик кузнеца. Большинство перечисленных объектов к 1960 году сохранилось, но не вошло в реестр памятников Постановления Министров РСФСР, оказались юридически бесправными и уничтожаются до сих пор.
Сейчас на месте уничтоженных объектов строят новые, не имеющие даже внешнего сходства с мемориальными. Следовательно, существующий на бумаге в Министерстве культуры РФ объект историко-культурного наследия фактически отсутствует. А существующий по факту не значится в Минкульте РФ. На усадьбе-фантоме много лет кормится огромная армия чиновников, мифотворцев, проектировщиков, превращая литературную жемчужину в лжепамятник.
Уничтожив среду обитания поэта, нас лишили возможности прикоснуться к материальному миру Толстого для лучшего понимания его жизни и творчества, эмоционального восприятия его поэзии. «Кому нужен этот Толстой, — заявил однажды местный чиновник. — Построим, что считаем нужным. Кто узнает, что этого не было при Толстом? Стоит же дом-новодел, которого Толстой в глаза не видел. Людям нравится».
История воссоздания усадьбы превратилась в сплошной детектив. Чиновники на каждом шагу твердят: «Усадьба должна приносить доход». А вот её хозяин Толстой считал иначе: «…убеждение мое состоит в том, что назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая любовь к прекрасному», — писал поэт. Однако мораль чиновников находится в противоречии с моралью А.К. Толстого.
Территория, на которой уничтожены мемориальные объекты, а в музее хранятся всего 6 толстовских предметов, не может называться «музеем-усадьбой» и иметь статус объекта историко-культурного наследия. Она должна быть исключена из реестра памятников, чтобы не вводить в заблуждение общественность, ибо невежество и ложь – это та черта, за которой стоит вырождение нации. Отто фон Бисмарк писал: «Русских невозможно победить. Но им можно привить ложные ценности. И тогда они победят себя сами».
Свидетельство тому — история реконструкции усадьбы А.К. Толстого в Красном Роге.
Валерия ЗАХАРОВА.
 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: