slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Отечества ревнитель

На блаженную кончину
Дмитрия Анатольевича Жукова
 
Почил в Бозе большой — в широком смысле — русский человек Дмитрий Анатольевич Жуков, писатель, общественный деятель, ученый. Он, как и многие его сверстники, ушел в 1944 году добровольцем на фронт… После войны учился в Киевском военном училище связи и Военном институте иностранных языков, служил за границей…
Чтобы понять, почувствовать масштаб личности Дмитрия Анатолиевича Жукова, будет нелишним коснуться многих направлений его деятельности.
Еще служа в армии, Дмитрий Жуков занялся переводом зарубежной художественной литературы. В 1956-м опубликовал в «Роман-газете» роман известного писателя, впоследствии президента Югославии Добрицы Чосича, а также произведения сербских классиков. Участвует в создании первой электронной машины-переводчика с английского на русский: его логические схемы действуют по сей день в компьютерных программах.

По окончании Высших сценарных курсов Жуков публикует десятки статей, очерков, рассказов в периодической печати. Наибольший успех имели сентиментальный рассказ «Растут ли яблоки на березах?» и книга «В опасной зоне. Хроники атомного века» (1965). Жуков переводит английскую, американскую, сербскую классику и современную литературу...
С ростом национального самосознания Жукова все больше захватывает борьба против разрушительных тенденций в отношении русской культуры. Жуков принимает активное участие в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, во второй половине 60-х становится членом его правления и вместе с писателями, архитекторами, журналистами, историками, художниками организует при нем «вторники», именуемые «Русским клубом».
Расцвет творчества Жукова падает на 70-е прошлого столетия. В серии «Жизнь в искусстве» выходит первый большой труд о замечательном сербском драматурге Брониславе Нушиче (1972).
Одновременно Жуков работает над биографической повестью о трагической судьбе протопопа Аввакума, религиозного бунтаря и автора своего «Жития», написанного «природным» языком первого русского реалистического романа. В повести отражено взрывное превращение Московской Руси в могучее государство, распространившееся до берегов Тихого океана под влиянием национальной идеи «Москва — Третий Рим». Повесть была набрана в «ЖЗЛ» в 1972-м, а потом рассыпана из-за появления статьи зав. идеологическим отделом ЦК КПСС А. Яковлева «Об антиисторизме». Через год повесть была «спрятана» в сборнике «Русские писатели XIX века» и благожелательно воспринята читателями и критиками. Созданный тогда же совместно с режиссером Б. Карповым полнометражный документальный антисионистский фильм «Тайное и явное» был запрещен.
В последующие годы одно за другим на страницах печати и в сборниках появляются повествования Жукова о художнике Верещагине и генерале Скобелеве, Л. Толстом и Грибоедове, борце Поддубном (1973).
Повесть «Владимир Иванович», об ученом-археографе Малышеве, посвятившем жизнь бескорыстному служению делу поисков и сохранения нашего духовного богатства — древних рукописей, была опубликована в «Новом мире» (1978) и «Роман-газете» (1981). В ней причудливо переплетаются события русской истории с перипетиями современной жизни. Она составила вместе с повестью об Аввакуме дилогию «Огнепальный», общий тираж которой с переводами на другие языки превысил 4 млн экз.
Перо Жукова обладает редкостным свойством: оно оживляет все, к чему прикасается. Самые непохожие, полярные фигуры, самые далекие друг от друга жанры покоряются этому веселому и точному перу, этой крепкой и талантливой руке. Стержневым началом его творчества служит тема патриотическая, тема любви к России, старой и новой. В книге «Корни» (1977) он писал: «Живое чувство патриотизма должно проявляться естественно, на основе гордого сознания крепости и вечности тех корней, из которых выросла наша культура. Величие народа покоится на его прошлом, и давнем и недавнем. Отними это прошлое, и останется просто громадная пестрая толпа, не способная строить свою будущность».
В художественных исканиях Жукова объединяющим началом стало стремление расширить русло традиционных форм биографического жанра. Он улавливает такие связи, которые придают его биографиям романную, даже драматургическую сюжетность, делая при этом биографию своего героя фактом собственной, внутренней, интимной жизни, отправляясь с ним не только в географическое путешествие, но и в «путешествие души».
Сам Жуков пытался изложить историю жанра и осознать свой опыт в труде «Биография биографии», впервые опубликованном в журнале «Наш современник» (1979), за чем последовала редакционная статья С. Чупринина (нынешний главный редактор журнала «Знамя») в «Литературной газете» за подписью «Литератор». Жуков осуждался за намеки на некие «влиятельные разрушительные силы», провоцирующие «массированное наступление авангардистов… ради торжества… массовой культуры». Ему инкриминировалось применение буржуазных терминов в отношении советской литературы и искусства и отступление от марксистско-ленинских принципов, которых Жуков не придерживался никогда. Были и прежде статьи о сочувствии Жукова славянофилам, теперь же началась настоящая журнально-газетная травля. В частности, «Правда» (1983) писала о его книге «На семи холмах» (1981), что «здесь расточаются безудержные славословия святым Сергию Радонежскому, Пафнутию Боровскому, делается неосновательный вывод о неразрывной связи в прошлом культа и культуры». В заключение говорилось, что «подобным изданиям требуется создать надежный заслон».
Именно в этой книге сосредоточены статьи Жукова о безобразном отношении к памятникам истории и культуры, о разрушенной Оптиной Пустыни, грибоедовской Хмелиты, церкви Знамения в Дубровицах, о безответственном расточительстве средств, выделявшихся на реставрацию...
Дмитрий Анатольевич Жуков был человеком неравнодушным. Ему до всего было дела. Он всегда верил в славянское единство, но ему не безразличны и Иран, и Ближний Восток, и Китай…
В течение многих десятилетий он работал в Приемной комиссии Союза писателей России, заботливо, по-товарищески относился к молодым писателям, поддерживая их начинания…
Дмитрий Анатольевич Жуков прожил долгую и интересную жизнь, верно служа своему народу и Отечеству.
Отдавая Дмитрию Анатольевичу Жукову наше последнее целование, мы молим Господа, чтобы упокоил новопреставленного раба Своего в селениях праведных.
 
Писатели России.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: