slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Огненные глаза детектива

Во все времена существования литературы детектив являлся наиболее перспективным видом, самым читаемым жанром. Детективом увлекались и великие мастера прозы. Из истории известно, что детективным жанром занимались даже поэты. Это уже о чём-то говорит, потому что известно пренебрежительное отношение последних к прозе вообще как к низшему — чёрному — жанру. А детектив — это всё же самая настоящая, серъёзная проза.

Если полагать, что литературные герои живут самостоятельной жизнью, вне времени и пространства, что очерченный пером художника характер, образ человека, отождествляется с живым существом, живёт и действует, как живой, то есть как человек, или даже ещё реальнее реального, потому что он воздействует в гораздо большей степени на толпу читателей, нежели отдельно взятая «личность», составляющая ту же толпу, то можно утверждать о степени влиянии этого образа. Герой произведения, влияя на толпу, как бы живёт среди нас, и мы с ним общаемся. Гораздо ближе и чаще, нежели с материальным человеком сегодняшнего дня.
  Роман Дмитрия Федотова «Огненный глаз Тенгри» в значительной степени построен по классическому детективному канону . Исчезновение и поиск – два главных мотива. Исчезает человек, которого стоит найти, и пропадают вместе с ним культовые предметы древнего языческого бога Тенгри, которые представляют несомненную ценность как историческую, так и материальную. Всё как бы известно. И ценности понятны, и пропавшие люди – тоже. Всё происходит в достославном западносибирском крае, которым интересовались всегда в центре великой Российской империи. Чтобы прошлое и настоящее соединить в единое целое, писатель вводит страничку из Указа императрицы от 19 августа 1733 года. Несмотря на сложность восприятия текста в связи со вставками, всё получается органично, цельно. Последовательность картин прошлого и настоящего — одно из типичнейших явлений в литературе, когда выстраивается общая событийная панорама жизни. Она состоит не только из характеров персонажей и других признаков индивидуальностей, но также и из сюжетных линий, параллельных или пересекающихся. Выстраивание, построение этих сюжетных ходов – чрезвычайно важное конструкторское дело. У Дмитрия Федотова это получается органично. Текст довольно объёмистого романа насыщен экзотикой — словечками, терминами, топонимикой и др. Автор как бы подчеркивает всю сложность, всю неповторимость края и народа, где живут эти непростые древние люди. Но, подчеркиваю, употребляется вся эта экзотика для раскрытия образа, а не ради самой экзотики. Что очень важно для литературы, которая в соответствии с наиболее точным определением и есть сама жизнь!
  А подчас, что я неоднократно подчёркивал в своих статьях, литература гораздо более для человека приемлемый способ жизни, нежели сама жизнь. Со своими сложностями. Со своими неразрешимыми проблемами. Литература – это верный способ окунуться с головой в жизнь других людей, найти там точки соприкосновения и забыть всё об окружающем мире, о своём тоже. Это на самом деле так. Кто любит литературу, тот знает, что это такое. Поглощение всего – вот что это такое. Появление корреспондента Дмитрия Алексеевича Котова на новом рабочем месте никого не удивило. Так фактически начинается роман Федотова. А продолжение его есть уж интрига, которая поведёт читателя по длинному фабульному коридору, высвечивая тёмные уголки поворотов и разворотов. Котова вызвал к себе главный редактор и дал первое задание – расследовать ограбление в краеведческом музее! Казалось бы, получил задание и, — полный вперёд! Тем более что задание это первое. А как, с чего начинать, новоиспеченный корреспондент не знал.
  Так разворачивается роман со многими неизвестным и известными ходами, который приведёт читателя к новым открытиям. Хотя, с другой стороны, журналист может провести лишь журналистское расследование. Не более того. И становится любопытным: что же будет дальше? Этот спрятанный внутри романа «ход», внутренний двигатель произведения – пожалуй, тот редкий случай, который увлекает читателя в хитросплетения детектива, заставляет поучаствовать, сопереживать вместе с писателем. И начинаешь верить в то, что похищенный древний амулет легендарного сибирского шамана, который обладал мистической и магической силой, управляющей духами природы, привлечёт внимание не только вездесущих журналистов. Исчезли ритуальные фигурки коршуна и собаки. Напрашивается вывод, что всё это понадобилось кому-то для проведения ритуальных обрядов. Ведь ещё исчезла и берестяная книга с текстом древнего заклинания. И можно предположить одно — готовится ритуальный обряд, а он сопряжён с человеческими жертвоприношениями. Вот куда заводят размышления — к Коршуну и Псу. Они — главные исполнители этих всех действий при чёрной луне. Совершаются эти действа в конкретном месте – капище. Запахло кровью.
  Таким образом, речь может идти уже ни более и ни менее как об обычном заказном убийстве, сопряжённом с ритуальными действиями, древними обычаями, верованиями и т.д. Выходит, причастными к похищению ритуальных фигурок могут быть люди, которые знают, что делают. Ими могут оказаться сами работники музея, под подозрение попадает даже директор музея Мария Черных, которая скоропалительно влюбляется в молодого журналиста Дмитрия Котова.
  События в романе развиваются стремительно. Мистический синдром преследует то в одном фабульном развороте, то в другом. Встреча с шаманом была одновременно встречей и с огромной птицей, по всей вероятности, с Огненным Коршуном, который привёл в дикий ужас корреспондента Димыча, чуть было не лишил его способности здраво соображать, и хорошо, что всё закончилось «хорошо». Мистическое воинство, состоящее из шамана, Огненного Пса и Огненного Коршуна, буквально преследовало его.
  Дополняются ко всему прочему картины сегодняшнего дня дневниковыми записями адъюнкта натуральной истории и ботаники Степана Крашенинникова от 10 февраля 1743 года, из которых проясняются некоторые подробности жизни местных народностей в прошлом и в настоящем. Поскольку поисками ритуальных фигурок заняты исключительно люди молодые, нынешние, то и употребляется в разговоре современный сленг. Это языковая особенность придаёт роману стилистическое разнообразие, что вместе с фольклорными вводами создаёт определённую гамму таинственности, обогащает языковое оформление. Обряд умиротворения бога Тенгри описывается автором с большим знанием дела – как наиболее древний обряд с человеческими жертвоприношениями. Используя достоверные записи Крашенинникова, сегодняшние любопытствующие молодые люди ( корреспондент и опер) принялись за дело, пытаясь раскрыть ограбление музея. Фабула романа раскручивается быстро, но неспешно, с соблюдением всех правил игры, присущих настоящему виду литературы, его жанровой особенности. И хотя капитан Ракитин торопит, всё действо в романе описывается с точностью до миллиметра, как говорят. Не упускается случай даже посетовать на то, что мы, мол, мало чего знаем о наших предках, об их судьбах, делах, устремлениях. Этому способствует интонационная особенность письма автора, тщательно продуманная выстроенная композиция романа с вплетениями в текст некоторых исторических документов, придающих особый колорит самому тексту. Триста лет назад были похищены некоторые ритуальные фигурки. Суровый бог Тенгри потребовал их возвратить. И это удалось сделать лишь в наше время. Для бога Тенгри три столетия ничего не значат, потому что он вечен. Они кое-что значат для короткой человеческой жизни. Для многочисленных романов-детективов, выстроенных по принципу лестницы, когда «лакомое» достигается на последней ступени, за бортом, на крыше, стоит протянуть руку, и ты нащупал «конфетку», как то у Марининой или у той же Устиновой, которая мало чем отличается от первой. Как-то даже несерьёзно говорить о литературе, упоминая имена нынешних детективщиков, а их у нас развелось не меньше, чем футболистов. Этот жанр скомпрометировал себя совершенно. Тем более отрадно появление такого романа, как «Огненный глаз Тенгри» Дмитрия Федотова, в котором соблюдаются основные принципы изящной словесности.

Владимир ДОЛГОРУКИЙ.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: