slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Обретший дорогу к храму. Божий строитель Игорь Найвальт

peredelkinoС Игорем Александровичем Найвальтом мы встречались совсем недавно – в начале октября нашему общему другу Савве Васильевичу Ямщикову исполнилось бы 78 лет. Последние годы Найвальт старается собрать 8 октября Саввиных друзей, конечно, не всех, ибо всех собрать никому не под силу. Но приходят многие, соратники и сподвижники неистового Саввы, человека, любившего Россию, «как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно». Когда речь идёт о Савве, в этих знаменитых словах нет пафосного преувеличения. Он был из тех, кто мог, как свои, повторить слова Алексея Толстого, который Константинович: «Коль любить, так без рассудку, / Коль грозить, так не на шутку, / Коль ругнуть, так сгоряча, / Коль рубнуть, так уж сплеча!».
Примечательно, что оба не только темпераментом, но и силой были не обижены. Граф и правнук последнего гетмана Украины Разумовского узлом завязывал кочергу, в молодом крепыше Савве с первого взгляда угадывали доброго молодца из сказки. И с бородатым здоровяком Найвальтом, напоминающим викинга из Рюриковой дружины, Ямщикова, думаю, связывало не только духовное родство и схожесть взглядов, но и чисто мужское уважение к физической силе.
Лидера в Игоре Найвальте разглядели давно. Он сам рассказывал мне, как ещё в институте его вдруг выдвинули в факультетское бюро комсомола. Сообщили ему об этом, когда он болел. «Как? – отвечаю им. – Вы что? Я не могу!» — «Как? Почему не можешь?» — «Да я не комсомолец!». Подивились они, но пока я выздоравливал, всё быстро уладили. «И стал я членом бюро факультета!», — подытожил он. А потом, добавим, и секретарём комитета ВЛКСМ института».

А дальше – длинная дорога, со взлётами, падениями, ухабами и тряской, но всё равно это дорога победителя. В 21 год он окончил Омский институт по специальности «инженер-механик», служил в армии, в 31 – Иркутский институт по специальности «инженер-строитель путей сообщения». С 1970 года прошёл путь от мастера участка до управляющего трестом, начальника строительного управления «Югстрой» в системе МПС. А дальше, уже в новое время, — генеральный директор «Балтийской строительной компании», а с февраля 2000 г. — председатель совета директоров «Балтийской строительной компании».
Внушительно, мощно, впечатляет. Но по русскому присловью, от тюрьмы да от сумы не зарекался. «То есть на пути к успеху необходимо пройти огонь, воду и медные трубы? – спросили его однажды. «Огонь и вода — это ничто по сравнению с медными трубами! — сказал Найвальт. — Человек должен знать себе цену и при этом не отрываться от земли. Но и для этого Господь, если надо, даст силы». А касательно сумы вспоминаются такие слова Найвальта: «Любой человек может стать нищим. Всё в руках Господних. У Третьякова было такое выражение: «Какой же ты русский купец, если три раза за жизнь не разорился?» По Третьякову, человек трижды должен был стать нищим — это проверка на прочность. Вообще, у Господа всё правильно: если Он тебя притормозил или остановил в твоих успехах — значит, дал время на осмысление».
И стоять бы Найвальту с полным правом в ряду славных строителей новых железнодорожных магистралей, дорог и заводов в разных концах страны, если бы — хочется сказать — не голос свыше. Если бы не новый путь, на который его, наверное, направил уже сам Господь. Найвальт стал возводить и восстанавливать храмы и часовни, и таковых у него на сегодня – около 70.
«В чём суть вашего подвижнического труда?» – спросили его в одном интервью. «Квинтэссенция благодетельности — это строительство храмов, — отвечал он. — Мы строители, и это то, что мы умеем делать. Когда ко мне первый раз батюшка пришёл и сказал: «Дай денег, я храм строю», я ему денег не дал, и вообще, их никому практически не давал. Я строитель, давай я тебе сам его построю! Возводя храмы, мы создаём материальную базу православия, а заодно строится, сплачивается коллектив, как ни на какой другой стройке».
С тех пор 10 процентов (церковную десятину) своей прибыли компания регулярно тратит на реконструкцию и возведение храмов Русской православной церкви.
В числе возведённых и восстановленных такие шедевры церковного зодчества, как Патриаршее Подворье с храмом Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове, храм Рождества Христова в Карелии, Иверский монастырь в Новгородской области, храм-часовня во имя Св. Троицы в Санкт-Петербурге и храм Святого Благоверного великого князя Игоря Черниговского в Патриаршей резиденции в Переделкино. Заметим, что строительство 100 храмов даёт церкви право причислить строителя к лику святых.
Игорь Найвальт твёрдо уяснил для себя, что на протяжении истории православие было спасением для нашей страны. «Православие спасало Россию на протяжении тысячелетия, и если бы наше государство не было православным, оно бы давно развалилось, — говорил он. — За тысячу лет создавались и исчезали империи. Русским людям Господь дал такую страну — живи и радуйся, только работай! А мы это всё разбазариваем: людей сколько в XX веке уничтожили, после этого какое безобразие у нас было — бардак вселенский! Но Бог нас всё-таки хранит. И хранит через православие. Если мы это потеряем, то потеряем и себя, свою душу, нас как народа просто не будет! Конечно, сейчас страна расползлась: отвалился кавказский кусок России, часть Средней Азии, Прибалтика. Но если бы не вера православная, вообще бы осталось от России только 50 километров вокруг Москвы, и всё. Были бы Уральская республика, Сибирская республика, Дальневосточная республика — отдельные государства. А сейчас всё это держится вместе. Православие — фундамент государственности России. Если у нас вверху это осознают, нутром поймут, что значит православие для России, тогда, может, и встанем».
Эти слова очень перекликаются с тем, что писал Всеволод Иванов Николаю Рериху: «Россия не только государство. Она сверхгосударство, океан, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега, не засверкала ещё в отточенных и огранённых понятиях в своём своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.
Россия — это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Россия — это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия — меховая щетина бесконечных лугов, ветреных и цветущих.
Россия — это бесконечные снега, над которыми поют мёртвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники.
Россия — страна развёртывающегося индустриализма, нового невиданного на земле типа… Россия — страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в её глухих недрах.
Россия — не единая раса, и в этом её сила. Россия — это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония…
Россия — могучий хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времён, не охваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания…
Россия грандиозна. Неповторяема. Россия — полярна.
Россия — мессия новых времён».
Эти слова лишний раз дают нам осознать всё величие нашего Отечества, в котором помимо государства умещается целая цивилизация, мир и даже Бог. Ибо миллионы людей верят в Россию, как в Бога. «На небе Бог, а на земле Россия» — так запечатлелась эта вера в сербской пословице.
И ждут её сегодня и всегда, а не когда-нибудь, когда наступит точка кипения.

Виктор Линник.
На снимках: Гостиница Moscow Marriott Novy Arbat и РНЦ медицинской реабилитации и курортологии на Новом Арбате, 32, Москва.
Ладожский вокзал, Санкт-Петербург.
Ледовая арена «Шайба», Сочи.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: