slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

О Гоголе с любовью

В юбилейный гоголевский вечер 1 апреля сего года  вся московская знать, распушив перья, устремилась в кинотеатр «Октябрь» на премьеру долгожданного фильма «Тарас Бульба». Потом почти все телевизионные каналы и газетно-журнальные СМИ расскажут и покажут в подробностях пышно обставленный бенефис режиссёра В.Бортко. 

  В девять часов вечера программа «Время», ни словом не обмолвившись о 200-летии со дня рождения классика мировой литературы, без творческого наследия которого немыслима история человечества, долго и подробно отмечала 75-летие господина Познера. Сей телешоумен и не думает скрывать свого пренебрежительного отношения к судьбам нашей Родины. Посвятив первую половину своей жизни неистовой борьбе с капитализмом и особенно с ненавистными ему тогда Соединёнными американскими штатами, нынче, приняв их гражданство, до небес превозносит столь полюбившуюся ему империю зла. Какой же костью в горле стали для Познера историко-патриотические сцены, снятые коммунистом В. Бортко в киноэпопее «Тарас Бульба»! Другие телеканалы, за исключением «России», да и вышедшие на следующий день газеты постарались стыдливо умолчать о юбилее Н. В. Гоголя, внесённом ЮНЕСКО в список важнейших мероприятий года.
  Сам же юбилейный день, начавшийся с богослужения на могиле писателя в Новодевичьем монастыре, к огромному сожалению, совсем не был похож на празднование памяти литературного гения, которое устроила благодарная Россия своему сыну сто лет назад — в 1909 году.
  …Пятидесятитысячная процессия живым потоком прошла по улицам и бульварам совсем небольшой тогда Москвы, чтобы возложить цветы у только что возведённого андреевского памятника писателю на нынешнем Гоголевском бульваре. Сегодня же замечательного монумента, нашедшего свой последний приют во дворе Талызинской усадьбы, где творец провёл в комнатах графа Толстого целых четыре года и где остановилось его сердце, было пустынно, и лишь несколько скромных букетиков от истинных ценителей гоголевского таланта напоминали о торжестве русской литературы. Что-то не видно было здесь «великих» юмористов, подписавших недавно письмо о переносе андреевского памятника на прежнее место. Зато вокруг скульптуры работы Томского на бульваре шло раздольное гулянье нескольких сотен хиппи, отмечавших у постамента приход весны в Москву. Невольно вспоминались строчки из старых газет, рассказавших, как 1 апреля 1909 года москвичи платили деньги хозяевам выходивших на бульвар домов, чтобы из их окон наблюдать за праздничным поднесением венков к изваянию Н.В.Гоголя. Цветы покрыли памятник с головой, и среди них особое внимание привлекало роскошно оформленное подношение от императорской фамилии…
  Зато за несколько дней до праздничной даты на Никитском бульваре, 7а в помещении городской библиотеки открылась непотребная экспозиция, оскверняющая само представление о жизни и судьбе писателя разудалой смесью балагана, кунсткамеры и культурно-развлекательного аттракциона. Большая часть денег, выделенная правительством на юбилейные мероприятия, пошла на аляповатые украшения этого образчика пошлости, в результате чего остались неизданными обязательно приличествующее такому случаю полное собрание сочинений, воспоминания современников о писателе и его литературно-историческая летопись. Не дождались молодые литераторы гоголевских стипендий, призванных поддержать их первые шаги на благородном поприще сочинительства.
  Понятно, что и торжественный юбилейный вечер, имевший место быть в Малом театре, превратился в событие, отражавшее отношение власти предержащих и ответственных за сохранение культурных традиций России. Отношение, скажем, безразличное, соответствующее либералистским законам эпохи первоначального накопления капитала. Вспоминаются государственного уровня юбилеи наших великих предков, проходившие в помпезных интерьерах Колонного зала Дома Союзов и Большого театра, когда в почётном президиуме обязательным было присутствие первых лиц государства.
  Но вспоминается также, что в провальные перестроечные годы, которые только верный паж Ельцина косноязычный острослов Черномырдин считает «ренессансом», совсем незамеченными прошли юбилеи таких титанов духовности, какими были Тютчев, Рахманинов и многие другие равновеликие им творцы. А потому смиримся с присутствием в родном доме Гоголя – Малом театре, где поставлен был при нём «Ревизор» с участием друга писателя большого актёра М.С. Щепкина, министра культуры России Александра Авдеева, вице-спикера Госдумы РФ Светланы Журовой и руководителя Совета при Президенте России по правам человека и развитию институтов гражданского общества Эллы Панфиловой. Атмосфера хотя и была лишена атрибутов национального праздника, зато свидетельствовала о глубочайшем почтении и приверженности патриотической части нашего общества к возвышенным идеалам и богатейшему духовному наследию Н.В. Гоголя.
  Это отношение подлинной элиты России к памяти великого православного писателя блистательно выразил в своей юбилейной речи тончайший знаток его жизни и творчества Игорь Золотусский. Не побоюсь сказать, что со времён ставшего знаменитым выступления Ф.М. Достоевского по случаю открытия памятника Пушкину в Москве мы не слышали такого проникновенного монолога. Всю жизнь шёл Игорь Золотусский к этому признанию в любви к человеку и писателю Гоголю. Его биография классика, с завидной регулярностью переиздающаяся, стала необходимой в любой библиотеке — от больших государственных до сугубо личных книжных собраний.
  Игорь Золотусский, проживший нелёгкую жизнь при большевистском режиме, познал все горести и радости нашего повседневья – от тюрьмы для детей врагов народа до вручения Солженицынской премии за достойное литературно-критическое освещение творчества В. Распутина, В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, Е. Носова, К. Воробьёва и других первоклассных мастеров пера, которых нынешние «щелкопёры и бумагомараки» и в грош не ставят.
  Продолжая по сей день создавать эталонные литературные образцы по итогам исследований гоголевского наследия, Золотусский старается не дать разгулявшимся на волне «демократической» вседозволенности писателям, критикам, режиссёрам, театральным и киношным оплёвывать драгоценное наследство Гоголя.
  Весь опыт общения с богатейшим литературно-художественным материалом своего вдохновителя и духовника вложил он в лаконичную и одновременно пространную речь, произнесённую на сцене Малого театра.
  Я видел и слышал свидетелей блистательного послания к людям сразу после окончания торжественного вечера. Они были буквально потрясены услышанным и в один голос говорили о необходимости издания речи отдельным оттиском. И сегодня, когда их пожелания воплощаются в жизнь, хочется, чтобы эта небольшая книжечка поскорее дошла до всех библиотек России, до каждого, кому Гоголь поможет ориентироваться в кромешной тьме, «излучаемой» экранами телеящиков, заполненных лицами ксюшсобчак, жванецких, киркоровых, пугачёвых и прочих буйновых оглупляющего шоу-бизнеса.
  Празднование юбилея Гоголя, подлинное чествование классика началось со знаковой речи в Малом театре. Осталось немногое: открыть первый и единственный музей Н.В. Гоголя в России, издать всё, что положено в таких случаях, утвердить именные стипендии автора «Мёртвых душ» и «Ревизора», а также установить на могиле писателя Крест и Голгофу, о которых он упоминал в своём завещании.
  Да поможет нам Бог!
 

Савва ЯМЩИКОВ.
Суздаль, май 2009.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: