slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Нужны дела, а не слова

К интервью А.-Х. Султыгова
об унификации административно-территориального деления России

Национальная и кавказская политика России находится в тупике, о чем свидетельствуют невразумительный годовой итог деятельности СКФО и невнятное обсуждение национальной политики на Президиуме Госсовета РФ в феврале 2011 г. Позитивно, что власть дает сигналы о понимании важности и сложности данных проблем. Но, к сожалению, вместо организации системного и научно обоснованного поиска решения задач по укреплению целостности государства и оптимизации национальных отношений власти продолжают ориентироваться на бюрократические технологии, контрпропаганду и вброс в общественное мнение новых идей и «прожектов».

В этом ряду не очень оригинальное предложение координатора «Единой России» А.-Х. Султыгова об унификации административно-территориального устройства России и добровольном отказе республик от своего статуса. Национально-территориальный принцип российского федерализма постоянно подвергается критике. Недавно ее повторил В.В. Жириновский. А.-Х. Султыгов формулирует свою позицию достаточно корректно, отвергает прямое администрирование.
В то же время автор апеллирует исключительно к этноэлитам республик, а не к местным сообществам в целом. В условиях сложившейся у нас политической системы на практике это будет означать очередной социальный контракт, точнее, сговор федеральной элиты с региональными этнокланократиями. Такая модель решения кавказских проблем усилит отчуждение правящих групп республик от местного населения, включая интеллигенцию, и расширит активную и пассивную социальную базу террористов и сепаратистов, и уж явно не улучшит самочувствие русского населения СКФО.
Реальные тенденции в социально-политическом процессе после неудачного решения о создании Северо-Кавказского федерального округа характеризуются усилением разрушительного этноцентризма. Фактически в обобщенном виде различные проекты, которые выдвигаются в республиках этнонациональными идеологами, ориентированы на кантонизацию Северного Кавказа по этническому принципу (Балкария, Черкесия, Карачай и др.), включая «русские территории», (казачьи республики, славянские ставропольские республики, Терская область). Данные проекты определяются как реальными, так и мнимыми угрозами безопасности этносов в социально-политической, культурной и экономической сферах.
Поэтому административно-территориальные изменения должны опираться на укрепление на Северном Кавказе российской идентичности и патриотизма, консолидацию на этой основе местных сообществ, к которым федеральному руководству целесообразно относиться не как к объекту административных экспериментов, а как к субъектам федеративной политики, равноправным участникам общественного диалога, точнее полилога. Без участия в этом диалоге русских, РЦП и других традиционных конфессий он не будет иметь перспектив. Необходимо найти взаимопонимание в обществе на основе целенаправленной работы, диалога с различными слоями, этническими группами по широкому кругу проблем: от исторической памяти (Кавказская война и мухаджирство, расказачивание, депортации и др.) до современных этнополитических конфликтов, кавказофобии и русофобии. Иначе очередная административная загогулина будет иметь самые негативные последствия.
В этом контексте нельзя не поддержать идею А.-Х. Султыгова объявить 2012 годом русской нации. Важно только наполнить его не только музейно-этнографическим содержанием, но четко определить статус (как и других народов, сформировавшихся на территории России) в нормативно-правовых документах, прекратить третировать в СМИ традиции, ценностное ядро, национальный характер русских и проявлять другие элементы русофобии.

В.В. Черноус,
кандидат политических наук, профессор ИППК Южного федерального университета.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: