slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Николай БАСКОВ: "в пионеры меня не приняли с первого раза"

Сейчас его знают все, как эстрадную звезду. А слава обрушилась на него в 22 года, когда он победил на Всероссийском конкурсе молодых оперных певцов. Сразу же после этого успеха ему поступило предложение исполнить партию Ленского в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Он её спел со сцены Большого театра и имел головокружительный успех.

 

После его голос звучал в операх «Князь Игорь», «Борис Годунов». 3а исполнение партии Альфреда в опере Дж.Верди «Травиата» артист был удостоен звания «Золотой голос России». Казалось бы, его ждет оперная карьера. Нет, ведущим оперным исполнителем Басков не стал. Как-то так получилось, что он увлекся эстрадой. Может, опера и потеряла своего «золотого соловья», как знать? Но зато любители эстрады приобрели нового кумира.
  Встретившись с артистом, я сначала спросил Николая, где он родился, что помнит о школе, о детстве.
  — Родом я из Подмосковья, из города Балашиха. Я очень люблю свою малую Родину, считаю её жемчужиной России. В детстве был заводилой, вокруг всегда было много друзей. В школе ко мне относились очень хорошо, избирали председателем совета отряда. Много занимался общественной деятельностью, был пунктуальным человеком, вел тетрадь, куда записывал особо важные события дня. По ним потом проводил политинформацию. Все успевал: и заниматься в музыкальной школе, и учиться без троек, правда, по поведению у меня была тройка — любил подраться, поругаться. За это получал нагоняй от родителей: папа у меня был военным.
  Помню, в пионеры меня с первого раза не приняли. Когда всех детей построили на пионерскую линейку, я поднялся на четвертый этаж, забрался на подоконник и на весь школьный двор запел: «Миллион, миллион, миллион алых роз из окна, из окна, из окна вижу я...» Понятно, что родителей за этот мой проступок вызвали в школу и объясняли, почему не смогли зачислить меня в пионеры. Потом, правда, поняли учителя, что из меня выпирало не хулиганство, а просто жизнь била ключом.
  — У тебя уже есть свой взгляд на то, как стать звездой? Не боишься ли ты «звёздной» болезни?
  — Чтобы стать звездой, надо много работать. Я все время учусь на ошибках других. Мама давала мне читать книги, журналы, где рассказывалось о судьбах известных артистов, трудностях, через которые они прошли, прежде чем стали знаменитыми. Элвис Пресли, Марио Ланца, Мэрилин Монро — на их плечи выпала слава. Некоторые из них пронесли её с достоинством до конца дней, а кто-то не выдержал: или спился, или покончил жизнь самоубийством. Например, мама Элизабет Тейлор с пяти лет готовила её к карьере в кино. Учила красиво ходить, держать осанку, улыбаться. Примерно так воспитывали в семье меня. Во мне мама видела нереализовавшиеся свои мечты и целенаправленно готовила к артистической карьере. Я с детства был приучен вести правильный образ жизни. Для себя решил, если вредные привычки отрицательно влияют на карьеру, от них надо избавиться. Что делать, такова жизнь артиста. Увлекся спортом. Спорт — это моё здоровье, мой внешний вид, форма. А что касается «звёздной» болезни, то, по-моему, мне она не грозит с юного возраста. Меня учили красиво относиться к успеху, разумно его воспринимать. Обычно «звездной» болезнью страдают те,; на кого слава сваливается неожиданно. Те же, кто добивается успеха упорным трудом, приносит какие-то жертвы любимому делу, обычно этим диагнозом не страдают.
  — Ты в канун своего тридцатилетия совершил концертный тур по городам России вместе с легендарной Монтсеррат Кабалье. А какова история знакомства с великой оперной певицей?
  — Знакомство состоялось в Барселоне. При нашей встрече у неё возникло желание, как она выразилась, «отдать мне то, что она получила от своих педагогов и кумиров». Я преклоняюсь перед ней, ведь она — живая легенда. Иногда можно услышать, что, дескать, она уже не так хорошо поёт, как когда-то. Это не так. Монтсеррат до сегодняшнего дня находится в прекрасной вокальной форме. Наше совместное выступление впервые состоялось несколько лет назад на сцене петербургского Ледового дворца. Тогда известный финский концертмейстер и продюсер Юха Матина организовал совместно с российской стороной концерт Кабалье и российского певца. Я оказался в числе претендентов на этот дуэт. И выбор пал на меня, хотя, как вы понимаете, претендентов было достаточно. Помню, я безумно волновался перед первой встречей и совсем не ожидал, что певица обладает таким обаянием и доброжелательностью к молодежи. Общаясь с ней, не чувствуешь, что перед тобой знаменитая дива.
  — Так неужели не было робости, разницы в возрасте, в опыте? Неужели не возникло дистанции?
  — Нет, ничего разделяющего я не ощущал, ведь мы пели вечную оперную музыку. Когда мы выступали, у нас словно было два голоса и одно общее сердце. Такая фантастика! Монтсеррат — потрясающая женщина и певица. Несмотря на то, что она ходит с палочкой, в Ледовом дворце она танцевала со мной вальс. Судьба оказалась ко мне благосклонна — встретить в жизни такую личность!
  — У Кабалье не только удивительный голос, природный дар. Считается, что у неё и драматический талант, которым она может заворожить любого, даже не подготовленного зрителя. Это действительно так или преувеличения музыкальных критиков?
  — Нет-нет, все так и есть. Даже если Монтсеррат поёт в сопровождении фортепьяно, она в силу своей эмоциональности способна превратить концерт в драматическое зрелище. Так, в Ледовом дворце она вышла на сцену, долго поначалу кашляла в микрофон, потом вдруг лучезарно рассмеялась и воскликнула в зрительный зал: «Ой, как вас сегодня много собралось. Я очень рада!» Зал влюбился в неё ещё до начала концерта.
  — Николай, Кабалье обладает тонким чувством юмора. Это вы подтверждаете?
  — Это правда, а не вымысел журналистов. У неё обворожительная, обезоруживающая улыбка. И ей ничего не стоит рассмеяться, если подвернется случай. По-простому. Как-то мы репетировали нашу совместную арию, и Монтсеррат объясняла мне постановку дыхания в этом произведении, чтобы почувствовать, правильно ли я выполняю ее советы, она приложила руку к моему животу, и в этот момент у меня под футболкой завибрировал мобильный телефон. Сначала она от неожиданности испугалась, потом, поняв, в чём дело, долго смеялась и говорила: «У Николая звенящий живот». Или ещё был случай с мобильником: на репетиции концерта в Риме, когда Кабалье спела свою арию, у кого-то зазвонил телефон. Певица замолчала и грозно посмотрела вокруг. А телефон всё звонил и звонил. И никто не решился сделать шаг к звонящему где-то телефону. Монтсеррат не выдержала и настоятельно попросила его выключить. При этом с ее губ сорвались слова возмущения: «Господа музыканты! Я же настоятельно требовала выключать телефон перед репетицией. Так же нельзя работать, я вынуждена прерываться. «Тут к ней подошла её племянница и сообщила, что, оказывается, это звонит телефон из её сумочки, что это она забыла его выключить. Кабалье засмеялась. А потом извинилась перед коллегами.
  — А это правда, что ты дважды заслуженный артист?
  — Абсолютная. Я заслуженный артист двух стран — России и Украины. Из-за того, что у меня мама и бабушка украинки, я частенько выезжал с гастролями на Украину. Давал там много благотворительных концертов. Меня на Украине любят, считают своим. И вот когда я там был с программой «Басков и друзья», ко мне за кулисы вдруг пришёл Леонид Кучма.Он мне высказал много комплиментов и сделал прогноз, что на Украине я стану заслуженным раньше, чем в России. Мне присвоили звание заслуженного артиста Украины более двух лет назад.
  — Ты сейчас даешь автографы поклонникам налево и направо. Но я знаю, что ты сам занимаешься собирательством автографов.
  — Я собираю автографы только оперных артистов — своих кумиров, учителей. У меня в коллекции есть фотографии с автографами Козловского, конечно, Кабалье, Паваротти, Доминго. Самая ценная — фотография Карузо, на которой он расписался в 1912 году. Я её приобрёл в Италии, не пожалев нескольких тысяч долларов.
  — Наверное, имеются автографы и нашей знаменитой эстрадной примадонны?
  — Басков улыбается. С Аллой Борисовной у меня тёплые отношения. Она однажды пришла на мой концерт с букетом цветов и, когда мне их вручала сказала: «Коля, я хотела преподнести цветы звёздочке, но ты уже настоящая звезда. Прими». Мне нравится бывать у неё в гостях, общаться с ней, с её друзьями. Однако у меня с ней отношения осторожные: творческих советов она мне не дает, я тоже. Алла Борисовна — чуткий, тактичный человек. Доброжелательный, особенно к своим коллегам, артистам. Вообще,среди артистов у меня много друзей. Я поддерживаю творческие союзы с Любовью Казарновской, Ларисой Рудаковой, Мариной Мещеряковой. Это оперные артисты мирового уровня. Общение с ними мне много даёт как певцу и человеку.
  — Природа наделила тебя мощным голосом, обаятельной внешностью, пластикой движений. Но, по-моему, во многом твой сценический успех обусловлен тем, что ты работаешь на стыке жанров. Таких певцов у нас нет. Как бы ты сам определил свой творческий путь?
  — Я много думал над этим. Опера как канонический жанр оптимально сохраняет идеи и задумки композитора. Исполняя сочинения классического композитора, находишься во власти тех художественных границ, которые он обозначил. Но та же опера как альма-матер породила много жанров в музыке. Порой между ними нет точной границы. Время её стирает. Да и вообще, я считаю: неважно, в каком жанре ты работаешь, важнее, как ты поёшь — хорошо или плохо. Только история и зритель выносят в конце концов оценку твоему труду.

Анатолий ИВАНУШКИН.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: