slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Никогда возвратиться не поздно

В Москве прошёл вечер, посвящённый поэту Александру Косареву. Этот вечер был печален — Александр пропал без вести в ноябре 2014 года. Все, кто пришёл, знали Сашу Косарева, и для них его жизнь и творчество не пустой звук. Особенно для товарищей по ЛИТО «Гармония», где Саша состоял последние 15 лет.
Особо интересен период «Вертепа» — так называлась первая поэтическая группа, членом которой он был. Все мы родом из детства и юности. На столике стояло фото, на нём снимок четырех членов «Вертепа»: Александра Косарева, Александра Михайлюка, Геннадия Алехина и мариупольца Сергея Шапкина, трагически погибшего в конце 1994 года.
Говорили о косаревских сборниках — «Березовое солнце» и других. Этот сборник лежал на столе. Рядом объёмное «Избранное», сделанное Юрием Насимовичем. Саша писал очень много; тетради занимали все углы его комнатки-«кабинета»; и тема отбора его лучших произведений остра. Он мучительно искал свой путь. Иногда писал слабые стихи. Но поднимался, и очень высоко. По мнению Александра Михайлюка, лучшие стихи Косарева стоят на уровне серьёзной русской поэзии, таких имён, как Николай Рубцов, Сергей Клычков, Николай Глазков.
ЗИНКА
Возвращается память.
Играет пластинка.
Репродукторы в летнем саду.
Я никак не пойму тебя, Зинка.
И акации в жёлтом цвету.
Что же это? Не бред ли неясный?
Мы находимся в мире другом.
Где ты, Зинка?
Где город прекрасный,
Летний вечер в саду городском?
...Повторяется снова пластинка.
Мы по площади летом идём.
Ты напрасно пугаешься, Зинка.
Не снаряды грохочут, а гром!
Руководитель бардовской студии «Автограф» Лев Ройтштейн задал вопрос: чем отличается графоман от поэта? Это вызвало оживлённую дискуссию. Ответ у каждого свой. Василий Берладир считает, что графомания — самоцель, графоман доволен самим фактом стихосложения. По мнению натуралиста и литератора Юрия Насимовича, настоящему искусству трудно дать определение, а плохому — просто. Оно чаще всего пошло и бездарно. Александр Михайлюк сказал, что критерий искусства — новизна и оригинальность, гениальность же — высшая степень таланта. Я добавила, что талантливое искусство многозначно.
Талант Александра Косарева был самобытным и пробивался вопреки болезни. Для стихов, видимо, это плюс. В жизни всё сложнее.
Вы поверьте, что плохо поэтам,
Недостатком страдая ума,
Сочинять с оптимизмом куплеты,
Если рядом сгущается тьма.
Это пепел летит из вулкана,
Это город под ним погребён.
Продолжайте глушить из стакана,
Продолжайте любить, кто влюблён.
Но Саша, бросив всё, ушёл из дома и пропал. На вечере размышляли о причине его поступка, предполагали, куда он мог уйти, говорили о его поиске. Поэта продолжают искать, надежда умирает последней.
Товарищи по цеху — Александр Михайлюк и Людмила Темчина — прочитали свои поэмы, посвящённые Александру Косареву, передающие его настроение и былую обстановку: / Когда у Саши мы сидели / В гостях – порою допоздна / И рифма-муза в гости к нам / Входила…
Поэтов много; может быть,
Они творенья пишут краше,
Но очень трудно позабыть
Нам друга – Косарева Сашу,
Оригинала-рифмача,
Не спавшего, стихи строча.
Ансамбль «Русский Битлз» исполнял песню на стихи А.Косарева «В океане высоты». Увы, эта запись не сохранилась. А вот песни на его стихи поющего поэта Владимира Платоненко и единственная видеозапись Александра, где он сам декламирует, были гостям продемонстрированы.
Человек всегда возвращается в памяти тех, кто о нём знал. Саша Косарев в свое время написал об этом:
В это чёрное небо
Возвращаются звезды,
Воскресают и души
Всех умерших людей.
А тебе никогда
Возвратиться не поздно,
Чтоб обрадовать сердце
Огорчённых друзей.
Людмила ТЕМЧИНА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: