slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Никите МИХАЛКОВУ — 70!

Известный отечественный режиссёр, актёр, сценарист, продюсер и общественный деятель Никита Сергеевич Михалков празднует 70-летие. Нельзя отрицать очевидного: наш юбиляр — это масштабная фигура в российской культуре, явление в отечественном киноискусстве.
По просьбе «Слова» юбиляра поздравляют его близкие друзья Василий Ливанов и Евгений Стеблов.
Василий ЛИВАНОВ, киноактёр, сценарист, писатель, кинорежиссёр, художник-мультипликатор, народный артист РСФСР:
— Дорогой Никита, давний и верный друг!
70 лет – вовсе не причина отказываться от убеждения, что лучшее ещё впереди. Переживая испытания, посланные свыше, не спрашивай «За что?». Такой вопрос обращён в прошлое. Спрашивай: «Для чего?» – это вопрос, устремлённый в будущее.
Будь здоров и счастлив! Твой Василий Ливанов.
Евгений СТЕБЛОВ, актёр театра и кино, народный артист России:
— С Никитой мы связаны судьбой с юных лет, с возраста старшеклассников, с  9—10 классов. Тогда мы вместе были студийцами при театре Станиславского. Там были и Инна Чурикова, и Виктор Павлов, ныне покойный, и много других, ярких и талантливых людей, которые сказали своё громкое слово в искусстве.

Потом вместе снимались в фильме «Я шагаю по Москве». Он тогда поступил в Щукинское училище, а я уже перешёл на второй курс. Никита на полтора месяца меня старше, но он окончил одиннадцатилетку, а я — десятилетку и поступил в институт в 16 лет. В этой картине мы уже товариществовали.
Потом у нас была совместная картина «Перекличка» (автор сценария и режиссёр Даниил Храбровицкий). Это был его режиссёрский дебют. Там мы с ним сильно сдружились, стали вместе писать…
Время шло. Никита перешёл во ВГИК. Первый его фильм назывался «А я уезжаю домой». Пять частей — пятьдесят минут — я увидел уже собранными. Я участвовал в нём, когда Никита его уже снял. Это была его курсовая работа и дипломная работа ныне маститого кинооператора Игоря Клебанова.
Главную роль играл не профессиональный артист, а капитан портового крана ялтинского порта. Он его снимал на счёт — считал до двадцати, тридцати… А потом я на монтажном столе сочинял текст, чтобы уложиться на эти смыкания. После этой картины я понял, что Никита — талантливый режиссёр. Фильм получился ярким. Жаль копию потеряли…
С тех пор много воды утекло. В конце 90-х я посещал город Рыбинск, где  была встреча с местной интеллигенцией, проходившая в краеведческом музее. Показали фото: визит великого князя в Ярославль — Рыбинск относился тогда к Ярославской губернии. И на этой фотографии два человека в мундирах — Павел Павлович Стеблов, председатель городской Думы, директор двух гимназий (он был педагогом), действительный статский советник, и рядом Сергей Владимирович Михалков, двоюродный дед Никиты. Он был предводителем дворянства в Рыбинске. Это фото произвело на меня огромное впечатление. Поэтому не знаю даже, как назвать нашу связь с Никитой — мы объединены Божьим промыслом…
Что касается творчества, то мы с Никитой понимаем один другого буквально по глазам. Нам даже объяснять друг другу ничего не надо. Недавно в Италии ушла из жизни ассистент по актёрам в картине «Я шагаю по Москве» Лика Авербах. В своё время,  после выхода этого фильма, она сказала мне: «Пройдёт время,  Никита станет всемирно известным режиссёром, а ты станешь всеми любимым артистом…» Поэтому наши отношения носят оттенок некой судьбоносности.
Сейчас я был на его юбилее в Доме музыки. Никита очень интересно построил этот вечер — как посвящение роли музыки в его творчестве. В частности, музыки композитора Эдуарда Артемьева… Ведь самое главное, что связывает нас, — это мироощущение, переданное через атмосферу. Для меня атмосфера в художественном творчестве тоже играет решающую роль. Ибо она — верная атмосфера — задаёт мысли и действия заранее непредвиденные.
Желаю Никите в его юбилей, чтобы у него хватило сил для воплощения всех его замыслов. А замыслы — большие, поскольку Никита Михалков — фигура мощная. Я бы даже назвал его Вождём отечественного кинематографа.
Никиту Сергеевича поздравляют коллеги по кинематографическому цеху.
Алексей ПЕТРЕНКО, актёр, народный артист РСФСР:
— Никита Сергеевич — это человек-радуга. С множеством цветовых оттенков. Солнечного в нём больше, чем пасмурного. Достижений больше, чем ошибок. А любые его ошибки могут считаться достижениями для его коллег... Многих тебе лет, Никита. Удивляй. Раздражай. Радуй наше пространство.
Дмитрий ДЮЖЕВ, актёр:
— Он как психолог. По походке, по поведению, уже на расстоянии видит человека. Когда артист подходит к нему с вопросом, он как будто уже знает этот вопрос.
Нина АРХИПОВА, актриса, народная артистка РСФСР:
— Кончалась съёмка, и мы, уставшие, бежали выпить кофе, передохнуть. Никита Сергеевич с площадки не уходил. Оставался. Такое впечатление, что он вообще не уставал. И сам начинал проигрывать ту или иную сцену... Милый, дорогой, очаровательный Никита Сергеевич, я вас обожаю и готова вам служить. Как актриса, может, не гожусь, уже постарела, но когда будет нужно помочь, я готова.
Виктор МЕРЕЖКО, сценарист, режиссёр, народный артист РФ:
— Для меня совершенно поразительно, что из такого лёгкого, разбитного и суперталантливого он остался таким же. По сути, совсем не изменился. Был лёгким, таким же и остался. Такой же талант, такая же красота.
Редакция «Слова» присоединяет к многочисленным поздравлениям юбиляру свои наилучшие пожелания.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: