slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Неведомый доселе рассказчик

Издательство «Литературная республика» выпустила в этом году небольшую книгу рассказов Виктора Фролова «Туристы». Будучи много лет знакомым с автором заочно, при личной встрече в МГО Союза писателей России наши отношения с Виктором Геннадиевичем вскоре стали дружескими. И вот передо мной книга «Туристы». Мягкая обложка, достойное предисловие и портрет автора. По внешнему виду сборник напоминает любимые мною в годы студенчества «Пестрые рассказы» А. Чехова. Да и облик Виктора Геннадиевича сродни Антону Павловичу — высокий, статный, с бородкой, голос густой, низкого тембра… Вот такой, чеховского склада, человек В.Фролов и к тому же незаурядный писатель.


В своём сборнике автор сумел с художественной зоркостью и художественной честностью отразить не только, по выражению Горького, «свинцовые мерзости» нашего времени, но и наполнить свои рассказы гармоническим чувством слова и высокого уровня литературным мастерством. В книге нет общих мест и мудрых пошлостей, а название «Туристы» совсем не выглядит неким сарказмом, ибо с тех пор, как наша нация стала населением, отправилась массовым исходом за границу, то вполне логично превратиться ей и в туристов в поисках своей идеологии и смысла жизни — «этого посоха с крыльями». Если к вышеперечисленным достоинствам автора добавить завидную наблюдательность, чёткую прорисовку образов, предметов и деталей, чувство неподдельной доброты к своим героям, несудейскую горечь к заблудшим, то можно прямо сказать, что книга «Туристы» не только образует «самую субстанцию современного русского уклада», но и становится незаурядным явлением в нашей прозе.
Как известно, рассказ – это выработанный столетиями «условия обитания» слова в литературе. И тем не менее этот жанр — один из молодых, эпических. Надо заметить, что в последние годы крупные писатели редко обращаются к такой форме литературы. Вот почему данная книга вызывает особый интерес. Чем же хорош этот сборник рассказов? Прежде всего автора выделяет индивидуальная словесная ткань. Она пульсирующая, живая, насыщена действием, умением неотрывно держать читателя в напряжении и вовлекать в общий художественный замысел. Герои В. Фролова не развлекают, они вовлекают читателя в поток российской действительности.
В рассказе «Ветеран» герой (по всей видимости, полковник спецназа) надолго прощается с женой. Его как военного специалиста вновь возвращают  в строй. Когда он вернётся, оба не знают. Весь рассказ написан на полутонах, на общении, в котором больше молчания, недоговоренностей и огромной любви и веры, что и на этот раз судьба будет милостива, все обойдётся, и муж вернётся живым. Рассказ занимает четыре страницы, он написан нахлестом, кусочками, набросан акварельно, но щемит сердце от этого прощания; за каждой строкой — второй план, за этой, казалось бы, недоговорённостью вся жизнь военного человека, его отношение к Родине, к долгу...
По способу проникновения и постижения характеров своих персонажей В.Фролов выработал свой отличительный метод, такое впечатление, что он прорастает в души своих героев. Взять, к примеру, рассказ «Туристы», давший название всему сборнику. Рассказ состоит из двух действий. Трое молодых людей, выпускников школы, проводят отдых в Анапе. У всех троих «громадье» планов, грёз и мечтаний. Все они разные, речь каждого самобытна, лица прописаны автором отчётливо. Но вот наступает второе действие — встреча через двадцать лет. В ней подводится итог, пусть не окончательный, но жёсткий и по-своему зловещий. Сюжет, казалось бы, известный — в литературе и драматургии отработанный. Но почему, в данном случае, всё так неожиданно, так по-новому и так узнаваемо!? Виктор Фролов глубоко заглядывает в бездны нашей современной жизни, профессионально разбирается в причинах и следствиях перерождения, случившегося с нами за последние двадцать лет.
В истории литературы есть авторы, давно признанные в жанре рассказа, свои корифеи. Из западных мастеров вспоминаются Эдгар По, О’Генри, Джек Лондон, из русских — Чехов, Бунин, Куприн, из советских – Шукшин, Ю.Казаков... На наш взгляд, именно Юрий Казаков, с его лиризмом, опорой на русские и православные ценности, с умением понять «великую разницу между «мужским» и «женским» началом», с возможностью поднять «вечные темы» наиболее близок Фролову. Впрочем, в замысел этой статьи не входит задача поставить талантливого автора по ранжиру и определять его место в литературе. Сегодня на своём творческом пути писатель Виктор Фролов входит в пору зрелости, и подобная перспектива — дело будущего. И лучше всего это сделает время. Мы же предвосхищаем такое чтение, без которого читатель, надеюсь, никогда уже в дальнейшем не обойдётся.


Валерий ИВАНОВ-ТАГАНСКИЙ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: