slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Неродные на Родине… Почему русским не дают гражданство в России?

В материале «Остаётся уповать на Господа?» («Слово», №1, 2017 г.) мы опубликовали статью постоянного автора нашей газеты писателя Михаила Чванова. В ней рассказывалось о судьбе русской семьи Харьковых (в составе девяти человек), которая в результате притеснений приглашёнными президентом Казахстана Назарбаевым на постоянное жительство монгольскими казахами перешла границу Казахстана и Оренбургской области с намерением обосноваться в Башкирии, где у неё были дальние родственники.
Немаловажную роль в этом решении сыграли многочисленные призывы российской власти на различных форумах: соотечественники могут и должны возвращаться на историческую родину, в том числе и для того, чтобы вместе решать острейшую для русских демографическую проблему.
Харьковы перешли в Россию не просто беженцами, а со справным хозяйством: с лошадьми, коровами, свиньями, вплоть до кур и гусей, в общем, целое фермерское хозяйство. Закончилось это переселение печально: сбор всевозможных справок, стоимость которых для одного человека зашкаливала за полсотни тысяч рублей, в том числе справки — с них, русских! — на знание русского языка, невозможность обратиться в поликлинику, устроиться на работу, зарегистрировать родившегося ребёнка и проч. и проч. Кончилось это тем, что, помыкавшись с полгода, семья от безвыходности, никого не предупредив, собралась назад в Казахстан.
Самое печальное в этой истории, что в последний момент Валентин Михайлович Фалин, известнейший историк и дипломат, узнавший из публикации в «Слове» о мытарствах семьи Харьковых и неоднократно помогавший ей денежными переводами, незадолго до своей кончины позвонил белгородскому губернатору Евгению Степановичу Савченко.
Не откладывая дела в долгий ящик, Чванову позвонил помощник Савченко. Чванов тут же позвонил старшему в семье Харьковых — Дмитрию, тот долго не отвечал. Наконец отозвался:
— Поздно, — ответил тот. — Мы уже подъезжаем к казахстанской границе.
— Не выключайте российский мобильник! Дайте номер вашего казахстанского телефона, сообщите адрес, где будете жить. На вас выйдут. Вас готов забрать к себе в Белгородскую область губернатор Савченко вместе со всем вашим хозяйством.
— Нас уже столько обманывали, что мы никому не верим.
— Но это Савченко, один из лучших губернаторов России.
— Нет, уже поздно. Россия оказалась нам не матерью, а злой мачехой. Нас по телевизору с самых высоких трибун звали в Россию, а чем это для нас закончилось? Конечно, мы нищие, третьесортные, троим членам семьи придётся пенсию платить, оберём государство. Это французу Депардье в течение часа российское гражданство оформили. Прощайте!
Через минуту поезд пересёк казахстанскую границу, телефон замолк…
Из письма, которое недавно получил Михаил Чванов, складывается впечатление, что, потеряв надежду достучаться до российских властей, брошенные на произвол судьбы в результате развала Советского Союза соотечественники как в последнюю инстанцию обращаются к российским писателям в наивной уверенности, что к их мнению кто-то прислушивается в нынешней «демократической» власти России:
— Дорогой Михаил Андреевич! В вашей замечательной книге «Блаженны страждущие…» поднято так много больных вопросов, которые многим не дают покоя. Многие мысли вашей книги созвучны моим. Вы пишете: «На каждое поколение русских что-нибудь да выпадало… Неужели нас обнесёт? Ни одно поколение не обносило, а нас вдруг обнесёт?.. Нет, не обнесло…». Вам, как писателю, глубоко вникающему в проблему русскости, по всему, не безразличны проблемы русских семей, оказавшихся в результате развала Союза за пределами России.
Пишу вам, потому что писатели, в отличие от чиновников, могут нас, простых смертных, понять. Мне 70 лет. Я всю жизнь проработала в школе. В 2003 году в результате невероятных трудностей сумела перебраться из Ташкента в Самарскую область. Сейчас живу в маленькой комнатке семейного общежития. А получила её благодаря хлопотам Валентина Григорьевича Распутина, светлая ему память! Несколько лет назад я написала ему письмо, чтобы выразить признательность за замечательные книги, которые я сама люблю и прививаю любовь к ним своим ученикам. В письме написала о своей жизненной ситуации, о том, что этническим русским, перебравшимся на свою исконную родину, Россия не имеет намерения хоть как-то помочь в обустройстве. Он мне ответил.
Над письмом Валентина Григорьевича я плакала. Такого удивительного, добрейшей души человека я ещё не встречала. Я его ни о чём не просила, он сам понял, что нуждаюсь в помощи. И в то время уже с сильно ослабленным здоровьем, переживший личное горе, он нашёл способ мне помочь. Вспомнив, что его бывший земляк занимает высокий пост в одном из самарских министерств, он связался с ним по телефону и попросил помочь мне с жильём, поселить хотя бы в семейном общежитии. Ощущение изгоя в какой-то мере прошло. До этого мыкалась по съёмным квартирам. Своё жилье в Узбекистане в те годы мы продавали за бесценок. Нынешняя зарплата учителя унизительно маленькая — накопить на жильё невозможно. Не перестаю удивляться: ведь таких обездоленных, как я, очень много.
Да, вы правы, ни одно поколение не обнесло. Вот уж кто оказался заложником «перестройки» и больше всех пострадал, так это русские семьи, ставшие в одночасье чужими для России. Как я оказалась в Ташкенте? Туда в своё время отца отправили по распределению поднимать культуру и промышленность национальных окраин. Там я не считала себя иностранной гражданкой. Россия была моей страной и по языку, и по духу, и по традициям. Тем более что преподавала я русский язык и литературу. Сама, видимо, была в плену иллюзий: говорила ученикам о России как о стране с высокой культурой, героическим прошлым и большими возможностями. Так оно было и есть. Но не догадывалась, что захватившие власть в 90-е годы были по духу людьми вовсе не русскими и весь российский народ стал для них быдлом. Американские «советники» вовсю старались ослабить Россию не только экономически, но и духовно, подорвать мораль, развратить молодёжь. Вы это знаете лучше меня. Я же это поняла, когда переехала в Россию.
Я позволю себе рассказать, как это было с моей семьей. Всё, что пришлось вытерпеть нам, это ведь типично для большинства русских переселенцев, пожелавших вернуться на родину своих дедов. Это не частный случай.
Михаил Андреевич, может быть, я что-то недопонимаю? Может, вы понимаете логику российских властей, препятствующих переселению русских людей на свою исконную родину, где говорят на их родном языке, где всё своё, родное? В 2005 году после двух лет муки, мы, наконец, получили российское гражданство. Это была настолько изматывающая процедура, что некоторые не выдерживали, особенно старики и сердечники. Эти мытарства сильно подрывали здоровье. Моральные страдания были сильнее физических. Мы все задавали себе один и тот же вопрос: зачем так мытарить людей своей национальности? Где логика? У меня в результате этих издевательств умер муж, затем 33-летний сын. Женщины более стойкие, поэтому я держусь, особо не ропщу. Смирилась. Есть, наверное, во всём этом что-то сакральное, не поддающееся осмыслению.
Получается, что в моём роду пострадало пять поколений подряд. Деды были раскулачены. Они и их малые дети оказались изгнанниками из родного дома и с родной земли. Потом «перестройка», развал Союза. И уже моё поколение, мои дети и внуки оказались беженцами, которые никому не нужны на родине своих дедов. Пять поколений подряд лишаются дома не по своей вине. Старший сын со своей семьёй живёт в деревне в ветхом деревянном доме. Пытаются строить во дворе новый дом. Но заработки небольшие, хватает только на текущие расходы, поэтому строить будут много лет. Сноха работает в сельской малокомплектной школе тоже с небольшим заработком. Ну, а я живу в маленькой комнатке семейного общежития. И ни я не могу им помочь, ни они мне.
Живёт внутри меня ощущение бесприютности. Все ночи проходят с кошмарными снами. Иногда перечитываешь Ф. Кафку и думаешь: это про меня. Какая-то фантасмагория!
Михаил Андреевич, складывается впечатление, что по отношению к русским семьям, оказавшимся после распада СССР в республиках бывшего Союза, была у российских властей негласная политика сдерживания. Т.е. кому-то казалось, что лучше, если эти семьи останутся в республиках. Не буду рассуждать о разумности такой политики, но хочу спросить вас как умного человека: зачем нужно так издевательски принимать тех, кто уже, продав дом, переехал в Россию вместе с детьми и пожилыми родителями, зачем в этом случае затягивать процесс предоставления гражданства РФ? Ведь понятно, что назад эти семьи уже не поедут. Государство, наверное, должно быть заинтересовано в том, чтобы человек прочно встал на ноги, работал, приносил пользу семье и обществу. Чтобы не дёргался и не страдал. Где же логика в том, чтобы изматывать людей годами, делая их инвалидами? Подорвать веру во всё на свете. Может, я чего-то недопонимаю? Я без содроганья не могу вспоминать, как откровенно издевалась надо мной чиновница миграционной службы, каждый раз «забывая» сказать ещё про одну справку, которая необходима для «полного комплекта документов». А очередь в этот кабинет нужно было занимать с вечера, иначе не попадёшь.
Сейчас по ТВ много рассуждают о логике европейских стран в их действиях по отношению к России. А где логика наших чиновников по отношению к своим? С тех русских, кто ещё не получил гражданство, но сумел устроиться на работу, подоходный налог берут не 13, а 25%. При этом прекрасно знают, что эти семьи живут на частных квартирах и на своё жильё надо подкапливать. Что же, на этих несчастных семьях государство хочет увеличить свой доход? Нашли, на ком богатеть.
Благодаря Валентину Григорьевичу я имею сейчас крышу над головой, угол, так сказать. Но это не мой дом, здесь у меня только временная прописка. Постоянную администрация города давать не хочет, ссылаясь на какие-то положения. Хотя половина комнат в этом общежитии уже приватизирована. Мои хлопоты ни к чему не приводят. Писала в Общественную палату РФ на имя Винер И.А. с просьбой посодействовать. Её семья – это мои бывшие земляки. И я надеялась, что Винер поможет решить мой вопрос. Но такие люди, видимо, живут в параллельном мире и даже не понимают, о чём идёт речь.
В 2005 году я просила дать землю (хотя бы в сельской местности) под строительство жилого дома. Но в администрации сказали, что землю не дают, она только продаётся по торгам. Если бы тогда дали участок, я бы, вероятно, смогла бы построить небольшой дом. А теперь время ушло. Возраст — нет ни сил, ни средств. Три года назад дали участок в чистом поле. Ни единого дома не построили соседи на этом поле. Участки эти нарезали многодетным семьям, у кого нет средств строить, да и коммуникации до сих пор не подвели. Стоит голая земля без единого дома и забора уже 4-й год. И продать участок невозможно – он ничего не стоит.
Восторжествует ли когда-нибудь здравый смысл? Будем ли мы жить по-человечески? Не знаю. Все эти напасти привели к тому, что живёшь в унынии, в какой-то раздвоенности. Только хорошие книги спасают от депрессии. В них всё сказано о жизни. Помните, как точно подмечено у И.А. Бунина в рассказе «Перевал»: «День опять обрадует меня людьми и солнцем и опять надолго обманет меня…».
Ещё раз огромное спасибо, дорогой Михаил Андреевич, за ваши книги!
Сегодня день памяти Валентина Григорьевича Распутина. Светлая память этому замечательному человеку! А завтра день его рождения. Валентину Григорьевичу очень повезло, что у него был такой друг, как вы. Кланяюсь вам как писателю и как хорошему человеку. Крепкого здоровья и благополучия!

С уважением
Людмила Федоровна
Маркина.
Самарская область, г. Кинель.
 
В Государственной думе России уже много лет толкуют о введении упрощённой схемы предоставления гражданства русским, оставшимся в результате развала Советского Союза за рубежами страны. Но в силу неких таинственных обстоятельств воз и ныне там.

Редакция.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: