Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
14.03.2008
Нелёгкое счастье балерины
Приме Мариинского театра Валентине Ганибаловой – 60!
В профессионализме, строгой ответственности и умении работать на пределе человеческих возможностей западным артистам не откажешь. Вспоминаю несколько недель, проведенных в Таллине, где тогда снимался международный проект «Красная палатка». С утра до вечера русские, итальянские, латышские, английские и американские актёры снимались на продуваемых всеми ветрами льдах морского побережья, проявляя незаурядную выдержку и ни на минуту не давая себе расслабиться.
Казалось, что по окончании съёмочного дня сил остаётся лишь для ужина на скорую руку и кратчайшей дороги в кровать. Но не тут-то было! До глубокой ночи в номере продюсера Кристальди тогдашняя его жена Клаудиа Кардинале, исполнитель роли Нобиле Питер Финч, Шон О`Коннери вместе с коллегами пели, беседовали, пили,танцевали, чтобы через несколько часов появиться на морском льду и выглядеть при этом так, словно они только что вернулись после месячного отдыха на Канарских островах.
Вот и в тот тёплый июньский день, когда режиссер Кьюкор снимал в Павловске очередные сцены советско-американской киносказки «Синяя птица», прима-балерина Кировского Валентина Ганибалова, исполнявшая роль Воды, шесть часов работала перед камерой, позабыв на время, что вечером ей предстоит танцевать партию Китри в «Дон Кихоте». Даже сполна хлебнувшая «звёздной каторги» Элизабет Тейлор, когда мы заняли места в театральной ложе, спросила : «Неужели ей не страшно там сейчас, ведь мы так измотались на съёмках?» Когда же занавес опустился в последний раз, уставшая аплодировать кинодива шепнула: «Кажется, я мало роз заказала из Хельсинки. Она блистательна и неповторима».
Начинался же путь к вершинам танцевального мастерства в Ташкенте, где родилась будущая звезда.
«Я приехала в Ленинград из Ташкента, где прожила восемнадцать лет. Правда, двор у нас был русский и очень музыкальный. Там жили работавшие в оперном театре художник и балерина. Знакомая вахтёрша пропускала меня без денег, и из театра я не вылезала. Ташкентскую атмосферу – душевную и человечную – я оценила, когда оказалась один на один с суровой и не всегда дружелюбной атмосферой города на Неве.
Окончив Ташкентское хореографическое училище, пережив тяжёлое землетрясение, я попала в Ленинград во время Декады узбекского искусства. Посмотрев, как работает начинающая артистка, выдающаяся балерина Наталья Михайловна Дудинская сказала директору Вагановского училища: «Эта девочка должна учиться у меня»
Через год работы с Дудинской Валя вышла на прославленную Мариинскую сцену в главной партии балета «Пахита». За двадцать лет она станцевала героинь практически всех идущих в «Мариинке» балетов:«Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Легенда о любви», «Каменный цветок», «Корсар», «Горянка» и многих других. Постоянно стремившаяся к поиску новых путей в любимом творчестве, балерина создаёт небольшую труппу, для которой талантливый хореограф Игорь Чернышев ставит яркие и необычные для того времени композиции: «Ромео и Юлия» Берлиоза, «Болеро» Равеля и «Адажио» Альбинони. Взыскательные зрители Большого зала Ленинградской филармонии, Концертного зала имени П.И. Чайковского в Москве и других столичных площадок Советского Союза тепло приняли и полюбили новые формы творчества Ганибаловой. Я вспомнил тогда слова основоположника современного балета Касьяна Голейзовского, в семье которого прошли мои студенческие годы: «Я видел в классе Дудинской чудесную ташкентскую девочку и готов поклясться, что из неё получится уникальная балерина». В той «самостийной» труппе были заложены основы нынешнего «Балета Валентины Ганибаловой», где она выступает в роли хореографа и руководителя.
Поначалу в Кировском для Валентины всё складывалось, пусть и трудно, но удачно. Она с успехом гастролировала в Испании, Англии, Франции; становилась любимицей требовательной ленинградской публики. Такое счастливое начало далеко не всем пришлось по душе. Зависть и скверные пакости – непременные составляющие любого театра. Валя умела не замечать проделки « доброжелателей», от природы обладая незаурядной стойкостью и выдержкой, позволяющими ей держаться над схваткой. Но опасность подстерегала её с самой актуальной для проживающей короткий век солистки балета стороны.
Кировский театр стал основным «поставщиком» своих звёзд для западных трупп. Сначала во Франции остался Рудольф Нуриев, затем в Англии «сбежала» Наталья Макарова и, наконец, член ЦК ВЛКСМ Михаил Барышников бросил на произвол судьбы свою влиятельную партнершу, депутата Верховного Совета СССР Ирину Колпакову. Беспомощные стукачи из органов госбезопасности, дабы не остаться без работы, «на всякий случай» Ганибалову сделали невыездной. Театром тогда руководил Олег Виноградов. Оборотень, публично восхищавшийся некогда искусством Ганибаловой, блистательно исполнившей главную роль в его балете «Горянка», сделал всё, чтобы она и по сей день с содроганием вспоминала те времена. Но, оставаясь невыездной, балерина продолжала вдохновенно танцевать на родной сцене.
Валентина Ганибалова не растратила любви к искусству балета и все свои знания , мастерство, умение находить современные формы отдаёт нынешней работе хореографа и постановщика спектаклей на самых различных сценах и площадках. Снявшись в «Синей птице» вместе с такими звёздами, как Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Джейн Фонда, она потом блестяще исполнила все балетные партии в фильме Эмиля Лотяну «Анна Павлова».
«Балетный театр Валентины Ганибаловой» показывал свои работы в Италии, Испании, Португалии, Панаме, Швеции, Германии. Недавно с успехом прошли спектакли «Лебединое озеро» и «Дон Кихот», поставленные В. Ганибаловой в старинном городе Сплите (Хорватия).
* * *
Валентина Ганибалова танцевала с самыми разными партнерами. Юрий Соловьев, Сергей Викулов, Борис Брегвадзе, Евгений Щербаков относились к талантливой артистке заботливо и внимательно, стараясь как можно изысканнее огранить драгоценный материал, доверенный им природой.
Главным соучастником вечеров современного балета Валентины Ганибаловой стал эстонский танцовщик, ныне главный балетмейстер театра «Эстония» Тийт Хярм. «Когда я его первый раз увидела, то поняла, что передо мной не обычный худенький, тоненький партнер, а этакий северный викинг, с голубыми глазами, от которых невозможно оторваться. Я тогда себе сказала: «Какие глаза! Он будет моим Ромео!» Мне не было важно, как он станет делать поддержки. Больше всего меня волновал образ будущего Ромео. После первой репетиции медлительный по-эстонски Хярм сказал, что у меня глаза тоже ничего…
Саша Годунов… Мало сказать, что он был партнер, он – танцовщик, неограненный алмаз. Его так много, он дорогой и красивый. Я не сказала бы, что с ним танцевать было уютно. Восторгалась я им как артистом. Такой большой Бемби рядом со мной – великолепный и сказочный. Удивительный талант, он так и остался до конца неограненным. Это было не по силам даже Большому театру. Человек он был дивный, ребёнок совсем по душе…»
На мой вопрос, что бы Валентина Ганибалова хотела сделать в балете и в жизни за отпущенное Богом время, актриса сказала: «Хочу достойно прожить каждый день. У меня сейчас, слава Богу, голова не молодая, не запудренная вещами, которые только в молодости её занимают. Я смотрю на жизнь трезво, каждый день дорог, и я его без всякого героизма проживаю достойно. Если могу кому-то помочь, помогаю… Хочется как можно больше добрых вещей сделать, чтобы благие деяния перевесили ненужные. Для меня очень важно жить исключительно по большому счету».
Я слушаю умудренную опытом балерину, способного хореографа, свою жену и мать нашей дочери и вспоминаю, как Галина Сергеевна Уланова, очень ценившая Валю, приходила за кулисы во время её концертов в зале Чайковского, чтобы дать столь ценные советы, поправить костюм или прическу. А это дорогого стоит!
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий