slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Небритая реальностьт в камуфляже

«Всякий религиозный догмат – зародыш преступлений и раздоров между людьми».
К. Гельвеций.

Комплименты Российской армии в последнее время не отпускает только ленивый. И её боевому духу, и новейшим вооружениям.
Но остается забытым один участок идеологического фронта: потенциальная возможность превращения военнослужащего­мусульманина в экстремиста и террориста. Но, может быть, не стоит очень уж стесняться эпопеи Шамиля Басаева, выученного нашими инструкторами и ставшего опаснейшим врагом своих учителей и всей России.


От подобных ошибок не защитишься диссертацией или проповедями типа тех, которыми потчуют курсантов в военном университете слишком уверенные в своей правоте преподаватели: «Православие должно являться ядром, движущей силой, фундаментом подлинной правовой работы, ее неизменным критерием оценки, неиссякаемым источником совершенствования».
Простите, а вы не забыли про конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства?! А военная служба вообще­то разновидность службы государственной.
Ситуация с кавказцами в войсках приобретает всё новые, более опасные формы. Об этом прямо говорят представители воинских частей и военкомы Югры на встречах с лидерами национальных диаспор:
«Открытое неповиновение приказам командиров, навязывание национальных обычаев, противоречащих уставу, отказ от обследования в ПНД и от прохождения хирурга. Солдаты отказываются бриться, потому что считают себя истинными мусульманами. Вдобавок к этому большинство молодежи подвержено идеям ваххабизма», — рассказал о положении с призывниками кавказских национальностей начальник отдела военного комиссариата ХМАО­Югры по городу Радужному Сергей Россомахин.
Как же повысить эффективность попыток формирования и развития у военнослужащих­мусульман качеств и отношений гражданина­патриота, военного профессионала и высоконравственной личности, в которой следование собственной вере не обостряет агрессивность по отношению к «неверным»?!
Конкретный враг России в массовом сознании представляется афганским моджахедом, кавказским боевиком. Нынешнее поколение ветеранов вправе называть себя, по словам исламоведа Алексея Малашенко, «ветеранами мусульманских войн», когда «воину­мусульманину неизбежно придется выстраивать в душе внутренний компромисс между конфессиональной идентичностью и исполнением воинского долга».
А распространяющаяся по миру нестабильность может сделать мусульман как противниками российских военных, так и союзниками.
В Югославии миротворцы из России явно симпатизировали православным сербам, а отнюдь не мусульманам. После решения о посылке в Ливан для охраны российских саперов подразделений, сформированных на базе чеченских батальонов «Север » и «Юг », их бойцы вполне могли оказаться в положении, когда им пришлось бы вступить в бой с единоверцами из «Хизбаллы».
Это особенно тревожно после того, как генеральный секретарь Организации договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа констатировал, что участие миротворческого контингента ОДКБ в Сирии «теоретически возможно».
Добавляет интриги и весть о начале полномасштабной подготовки псковских десантников, военнослужащих 15­й общевойсковой самарской бригады, спецназа морской бригады Черноморского флота и подразделений, состоящих из этнических чеченцев, некогда входивших в состав спецбатальонов «Восток» и «Запад», для участия в операциях на территории других государств.
Уместно напомнить, что в 1999 г. в начале второй чеченской войны Государственный совет Татарстана принял постановление «О приостановлении на территории Республики Татарстан призыва граждан на военную службу». Целью постановления было вернуть из Дагестана солдат­татар, где они сражались против кавказских единоверцев.
Также было принято постановление о запрете вербовки на территории Татарстана добровольцев из военнослужащих запаса для участия в боевых действиях на Северном Кавказе.
Поэтому вся система воспитания личного состава армии и флота должна базироваться на научном мировоззрении, где уважение к чувствам верующих и толерантность не только не исключаются, но и подчеркиваются. Качества убежденного защитника Отечества можно воспитать лишь с позиции светского миропонимания, то есть не по религиозным мотивам ответственности перед богом и посмертного воздаяния, а по убежденности воина в необходимости выполнения своих гражданских обязанностей безотносительно его личных религиозных убеждений.
Важнейшим акцентом при соответствующем воспитании личного состава армии и флота, и в первую очередь военнослужащих­мусульман Российской Федерации, является изучение основ научного исламоведения.
Мусульманское богословие базируется на религиозно­идеалистическом мировоззрении и тенденциозно по существу. Для него священна догма, за пределами которой самая объективная истина считается злом. Поэтому мусульманский богослов (улем) «ведает» ислам в узкоочерченных границах, выступая пристрастным исламоборцем.
Богословские труды предназначены для внутриконфессиональной жизни и не могут считаться каким­либо источником морально­нравственного воспитания российского воина. Они направлены на формирование прежде всего качеств «слуг Аллаха».
В армии и на флоте военнослужащим необходимо разъяснять суть всякой религии с позиции диалектико­материалистической теории.
Плохи надежды на бойцов, идущих в атаку с верой в сверхъ­
естественное, с убежденностью в превосходстве своего народа и веры над верой и народом товарищей по оружию.
В условиях растущих рисков особенно необходимо просвещать военнослужащих­мусульман в отношении действительного, земного происхождения авторитетных религиозных книг в результате религиозно­культурного творчества их талантливых пращуров.
Делать это надо чрезвычайно тактично, ни в коем случае не затрагивая их религиозных чувств, проистекающих из сугубо личных, внутренних переживаний каждого человека, помогая военнослужащим сопоставить себя реалиям земной действительности, жизненной правде, научным представлениям о мире, несовместимым с узостью и архаикой религиозных догм.
В Послании Федеральному собранию РФ Президента России Путина В.В. от 12 декабря 2012 года озвучена следующая целевая установка:
«Мы должны… укреплять прочную духовно­нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы — это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».
Нравственными, гармоничными людьми, ответственными гражданами России, безусловно, должны быть люди всех национальностей без исключения. Но есть ли у нас в стране система гражданского образования, без которой реализация Послание Президента РФ практически невыполнимо?!.

Сергей Иванеев.
кандидат юридических наук,
профессор Академии
военных наук.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: