slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Не скудеет глубинка талантами

В 70-е годы скромный учитель одной из плавских школ Николай Николаевич Невижин тихо вошёл в литературу, точнее сказать, в коллективные сборники, издаваемые в Туле. Хотя до этого, будучи студентом факультета иностранных языков Орловского пединститута, опубликовал первые свои «целинные» стихи в газете «Орловский комсомолец». Этому послужило его активное участие в уборке целинного урожая в Кустанайской области Казахстана, за что был награждён знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель»… Вернувшись в родной Плавск, он стал преподавать английский и немецкий языки, создал и руководил литературно-переводческим объединением «Златой посев». Деятельность его не раз отмечала писательская организация города оружейников Тулы. Он вёл на страницах районной газеты консультации для начинающих литераторов, занимался переводами как письменными, так и устными – помогал общению с гостями из-за рубежа или деловыми людьми, приезжавшими в Плавск по приглашению районной администрации. Словом, был находкой для города. И к тому же вёл дополнительные занятия со школьниками, желавшими овладеть таким же переводческим делом. Впоследствии многие из них с успехом поступили в вузы...

Наконец-то, разменяв семь десятков своей поистине труженической жизни, Николай Николаевич решил собрать первую книжку своих лучших стихов. Не стал просить каких-то спонсоров, не обратился в районную администрацию за помощью, а собрал все свои финансы и выпустил её в Туле. Вышла она в 2005 году под названием любимого им слова «Светозарник», что означает «Соловей».
«Прочитав сборник «творений тишины» плавчанина Николая Невижина, так и хочется сказать: «поэты не рождаются случайно». Пробовать писать стихи начал рано, со школьных лет, но затем, как это часто бывает, увлёкся другим – изучением иностранных языков, особенно немецкого. И так им овладел, что по окончании средней школы сам стал преподавать его в сельской школе. А в институте выбрал уже английский язык, который так ему пришёлся, что стал молодой учитель одновременно и переводчиком, «заразил» этим свыше двадцати своих учеников… Естественно, при такой нагрузке – уроки в школе, дополнительные занятия с ребятами, консультации с начинающими литераторами в районной газете – не мог он отдаться полностью своему творчеству. Вот и затянул работу над первой книгой до седых волос. Тут и детство ему вспомнилось с «берендеевым царством» любимого Баранцева леса, и «травостойные откосы» в окрестностях Плавска, и родной деревенский очаг, где воспитывался под дедовским присмотром, не дождавшись с фронта отца, погибшего в первый год войны.
Война, вражеская оккупация, хоть и была она недолгой, без малого два месяца, оставили в сердце, как и на родной земле, неизгладимую рану:
До сей поры по мелколесью
Видны окопы, рвы, овраг,
Где навсегда с арийской спесью
Расстался наш заклятый враг…
Каким сверхчеловеческим мужеством, какими потерями бойцов, в том числе молодых и нецелованных, которым жить бы да жить, обошлась наша победа, о том невозможно сказать в нескольких словах. И поэт посвятил минувшей войне целый раздел каждой своей книги.
…Курсанты, собранные спешно,
Прикрыли грудью к Туле брешь.
В густом чаду, в аду кромешном
Они держали здесь рубеж.
В тугом кольце огня и стали
И прочной крупповской брони
Ребята свой рубеж не сдали,
В бою не дрогнули они…
Врагу так и не удалось уничтожить защитников Тулы, хотя и оказалась она в полном почти окружении… До конца своих дней поэт был творчески молод, глубоко лиричен, не мог не высказать всей душой, всем сердцем любовь к малой и большой Родине. Особая его любовь – к родной природе, к своему городу.
Там, где ветры в полях голосили,
Где стекает в Плаву холодок,
В самом сердце бескрайней России
Наш любимый лежит городок.
Город-труженик, город любимый,
У засечной черты на краю
Ты от века стоял нерушимо
За Россию и веру свою…
Понятие «родной город» для стихотворца и школьного учителя Николая Невижина – это не только уютная квартира, дома, улицы, скверы и парки, но и жители его, любимые ученики – надежда их смены, которым он отдал десятки лет нелёгкого труда. Отрадно, что многие из них взяли на вооружение школьную науку, азы невижинского трудолюбия. Ради этого, как представлял учитель-поэт, и стоило жить.
Неслучайно памяти поэта после кончины ежегодно посвящаются «невижинские чтения», в проведении которых активное участие принимают как его ученики, сослуживцы и последователи, так и просто знакомые, читатели, любители поэзии. И поэзия на плавской земле набирает всё больше высоты. Свидетельство тому – торжественное открытие Года литературы в Доме культуры г. Плавска.
Поздравив собравшихся с открытием Литературного года, глава районной администрации Александр Бородин подчеркнул важную роль книги в жизни каждого человека, пожелал всем, особенно молодым людям, больше читать, расширять свои знания на пользу обществу. В своём выступлении Бородин отметил первостепенную в этом деле роль руководителя литобъединения «Светозарник», члена Союза писателей России, члена Академии российской литературы Ирины Пархоменко. По её инициативе в Плавске стал проводиться ежегодный литературный конкурс «Золотая осень», который становится уже межрегиональным, расширил свои границы не только на Тульскую область, но и на соседние до Москвы, а также отдалённые. К примеру, его участниками становятся поэты и прозаики из Санкт-Петербурга, Саратова, Иркутска…
При первом знакомстве с ней в 2000 году я поинтересовался: как пишется, много ли стихов написала, не собирается ли книгу или хотя бы книжечку издать. Видно, из скромности уклончиво ответила, что недоросла ещё до книг, надо много работать над стихами, да вот всё времени не хватает. Но прошло всегда два года, и я получаю по почте книжечку золотистого цвета, на обложке её читаю: «Ирина Пархоменко – «Янтарная свеча». В краткой аннотации объясняется, что это – первый поэтический сборник И. Пархоменко и что её стихи полны глубоко искренних чувств, любви, женского жизненного начала».
Осени в этом сборнике автор посвятила десятки стихов, даже венок сонетов. И краски у неё разные, от золотых и пурпурных до сплошь серых, как «холщовый скучный плат над головой», или тёмных, чёрных, как ночь тоскливая. И грусть тут передаётся человеку, автору тоже: «Из дома гонит неприкаянную душу / Тоска моя, тоска – везде, тоска – опять. / Не верится, что в злую стужу / Мы будем в состояньи лета ждать. / Так хочется завыть и убежать куда-то, / Туда, где есть покой и нет тоски вовек. / Нам не дано понять, что это – лишь расплата / За то, что носим званье – человек»… И тоска эта не только по ушедшему прекрасному лету, но и по ушедшей, утраченной по какой-то причине любви, что повторяется в стихах И. Пархоменко не однажды. Как, впрочем, у многих молодых авторов в ранних сочинениях. Но тут поэтесса обрывает такие нотки и берёт над ними верх, как над осенью и зимой весна:
В телах берёз с корой оцепенелой
Уже таится вешнее вино.
Оно еще немножечко несмело,
И сил своих не знает всех оно.
Ещё не скоро солнце так загреет,
Хмельное, вверх рванулось чтоб оно.
Вино не скоро вешнее созреет,
Но это будет лучшее вино…
У вешнего вина вкус избавленья
От горя, бед, тревоги и мученья.
Любопытно, что уже в первой книге, в «Янтарной свече» она наметила продолжение творческого пути, размечталась «побогатеть», и тогда –
Пополню я библиотеку,
Издам семь сборников.
Схожу в кино, на дискотеку,
Избавлюсь вдруг от всех грехов…
Эта мечта-программа начала сбываться вскоре после выхода первой книжки: уже в следующем, 2002 году в тульском издательстве «Левша» вышла новая – «Цветущие звёзды», по числу страниц в полтора раза больше первой, больше и стихов. Ещё через год получаю третью её книгу, в предисловии к которой член СП России, профессор, главный редактор журнала «Приокские зори» А. Яшин пишет:«Третья поэтическая книга Ирины Пархоменко представляет нам уже зрелого поэта, постигшего как премудрости стихосложения, так особенно свой поэтический голос, своё видение мира людей и их взаимоотношений. Основы поэзии И. Пархоменко – лирико-художественное отображение «мира в душе». Не чужда её поэзия философских откровений и обобщений»… Подчёркивает он и «тонкое прочувствование родной русской природы, любовь к своей земле, к русскому человеку», что усиливается в третьей книге поэтессы. И свежих, запоминающихся образов в ней полно».
За третьей книгой И. Пархоменко последовала четвёртая, названная «Музыкой души», с подназванием «Песни и стихи». Тут уж она – как поэт, известный тульскому читателю по публикациям в областных газетах и альманахах, в журнале «Приокские зори» (вошла в его редколлегию), и стала дипломантом областного конкурса «Женщина года-2002»…
За «Музыкой души» последовали другие книги: «Ветер в крылья» (2010г.), «Маски» и «Лепестки сакуры» (обе в 2012г.). Таким образом, Ирина Пархоменко исполнила свою мечту, своё обещание читателю, данное в первой книге, – издать семь сборников стихов.
В то же время, наряду со стихо-
творчеством и подготовкой своих сборников Ирина увлеклась организаторской, редакционно-издательской деятельностью. Так она создала литературно-художественный альманах «Кристалл», первый номер которого был выпущен в сентябре 2009 года. Сама сверстала его и оформила, а в типографии соседнего города Щёкино отпечатали альманах тиражом 250 экземпляров. Вступительное слово к новому и первому в Плавске – местному, «своему» – высказал тогдашний глава района А.В. Бородин. Надо заметить, что глава района в то время, а ныне – районной администрации, Александр Васильевич в подтверждение своим словам оказывает и финансовую помощь, насколько это позволяет небогатый местный бюджет. А ещё хочу сказать, что, будучи в прошлом предпринимателем, он также оказывал помощь местным литераторам, в том числе Ирине Пархоменко. Так что не быть бы «Кристаллу» без его поддержки…
Уже во втором номере «Кристалла» читаем об итогах первого в районе литературного конкурса «Плавская осень». Это тоже её инициатива, дело её рук. В конкурсе дебютировали литераторы трёх групп: до 18 лет, от 18 до 30 и старше 30 лет. Немало среди них оказалось школьников, начиная с 6 класса (к примеру, Анастасия Кострова из Горбачёвской СОШ, занявшая 2-е место в номинации «Проза», и Наталья Ларюхина из той же школы, занявшая 1-е место в номинации «Поэзия»)…
Продолжая выпуск своего детища-альманаха, с помощью редколлегии Ирина работала над составлением, можно сказать, «капитальных» коллективных сборников. Это – «Времён связующая нить»; «Грани кристалла»; «Плавская осень». Все они изданы в тульских издательствах при финансовой помощи районной администрации, без которой не издать бы такие объёмные для районного литобъединения книги. Тут Ирине помимо редколлегии помогали литераторы: Екатерина Абрамычева, Валентина и Елена Межовы, Таисия Берникова…
Отработав в школе без малого три десятка лет, Ирина Васильевна Пархоменко перешла на журналистскую работу. Облегчения нагрузки при этом, конечно, не случилось. Стремясь продолжать работу над своими стихами, вдобавок и над прозой, она в то же время не оставляет руководство литобъединением с прежним названием «Светозарник» (в память о Н.Н. Невижине), помогает литераторам в составлении и редактировании их книг.
Несмотря на занятость, Ирина продолжает расти и в своём творчестве. Только за последнее время личная её библиография пополнилась публикациями стихов и прозы в солидных альманахах… Недавно Ирина Пархоменко была принята в члены Академии российской литературы.
Как бы порадовался, будучи живым, Николай Николаевич Невижин успехам литераторов, которые прошли школу его «Светозарника» и продолжают проходить с активным её руководителем Ириной Пархоменко, неизменно следующей заветам учителя и лучшим традициям русской литературы. И пусть свидетельствуют об этом ежегодные «невижинские чтения», пусть процветает плавская литература как частица великой российской!
Тульская обл., г. Плавск.
Алексей КОРНЕЕВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: