slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Не просто сказка, или Приглашение к Олеше

Начну издалека. Романтическая сказка «Три толстяка» увидела свет ровно девяносто лет назад, в 1924­м. Тогда имя ее автора, в недалеком будущем ставшего подлинным украшением отечественной литературы, было известно лишь сотрудникам отдела юмора газеты «Гудок», где работал одессит Юрий Карлович Олеша. Но сказка эта мгновенно была с восторгом воспринята детворой, да и, пожалуй, родителями.
Мой отец, который был тесно знаком и дружил с Олешей, рассказывал мне, что имя Юрия Олеши было буквально на устах у всех, кто интересовался новой литературой.

Мне повезло. Еще школьницей я познакомилась с Олешей. Он, похоже, вообще не обратил бы на меня никакого внимания, если бы в один из ставших традицией воскресных походов отца с Олешей в кафе «Националь» не зашел разговор о бетховенской «Патетической» сонате. Олеша очень любил музыку и прекрасно разбирался в классике. Он вдруг начал напевать главную тему первой части сонаты, а я (простите уж за хвастовство!) начала ему подпевать. Тут уже началась и моя собственная дружба с писателем, который помогал мне понять живопись импрессионистов, оттенки красок вечернего неба, а я напевала ему ариетту Суок из оперы композитора Владимира Рубина.
Сказка не стареет. А каждое обращение к ней в театре ответственно и интересно, ибо инсценировку создал сам автор. Вот к этой­то инсценировке и обратился умный и талантливый театр «Сфера» в режиссуре Александра Коршунова…
У спектакля «Сферы» два названия: «Три толстяка» и «Балаганчик дядюшки Бризака». Хорошо, что когда­то сам автор построил свое либретто с дядюшки Бризака. В книге он появляется много позже. Но тут, в постановке А. Коршунова, очень точно и изящно использовано цирковое «знакомство» не только с хозяином балаганчика, но и прелестной девочкой Суок, и с гимнастом – канатоходцем Тибулом. Это начальное антре помогло очень красочно и ёмко ввести зрителей в непростую атмосферу, казалось бы, совершенно условной страны, где народ поднялся воедино, чтобы свергнуть тиранов – трех толстяков и обрести свободу. Сюжет, как понимаете, вечный, всегда актуальный, а «климат» в этом отличном зрелище создан самыми разными красками (не только актерами).
Здесь сразу же надо назвать сценографа Владимира Солдатова, режиссера по пластике Владимира Аносова, балетмейстера­репетитора Елену Елову и, разумеется, первоклассные костюмы Ольги Коршуновой.
Отдельного разговора заслуживает музыкальный оформитель Роман Берченко, который, как всегда в своих работах, создал чуткую и точную партитуру из произведений Шостаковича, Шнитке и Н. Рота. Неожиданный, смелый подбор имен и музыки, не правда ли?
Нельзя не сказать о том, что А. Коршунов, по большому счету, «актерский» режиссер, и он снова доказал свое мастерство в работе с молодёжью. Например, Дмитрий Бероев (Тибул) – очень выразительный, темпераментный, редкостно пластичный, как и Ольга Аксенова, играющая чудесную юную артистку Суок, которая в немалой степени посодействовала освобождению из каземата Толстяков народного вождя — жестянщика Просперо (он не появляется на сцене), а также «возвращению» из «железного» заточения похищенного когда­то мальчишки, которому предстояло стать наследником трех тиранов (в этой роли просто очарователен совсем юный Денис Береснев).
Интересно, а при этом еще и с сатирическим звучанием, решены характеры этих самых Толстяков: генерала Бонавентуры (Ренат Кадыров), мельника Нарцисса (Никита Спиридонов), кардинала Лапоту (Дмитрий Новиков). Весьма колоритные фигуры, хотя, может, и не бесспорные! Однако самыми эффектными персонажами стали продавец воздушных шаров (Сергей Рудзевич) с его «одиссеей» попадания в торт трех обжор и лихим комментарием всего происходящего на кухне замка, куда в финале придет с победой городская беднота, и почти волшебник доктор Гаспар Арнери (Сергей Загорельский), «превративший» изуродованную куклу наследника Тутти в озорную, обаятельную Суок… Ещё, конечно, очень симпатичны клоун Август (Вадим Борисов) и хлопотливая, добрая тетушка Ганимед (Мария Аврамкова)…
А. Коршунов тонко чувствует специфику театральной сказки, и эта премьера «Сферы» — лишнее тому свидетельство.
Считается (не знаю, кем это придумано!), что сказки ставят часто не только потому, что все их любят, а потому, что якобы их ставить легко!!! Ничего подобного! Вот не удержусь, скажу о личном: в театре «Эрмитаж» недавно поставили спектакль по сказке моего отца «Старик Хоттабыч». Инсценировка, сделанная без моего ведома, не только «опростила» произведение, но просто убила и всё действие, и всех персонажей, в первую очередь самого старого и доброго джинна, который захотел в финале, чтобы его, как и вновь обретенного брата Омара, опять запихнули в бутылку и бросили в море… Вот так…
А за Олешу можно и должно только порадоваться и поздравить театр с удачей.

Наталья ЛАГИНА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: