slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Найти свое место под солнцем «Проклятый сказочник!» в Московском театре «Сфера»

Название спектакля может вызвать недоумение, поскольку то, что предстоит увидеть на сцене, как-то не очень «монтируется» с именем Максима Горького, а если вспомнить оригинал, то зрелище это поставлено по мотивам повести «Яков Богомолов». Очень хорошо для потенциальных зрителей, что название премьеры изменено. Оно по-своему интригует, а театралы, мы знаем, очень любят интриги и разгадывание шарад. Так что история, рассказанная про «проклятого сказочника», на деле вырастает в очень важную и вечную проблему — человек на своем месте, в поисках своего места под солнцем, короче, найти самого себя.

Теперь, после необходимой, на наш взгляд, преамбулы обратимся к собственно спектаклю. Любопытен пролог в фойе перед началом спектакля в зрительном зале: двое актеров, которых мы затем увидим «впаянными» в действие, говорят во вполне понятной патетике о месте лжи или правды на примере обыкновенных цветов. Но сравнение оказывается предельно острым и даже увлекательным. И перешедшие из фойе в непосредственный сюжет актеры (П. Гребенников и О. Алексеенко) по-настоящему остры и убедительны, хотя роли у них, как, впрочем, и почти все у М. Горького, весьма и весьма непросты.
Борис Ладыгин, молодой красавец и бездельник, пытается искать себя в бесперспективном мимолетном романе с главной героиней Ольгой Борисовной (Е. Ишимцева). Богатый землевладелец Никон Букеев тоже по-своему ищет себя, хотя не осознает себя «искателем» и злоупотребляет спиртным (А. Филатов). Странный человек со странным именем, управляющий имением Онкль Жан (О. Алексеенко), тоже весь в суматошных поисках, хотя перспективы представляет себе смутно.
В общем, счастливых людей на сцене мы не увидим, хотя та или иная опять-таки смутная мечта у каждого своя в беспорядочных поисках их объединяет. Весь в перепадах характер скучающей красавицы, жены главного героя Якова Богомолова Ольги Борисовны. Наверно, самый трудный для актерского воплощения он решен Е. Ишимцевой сочно, подчас горько, почти отчаянно, в метаниях и в боли совести, пройдя через драматичные поиски жизненной перспективы. То же сложное состояние непросто переживает и вдова инженера Нина Аркадьевна (В. Захарова). А среди этих «потерянных» людей мы видим прямолинейного, чуть наивного, бескорыстного, порядочного, увлеченного большим делом, которым он занят, Якова Богомолова (А. Пацевич).
С самого начала зрительские симпатии на стороне Богомолова. Он тотчас, буквально через несколько минут присутствия на сцене, вызывает настоящее уважение своей естественностью, внутренней и внешней красотой и желанием менее всего думать о собственном месте под солнцем. Потому как он, без всякой формулировки, его уже нашел и страстно хочет увлечь своим делом не только хозяина и жену, но и всех, кто рядом. В этом отношении — и это совсем не странно! — он одновременно напоминает по сути двух чеховских персонажей — Петю Трофимова и Лопахина из «Вишневого сада».
Все это интересно и современно. И некая, быть может, нарочитая патетичность в высказываниях Богомолова, да еще на удивительном авторском тексте М. Горького — все это органично, а временами даже завораживающе… У каждого свое видение мира, у каждого внутренняя боль, и это прожито всеми участниками спектакля с большой глубиной и эмоциональностью. Смотреть и слушать по-настоящему, даже в «примерке» на самих себя...
Нельзя не похвалить авторов спектакля — энтузиастов классики — постановщика Екатерину Еланскую, режиссера Олега Алексеенко, сценографов и создателей костюмов Ольгу Хлебникову и Владимира Солдатова, режиссера по пластике (а в премьере пластика занимает весьма значительное место) Владимира Аносова, педагога-репетитора по пластике Елену Елову, а также отметить мастерски подобранную Романом Верченко музыку (от народных мелодий до духовных песнопений Георгия Свиридова).
Действие разворачивается на юге России в начале прошлого века, но все происходящее так или иначе принадлежит и нынешнему дню. Пусть зрители убедятся в этом сами.

 

Наталья ЛАГИНА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: