slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

На полпути к бестселлеру

  В московском издательстве «Эксмо» очень любят бестселлеры. Это могут быть книги, которые это почётное звание уже завоевали. А могут быть и авторские дебюты, которые стараниями издателей из «Эксмо» бестселлерами непременно станут. Потому что главная идеологема издательства: «Мы делаем бестселлеры!».

 


  Но начну с бестселлера общепризнанного. Книга профессора университета «Карнеги-Меллон» Рэнди Пауша, написанная им совместно с журналистом Джефри Заслоу, вышла в США в апреле 2008 года и буквально с первых дней стала таким же национальным бестселлером, как знаменитый труд Дейла Карнеги. «Последняя лекция» Рэнди Пауша — это размышления человека, находящегося на пороге смерти, о том, как жить среди людей в пустыне виртуальной реальности и джунглях информационных технологий. Рэнди Пауш был специалистом в этих отраслях современного технического прогресса. Почему был? Автор умер молодым, едва успев закончить свою «Последнюю лекцию» — своеобразное послание «технаря» не только своим детям, но всем людям на земле. Очень хочется надеяться, что, прочитав это послание Рэнди Пауша, мы сумеем хоть ненадолго остановиться, оглянуться вокруг себя и понять, что жизнь состоит из множества фрагментов, мимо которых мы проходим, чаще всего их не замечая.
  Книги, написанные авторами или автором, укрывшимися (- мся)  под многозначительным псевдонимом «Проект Россия», сразу же попадают в разряд бестселлеров остросюжетного политико-футурологического жанра. Последняя по времени выхода книга «Воины Креатива. Праведный меч» не исключение. Движение «Воины Креатива» — некий мозговой штаб, расположенный то ли в недрах Лубянки, а может быть, по соседству на Старой площади, вынашивает «мудрые планы», чтобы сорвать зловещие замыслы мировой закулисы, стремящейся подмять Россию. Главная опасность — мировой экономический кризис. Справятся ли с ним наши безымянные бойцы креативного фронта?
  Пока они там решают свои глобальные задачи, два новоявленных «светских льва» Владимир Ераносян и Николай Усков дебютировали в литературе, первый романом «Фронтмен», второй «фэшн-детективом» «Зимняя коллекция смерти». Оба автора искушены в знаниях той среды, где разворачивается действо их книг. Николай Усков, будучи главным редактором глянцевого журнала «GQ», плавает в модных подиумных тусовках, как акула в теплых водах Средиземноморья. Но ему мало написать просто детектив, в котором трансвестит режет геев, как  волк ягнят. Усков в первой жизни историк-медиевист. А потому в дебютный детектив он вводит сюжет из швейцарского средневековья, такой, знаете ли, позыв выдать нечто в стилистике Умберто Эко. Мол, знай наших. Живём, однако,  не геем единым. Это вам не Дольче и Габана.
  У Ераносяна  криминальная изнанка шоу-бизнеса оборачивается пограничной ситуацией, в которой герою романа, чтобы выжить,  нужно действительно стать Героем.
  Очень может случиться, что эти книги станут бестселлерами в определённой среде читательской аудитории, той, которая воспитана на гламуре.  
  А вот неутомимая труженица на детективной ниве Татьяна Полякова доказала своими книгами, числом более полусотни, что бестселлер есть не что иное, как плод неуёмной фантазии и зарубежных впечатлений женщины,  которая способна видеть авантюрные сны и пересказывать их в занимательной форме. Новый авантюрный детектив Татьяны Поляковой «Испанская легенда» наполнен загадочными убийствами и родовыми проклятиями. То-то гляжу я на девушек в электричках. Уткнутся в «Легенду» и дрожат, как осиновые листики. Такая вот страшная книга!
  Олега Роя можно без ложной скромности сравнить с Сидни Шелдоном.  В этом я с Александрой Марининой полностью согласен. Одиннадцатая книга Олега Роя «Украденное счастье» лишь подтверждает этот тезис о появлении в отечественной прозе литератора, для  которого создание бестселлера — ежедневная работа. Авантюрная мелодрама Олега Роя не столь кровожадна, как детективы Поляковой, но в них куда больше психологизма, заставляющего верить героям его романов. А это уже близко к литературе.  

ПРОГУЛКИ С КЛИО
Между Украиной и  Китаем

 
  Московское издательство «Алгоритм» задалось целью показать историю Украины как часть русской истории. Ведь собственно самостоятельную государственность Украина обрела всего девяносто лет назад, когда IV Универсалом была провозглашена её независимость. Александр Смирнов в исследовании «История Южной Руси» предпринял героическую попытку осознать историческое прошлое Украины именно в контексте истории южнорусского пространства. Книга вызовет яростные споры в Киеве,  но из истории, как и из песен, слов не выкинешь. Вторая книга, вошедшая в новую серию «Южная Русь», — рассказ об украинском казачестве. Исследование Александра Андреева, Максима Андреева и Антона Мастерова посвящено знаменитой казачьей вольнице, известной в нашей историографии и художественной литературе как «Запорожская Сечь». Известный украинский писатель Виктор Янович предлагает читателям увлекательнейшее историческое исследование «Великая Скифия: история докиевской Руси». В его работе содержится множество интересных сведений  и исторических гипотез о происхождении славянских и скифских племён, о бурных событиях древности, которые в основном происходили там, где сейчас находится Украина.
  Ещё одна книга, касающаяся истории казачества, вышла в издательстве «Вече», которое уделяет самое пристальное внимание исторической тематике. Книга Андрея Венкова «Гроза Кавказа» посвящена жизни и подвигам генерала Якова Петровича Бакланова, одного из прославленных героев Кавказской войны 1817—1864 гг. Легендарная личность — знаменитый казачий генерал — он оставил по себе грозную  память среди «немирных» горцев, а Шамиль считал его одним из самых опасных русских военачальников.
  После выхода на экран киноленты «Адмирал» в обществе проснулся интерес к фигуре видного деятеля Белого движения Александра Колчака. Не остались в стороне и издатели. В «Алгоритме» даже запустили проект «Адмирал». Книги в эту серию вошли диаметрально противоположные. Знаменитая книга Владимира Максимова «Заглянуть в бездну», написанная автором во французской эмиграции  в 1986 году и долгое время запрещённая в СССР, вышла под «новым» названием «Звезда адмирала Колчака». Это один из лучших романов Максимова, который ближе всего стоит к литературной основе «белогвардейского кино». Вторую книгу я иначе как курьёзом считать не могу. Олег Грейгъ в псевдоисторическом исследовании «Подлинная судьба адмирала Колчака» тщится доказать читателю, что Колчак не был расстрелян зимой 1920 года, а начал верно служить советской России и лично товарищу Сталину. Автор обрушивает на нас массу имен, цитат, версий. Вот только на кого всё это рассчитано?
  Ещё один проект «Алгоритма» — серия «Загадка 37 года». В своих обзорах я уже рассказывал о некоторых книгах этой серии. Сегодня представлю три новые книги. Это «Очищение армии» Германа Смирнова, «Дело генетиков» Сигизмунда Миронина и «Почему врут учебники истории» Юрия Мухина и Александра Шабалова. Герман Смирнов развенчивает легенду о безвинно пострадавшем от сталинских репрессий маршале Тухачевском. Автор собрал рассеянные в малодоступных периодических изданиях материалы, которые со всей очевидностью доказывают, что заговор маршалов  — не химера, рожденная в воспалённом мозгу Сталина, а грозная реальность предвоенных лет. Но решивший развенчать своего благодетеля и «хозяина»  Никита Хрущёв  своим «закрытым докладом» открыл шлюзы для новых потоков лжи, в которых полвека советской истории стали сплошной «полпотовщиной». Правда, сам Никита Сергеевич почему-то оставался «белым и пушистым» в клике «кровавых монстров». В той же стилистике построены книги Сигизмунда Миронина и Юрия Мухина. Полагаю, что брошенные Хрущёвым в адрес Сталина обвинения столь же субъективны, как и апологетический взгляд авторов книг серии на роль персонажей своих книг. Истина лежит где-то посередине.  
  Среди других новинок «Алгоритма» хотел бы обратить внимание читателей на уникальный большой исторический путеводитель «Китай», который составил Алексей Дельнов. Ранее в «Алгоритме» выходил составленный им другой исторический путеводитель «Франция». В отличие от фундаментальных, но порою невыносимо скучных исследований по китайской истории эта книга играет жанрами, представая перед нами то мелодрамой, то романом, то остросюжетным боевиком. Это головокружительное путешествие по лабиринтам китайской истории от древности до наших дней в компании ироничного и остроумного гида, каковым является автор книги. А дополняет этот путеводитель прекрасный сборник  «Китай у русских писателей», который содержит фрагменты сочинений русских путешественников, учёных, писателей, публицистов, которые на протяжении столетий рассказывали соотечественникам  о великой соседней стране, отгородившейся от мира Китайской стеной.
  Эта интересная книга вышла в «Алгоритме» в серии «Китайский марафон». Здесь же вышли книги Евгения Стригина «Эра дракона» и Марселя Гране «Китайская цивилизация». Французский учёный рассматривает политическую историю в неразрывной связи с социально-экономическим развитием древнекитайского общества, что собственно и составляет портрет одной из древнейших цивилизаций. А вот Евгений Стригин решил взглянуть на историю взаимоотношений с нашим восточным соседом через призму новейшей истории и оценить возможные плюсы и столь же возможные риски этого соседства. Кто выиграет в большой геостратегической игре, которая только начинает разыгрываться на огромных просторах Зауралья? Стригин предлагает нам задуматься. Последуем его совету.
  Книга Валерия Чумакова «Русский капитал. От Демидовых до Нобелей», вышедшая в издательстве «ЭНАС», включает двадцать рассказов о династиях русских промышленников, которые начинали купцами, а по ходу развития того или иного дела (предприятия) становились капиталистами. Как резко отличаются они от  наших нынешних «капитанов» отечественного бизнеса, сколотивших свои состояния на умелых аферах с государственной собственностью, переписав её на себя. Многие из основателей русского капитализма, которому сломали хребет в годы революции, добивались всего своими руками и головой. И забывать об этом не стоит.

Виктор ПРИТУЛА.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: