slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

На острие времени

Сериал «Репортёры» по роману Иванова-Таганского «Семя Отечества»
  Сериал «Репортёры» по роману Иванова-Таганского рекламировался в средствах массовой информации как детектив. Да, детектив, если рассматривать его только с точки зрения сюжетных линий, коллизий, происходящих с главными героями, экспрессии, заложенных автором в романе.

 

  Но детектив детективу рознь. Ф.М. Достоевский – «классический детективщик», но никто не делает акцент на «закрученности» сюжета — обращаются к сути его творчества, нравственной и духовной. В этом смысле следует рассматривать и художественную значимость романа Иванова-Таганского «Семя Отечества», его актуальность, срез времени, в котором происходят события.
 
  О сериале «Репортёр», поставленном режиссёром Юрием Карой по этому произведению, надо говорить как о явлении, внёсшем в детективную тему новый, до крайности острый политический взгляд на действительность.
  Как-то одного из ведущих режиссёров мирового кино попросили назвать три условия, без которых нельзя снять художественный фильм. Он ответил: первое – сюжет, второе – сюжет, третье – сюжет. Именно это и является основой романа и сериала, вобравшего в себя мощную его фактуру (всего в четыре серии). Этот огромный по объёму материал мастерски «сжат» в киноленте до плотного, взрывного космического «вещества». В «Репортёрах» не потерян основной смысл романа, его значимость, особенно для молодого поколения, не пережившего трудностей ломки «старого», казалось бы, ушедшего, но драматически, а иногда и трагически прокатившегося по судьбам их дедов и отцов.
  Ждёшь начала фильма. И вот, вместе с титрами звучит ненавязчиво, тихо-тихо, потом всё громче и громче известная песня Игоря Талькова «Россия». Даже те, кто не слышал этой песни (хотя есть ли в России человек, который её не слышал?), начинают ощущать глубинный смысл предстоящего действа.
  В центре кинокартины судьба России конца 90-х — после обрушившейся на неё в 1998 году первой волны будущего кризиса, так называемого дефолта.
  Страну захлёстывает политический шторм, нет спокойствия в Прибалтике, на Балканах. Такая обстановка не может не волновать главного героя фильма известного телеведущего Вадима Маркова (актёр Борис Щербаков), находящегося в эпицентре событий. Причём не только как профессионала, но и как человека, жизнь которого тесно переплелась с глобальными политическими событиями и судьбами его взрослых сыновей – Кирилла и Сергея.
  Развал Советского Союза больно ударил по русским людям, оставшимся за пределами России. Действие фильма происходит в Латвии, Болгарии, Югославии, Германии и только заканчивается в Москве.
  События первой серии киноленты разворачиваются в Латвии, где Марков и его сын Кирилл вовлечены в опасную предвыборную игру местных «политиков». Интрига обостряется тем, что русский журналист Вадим Марков за рулём чужой машины сбивает якобы невинного прохожего латыша. Но местные «расследователи» обвиняют в происшествии не отца, а его сына Кирилла. Ситуация явно сфабрикована, так как попавший под колёса наркоман Айвар – сын Трепше, кандидата в президенты страны. После ареста Кирилла доказать, что не он вёл машину и был трезвым, почти невозможно. Тем временем над Вадимом и Кириллом сгущаются тучи, и надежды на лёгкое освобождение из-под стражи Кирилла с каждым днём тают.
  Вадиму необходимо срочно вылететь в Болгарию для получения гонорара за изданную там книгу. Это удаётся с трудом, так как его начинают преследовать власти Латвии.
  В Болгарии Марков пишет разоблачительную статью о действиях неофашистов в Латвии. Он понимает, что это рискованный, но вынужденный шаг, а иного пути нет. Вадим передаёт эту статью в Россию.
  Сюжетные линии фильма всё время переплетаются, умножаются, расширяя наше понимание трагедии распада великого государства через судьбы не только главных героев, а и простых людей, вынужденных волею обстоятельств жить на знакомой, любимой, но уже недружественной чужбине. Об этом говорят с болью и русские, и болгары как о чём-то навсегда утраченном.
  За детективностью сюжета невозможно скрыть философскую глубину киноленты, смелость авторов вскрывать негативное, говорить языком кино прямо и открыто о воровстве, растаскивании страны людьми, облечёнными властью.
  Марков уезжает в Белград, где надеется встретиться со вторым своим сыном, фоторепортёром Сергеем, который нелегально, через Болгарию, отправился в Косово. Сергей по характеру весь в отца. Он не может спокойно жить, когда там льётся кровь славян, уничтожаются православные храмы и монастыри, когда американская авиация бомбит мирных жителей, а Россия не может их физически защитить. Поэтому Сергей считает своим долгом быть рядом с этими людьми, жить их отчаянием и их чаяниями, хоть как-то помочь братьям славянам и оправдаться перед ними за Россию.
  Неблагодарное занятие пересказывать сюжет кинокартины. Её надо смотреть и смотреть. И, думается, не один раз.
  С замиранием сердца зритель вновь и вновь слушает песню Игоря Талькова «Россия». Она звучит вначале и в конце каждой серии, где-то внутри самого киноповествования. Песня как несгибаемый стержень проходит через весь фильм, поднимает душевные силы людей, вселяет надежду на возрождение России и веру в её народ.
  Интересна находка авторов — в художественный ряд картины они вводят реальных, известных всей стране людей: Владимира Жириновского, Алексея Пушкова, Станислава Говорухина, у которых Марков берёт интервью по актуальным, наболевшим вопросам современности. Иногда эти интервью за кадром вполголоса комментируют, дополняют происходящее на экране.
  Вначале зрителя, уже, к сожалению, привыкшего к пустопорожней рекламе на телевидении, поражает появление на экране знаменитостей. Потом он начинает в полной мере ощущать остроту творческого приёма, когда документальность не вредит, а обогащает новыми красками художественное полотно.
  Многие фамилии, в том числе известных политических деятелей и руководителей страны, подлинные. Авторы фильма подчёркивают, что всё, что происходит на экране, правдиво, находится в реальных временных рамках, не подтасовано и не искажено в угоду чьим-то меркантильным интересам.
  Документальность добавляет остроты ощущения времени. Зритель уже не сторонний наблюдатель, сидящий в мягком уютном кресле перед телевизором, а участник происходящих событий. Ему иногда даже страшно за мир, в котором он живёт, и, как во сне, он с ужасом следит за его превращениями, не укладывающимися в сознании нормального человека.
  Режиссёр Юрий Кара — тонкий мастер, фильмы которого хорошо знает российский и зарубежный зритель. В фильме «Репортёры» его талант проявился с новой силой. Он сумел рассмотреть в очень сложном, многоплановом романе Иванова-Таганского «Семя Отечества» глубокий смысл, философский взгляд на современность, совмещение двух основных ипостасей: художественности и документальности.
  Самое сложное, на мой взгляд, было уловить, не утратив основные линии, не только детективной стороны сюжета, но и глубинной смысловой основы, вложив её в непривычный по объёму сериал, состоящий всего из четырёх серий.
  Удачно подобран и актёрский состав, в котором даже небольшая роль А. Джигарханяна внесла необычный колорит в киноленту.
  Естественно, необходимо отметить отличную игру не только главного героя Б. Щербакова, исполнившего роль Вадима Маркова, но и С. Астахова, С. Ларина, Г. Беляева, С. Говорухина, Р. Мадянова и других актёров.
  Можно поздравить весь творческий коллектив съёмочной группы кинофильма «Репортёры» с несомненным успехом.
  Хочется, чтобы «Репортёры» ещё не раз появились на телеэкране, задели за живое молодого зрителя, заставили его задуматься над судьбой Родины, России и взрастить семя Отечества.

Юрий БОГДАНОВ.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: