slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Мы встаём на крыло

Русская армия ХХI века.

Сообщение о том, что самолеты «Руслан» снова будут производить и закупать для армии, очень подняло настроение. Как бы ни старалось телевидение уверить нас, будто сдвинуть российские самолёты с места способны уже только бодибилдеры, которым не жалко собственных мышц, авиационная промышленность в России и Украине пока не умерла. Её продукция не только охраняет мир, но ещё и неплохо экспортируется.

  Новый пассажирский самолёт Ан-148, разработанный в Украине, начали собирать не только на Воронежском авиастроительном заводе, но по украинской лицензии ещё и в Иране, где уже успешно собираются самолёты Ан-140.
  Политическая риторика порой заставляет нервничать, но объединение потенциалов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных предприятий всё же не стоит на месте.
  В 90-е годы было не легче, чем сегодня. Но и тогда Россия и Украина смогли создать прорывной продукт в классе средних военно-транспортных самолётов – Ан-70, потребность в котором оценивается в несколько сот штук. До настоящего времени объединёнными усилиями авиационные фирмы Европы не смогли повторить ни этот самолёт, ни его двигатель в проекте А-400М.
  Осталось сделать всего несколько шагов для завершения испытаний Ан-70.
  Россия и Украина имеют хороший шанс войти на рынок с Ан-70 раньше европейского А-400М и очень неплохо заработать. У наших предприятий современное оборудование, передовые технологии мирового уровня и кадры, какие мало где есть. Мы выпускаем лучшие среди аналогов в своём классе авиадвигатели.
  Эти двигатели более российские, чем украинские.
  «Мотор Сич» закупает в России агрегаты и материалы более чем на 100 миллионов долларов.
  Из этой суммы мы возвращаем готовые двигатели на 90 миллионов. Их устанавливают на самолёты и вертолёты и продают в «третьи» страны, принося прибыль российской промышленности. Мы берём комплектующие почти у трёхсот предприятий Российской Федерации, а моторы поставляем более чем на 20 российских ОКБ и заводов, расположённых в десятках городов. Тысячи людей задействованы в этой технологической цепочке, созданы тысячи рабочих мест.
  Казанский вертолётный завод является одним из основных потребителей выпускаемых ОАО «Мотор Сич» двигателей семейства ТВ3-117В.
  В настоящее время на нашем предприятии ведутся работы по созданию двигателя МС-500. Он будет соответствовать самым современным требованиям к двигателям этого класса, и нам бы хотелось, чтобы он нашёл свое применение на лёгком многоцелевом вертолёте «Ансат» — первой собственной разработке казанских вертолётостроителей. Это станет одним из весомых аргументом при продвижении вертолёта в Украину. Серийное производство двигателя МС-500 планируется в кооперации с ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение».
  Замечательные партнёрские отношения связывают нас с Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, возглавляемым доктором технических наук Владимиром Алексеевичем Скибиным. В сфере новых материалов и покрытий, а также новых металлургических процессов мы тесно работаем с ВНИИ авиационных материалов и Всероссийским институтом лёгких сплавов, с НИИ МО Российской Федерации.
  Всего помощь в работе нам оказывают около 20 отраслевых институтов Российской Федерации. Многолетнее успешное сотрудничество подтвердило высокую эффективность кооперации, позволило существенно сократить сроки создания и подготовки производства авиационных двигателей, обеспечив при этом высокое качество и надёжность.
  Благодаря кооперации ГП «Ивченко-Прогресс», ФГУП ММПП «Салют» и ОАО «Мотор Сич», учитывающей специализацию и производственные возможности каждого участника, АИ-222-25 сегодня устанавливается на серийно производимые самолеты Як-130 для училищ ВВС Российской Федерации и Алжира.
  Это ли не наглядный пример, показывающий эффективность сотрудничества предприятий Российской Федерации и Украины в создании новых авиадвигателей.
  Сравним для примера русско-украинский двигатель Д-436-148 и русско-французский SaM-146.
  Д-436-148 по всем показателям практически не уступает SaM-146, но обладает тем преимуществом, что суммарная наработка двигателей семейства Д-436 в эксплуатации составляет около 19 тысяч часов. На создание Д-436-148 было затрачено значительно меньше средств, чем на SaM-146, а самолёт Ан-148 прошёл сертификационные испытания и выполняет регулярные перевозки пассажиров.
  Говоря о российско-украинском сотрудничестве, нельзя не отметить, что Ан-148, как и его двигатели, является не менее русским, чем RRJ. В его производстве задействовано 170 предприятий Российской Федерации. Серийное строительство этого самолёта осуществляется на ОАО «ВАСО» (г. Воронеж) и КиГАЗ «Авиант» (г. Киев) в кооперации этих предприятий.
  Благодаря здравому смыслу, прагматичному подходу и инициативе, проявленным предприятиями и организациями авиационной промышленности Российской Федерации и Украины, а также поддержке правительств наших государств удалось сберечь взаимовыгодное сотрудничество авиационных отраслей наших государств.
  В последнее время на уровне правительств Российской Федерации и Украины всё более чётко проявляются тенденции к интеграции самолётостроительных и авиадвигателестроительных отраслей промышленности наших стран.
  Это является следствием многолетней проводимой украинскими и российскими предприятиями политики консолидации опыта, научного и технологического потенциала для создания и производства новых, конкурентоспособных на мировом рынке образцов авиационной техники.
  Очень конкретные задачи интеграции авиационной промышленности России и Украины поставлены протоколом российско-украинской подкомиссии по вопросам сотрудничества в области авиационной промышленности от 24 марта 2009 г.
  Как первый шаг по реализации этих решений можно расценить предварительную договорённость об организации в России совместного (ОАО «Климов» и ОАО «Мотор Сич») производства современного вертолётного двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В, разработанного ОАО «Мотор Сич».
  В мире, где господствует «Дженерал Электрик» и «Пратт-Уитни», «Роллс-Ройс» и «Снекма», нет альтернативы сохранению и развитию сотрудничества авиадвигателестроительных предприятий Российской Федерации и Украины, их широкой интеграции.

Вячеслав БОГУСЛАЕВ, председатель Совета директоров двигателестроительной корпорации «Мотор Сич» (Запорожье).

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: