slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

МХАТ им. М.Горького Четверть века служения русской сцене

1 октября 1987 года — примечательная дата в истории отечественного театра. Именно в этот день был подписан Указ о разделении труппы МХАТ и создании двух театров — МХАТ им. Горького и МХТ им. Чехова. Это событие, печальное тогда для многих поклонников великого театра, ознаменовало собой рождение нового, славного коллектива – доронинского МХАТа. Сказано в Евангелии: «…теперь вы имеете печаль. Но возрадуется сердце ваше…». Ровно так и случилось двадцать пять лет назад.
Четверть века народная арти-стка СССР Татьяна Васильевна Доронина возглавляет замечательное актёрское братство на Тверском бульваре, отстаивая душу русского театра, его верность гуманизму и делу возвышения человека.

Она – единственная на культурном небосклоне России. Великая актриса театра и кино, чьи работы навсегда вошли в сокровищницу нашего искусства. Великий художественный руководитель и режиссёр, создавшая за эти годы свою школу, которая сильна преданностью классическим традициям, мастерством соратников и коллег, подвижническим служением русской сцене. Наконец, Доронина — олицетворение женской красоты и стати, личность громадного масштаба.
Есть ли ещё в истории искусства примеры такого удивительного сочетания великих и разных дарований в одном лице? Разве что Веру Коммисаржевскую можно вспомнить, но она руководила театром совсем недолго, а тут — четверть века! При том, что годы эти пришлись на жестокую пору ломки всего и вся – страны, культуры с её чахлым остаточным финансированием, наступления нахрапистых разрушителей отечественного искусства, замалчивания или поношения всего, что есть реализм и что есть правда. Пять с половиной тысяч дней, каждый из которых наполнен борьбой за право русского репертуарного театра на существовование, и где? — в своей стране! За сохранение русского языка и русской речи, засоряемой матом, стёбом и иностранщиной. Как тут не вспомнить призыв ленинского наркома просвещения Луначарского: «Нужно бороться с этой привычкой предпочитать русское слово, русское лицо, русскую мысль». До сих пор борются, только теперь с куда большим остервенением…
Наконец, это годы борьбы за зрителя, оглупляемого ежедневно и ежечасно электронными СМИ, кино и теми театрами, которые не поднимают зрителя до себя, а сами опускаются ниже плинтуса на потребу самым низкопробным вкусам.
Прискорбно, что табаковский МХТ избрал как раз этот путь. Театр, носящий имя великого Чехова, который на дух не выносил пошлости, в пошлости просто топят. «Кот Матроскин», плут и прохиндей, который эталонно озвучен Табаковым в знаменитом мультфильме, видимо, в силу идеального совпадения характеров — стал и эталоном отношения его театра к жизни и к искусству. Некто Лебедина в недавней статье в «ЛГ» немало подивила театральную публику раздачей неумеренных похвал Лёлику Табакову с его лозунгом примата «зрительского интереса». Дескать, скука и реализм не нужны — коммерция важна!
В январе Россия будет отмечать 150-летие Константина Сергеевича Станиславского — дату, которую, вне сомнений, не обойдут вниманием во всём театральном мире, ибо редкий крупный режиссёр или актёр обходится ныне в своём творчестве без базовых понятий «системы Станиславского». Между тем основатель Художественного театра театральную задачу видел в том, чтобы поднимать духовный уровень зрителя, дать просвет в тёмной жизни масс. Этот завет, как видим, полностью противоречит всему, что ныне делается в МХТ. Юбилей Станиславского должен стать хорошим поводом дать настоящий бой разрушителям отечественного театра, этой хорошо организованной и сплочённой мафии из весьма влиятельных кланов и секс-меньшинств! Предстоит борьба за репертуарный театр, за Чехова, против попыток растоптать духовность в нашей культуре. Силы противодействия в России есть, пусть не сомневаются в этом те, кто сегодня во главе с Капковым гарцуют с шашками наголо и рубят головы неугодным руководителям московских театров. Эту агрессивную публику приведут в «надлежащую умственность», как говаривал один из героев Чехова.

«Не выходите замуж
за принца»
25-летняя творческая биография МХАТ им. Горького – одно из лучших доказательств того, что сегодняшний русский театр жив не разрушителями, а талантливыми созидателями. В конечном итоге на будущее работают именно они, а не модернисты с их порновывертами и демонической эстетикой развенчания человека.
Последний спектакль по пьесе Евгения Шварца «Тень» — очередное тому подтверждение. Этой премьерой, шутливо названной «Не выходите замуж за принца», МХАТ им. Горького открыл 15 сентября свой очередной театральный сезон.
Долгая 60-летняя история этой пьесы в Ленинграде, где её впервые поставил Н. Акимов в Театре комедии ещё в 1940 году, обретает новую жизнь на московских подмостках. Режиссёром-постановщиком выступила художественный руководитель театра Татьяна Васильевна Доронина, народная артистка СССР, удивительное и уникальное явление русского театра.
Вряд ли приходится удивляться тому, что Доронина обратилась к драматическому произведению, которое имело столь долгую сценическую жизнь в городе на Неве: она испытывает невольное притяжение к пристрастиям ленинградской театральной школы, ибо сама начиналась как великая актриса в прославленном БДТ.
Что же такое «Не выходите замуж за принца» в доронинском прочтении? Это почти 3-часовое яркое, красочное и шумное действо с ослепительным фейерверком прекрасных актёрских работ Михаила Кабанова, Екатерины Кондратьевой, Александра Самойлова, Елены Коробейниковой, Валентина Клементьева, Максима Дахненко, Александра Дмитриева, Александра Титоренко, Владимира Ровинского. Смелы фантазийные решения художника-постановщика В. Серебровского, саркастичны танцы, поставленные балетмейстером П. Казьмируком.
Головокружительный каскад мизансцен и картин, остроумные диалоги, прекрасная музыка, великолепные костюмы, игра света — всё это слагаемые первоклассного зрелища, которым зритель напрочь лишается одной эмоции — скуки. Доронина прорабатывала рисунок роли с каждый актёром, проходила с ними всё до мельчайших деталей — её неутомимой работоспособности можно только дивиться, как, впрочем, и всему остальному в этой сказочной женщине.
«Не выходите замуж за принца» — это столкновение живописных злодеев и наивных добряков, мелких тиранов и светоносных сказочников-учёных. Всё это завораживает зал, кружит ему голову, как бутылка (а то и две) прекрасного «Клико», и зритель счастлив погрузиться в феерическую атмосферу сценического лицедейства. Мастерство, помноженное на влюблённость в профессию, опыт, пронизанный романтикой творческого поиска, броский эксперимент на твёрдом фундаменте традиции – вот секрет успеха этого спектакля.
Мы устали от чернухи, которой нас потчуют с утра до ночи телеканалы и Интернет. Мы погрязли в треволнениях бытия, в страхах, которые нам внушают, в фобиях, которые нам навязывают, в тяжкой борьбе за кусок хлеба насущного. Мы почти утратили веру в возможность правды и справедливости, в сказку, в чудо и в великое преображение любви. И нашу почти детскую жажду добра и света, ребяческое упование на непременность прихода лучшего очень тонко чувствует постановщик Доронина, подсказывая зрителю шварцевской сказкой, что наши надежды осуществимы.
Потому-то так откликается зрительское сердце на спектакль, где зло наказано, а добро торжествует, где подлецы оказываются в дураках, а слабые становятся победителями. Где, наконец, любовь воспаряет над миром и окрыляет жизнь. Порок может быть неистребим и вечен, как мир; он воспроизводится в каждом поколении, но в каждом поколении он должен быть высмеян и наказан — об этом сказка-памфлет Шварца в МХАТе им. Горького.
Евгений Львович Шварц, плодовитый автор, актуализировал истории великих сказочников, прослаивал их великолепным юмором, которого, за редкими исключениями, у забугорных сказочников не бывает, и выдавал на-гора очередную пьесу. Охотно принимал помощь со стороны; известно, например, что сцена разговора Учёного и Доктора о королевской власти и «сытости в острой форме» во втором акте – целиком придумка Николая Акимова. Тем же, кто умудрялся углядеть в его творениях «интеллигентскую фигу в кармане» (ах, как смело, какой бесстрашный сарказм!), напомним: первый акт «Тени» читался в театре уже в приснопамятном 37-м году, пьеса была взята в работу в 39-м и предъявлена зрителю в 40-м! Неужто, скажем, «любимец у народа, востроглазый наш Ежов» (как восхищённо называл его казахский акын Джамбул) не разглядел бы «намёки» в этой пьесе, буде они для кого-то угрозой? Потом, к чему намёки? Популярнейший в те годы конферансье Смирнов-Сокольский, рассказывая с эстрады о письме своего деревенского родственника, спрашивавшего, как они там живут в Москве в конце 30-х гг., отвечал без затей: «Живём, как в трамвае: одни сидят, другие трясутся!». «Всё, теперь уж точно посадят», выдыхала в ужасе интеллигенция в зрительных рядах! Ан нет, Сокольский продолжал шутить в том же духе…
Если такие «намёки» проходили в те суровые времена, то что уж говорить про теперешние? Консприрологически изощрённый зритель может при особой изворотливости ума разглядеть в постановке МХАТ даже и намёк на совсем свежую историю с тандемом – хотя такая ассоциация, пожалуй, будет из разряда слишком умопомрачительных антраша. Недавний местоблюститель в Кремле – чем вам не шварцевская «тень»? Нельзя отрицать, что все известные пьесы Шварца таковы, что в них при желании можно отыскать что угодно. Наверное, в этом и загадка их стойкой популярности у публики.

Пространство смысла
Всё творчество МХАТ им. Горького создаёт «пространство смысла», что в очередной раз заставляет нас задуматься об изначальном значении слова «культура», которое переводится с латыни как «возделывание духовного мира». Именно этим занимается последние двадцать пять лет доронинский театр.
На недавней встрече в Краснодаре Президент В. Путин сказал, что основой национальной идеи, вокруг которой сломано столько копий, может стать только патриотизм. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Как бы долго мы ни обсуждали, что может быть фундаментом и прочным моральным основанием для нашей страны, — ничего другого всё равно не придумаем».
Как же раскрывал президент содержание понятия «патриотизм»?
«Это — уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России, — говорил он. — Это — ответственность за свою страну и её будущее». По словам главы государства, Россия, как и другие страны, сталкивается с попытками влияния извне на культурное самосознание нации. И «от того, как мы воспитываем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму». «Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке», — заявил Путин.
Вместе с храмом, подлинной литературой, семьёй и школой культурное самосознание и самобытность нации формирует и отстаивает в числе прочих и доронинский МХАТ, который не может не расценить слова главы государства как мощную поддержку своей деятельности. Об этой поддержке прямо свидетельствуют и итоги только что закончившегося в храме Христа Спасителя Всемирного русского народного собора.
«Уже нет времени унывать и тщеславиться — сегодня личная инициатива должна быть главной движущей силой в возрождении всего общества, — сказал недавно настоятель храма Всех Святых в Красном Селе, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров. — …Сегодня нужно выковывать политическое и духовное самосознание. Такое, какое имели гражданин Нижнего Новгорода Косма Минин и князь Димитрий Пожарский. Думаете, им просто было в начале XVII века? Однако эти мужи нашли в себе мужество и — посреди всеобщего разброда, разгильдяйства, коррупции, людоедства, грабежа — объединили людей».
Немалое мужество, как могут догадаться многие, потребно и для того, чтобы 25 лет вести, как это делает Татьяна Васильевна Доронина, один из лучших театров в стране, отдавая делу служения русского искусства свой огромный талант, жар души и каждое биение сердца.

Виктор Линник.
На снимках сцены из спектакля
«Не выходите замуж за принца».
Фото автора

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: