[email protected]
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Моя республика. Размышления русского дагестанца

Республика Дагестан — единственная в Российской Федерации республика, которая не носит в своем названии национальной окраски: Дагестан — «страна гор». Это позволяет представителю любой национальности чувствовать себя в республике достаточно комфортно, во всяком случае лучше, чем в любой другой республике нашей Федерации, носящей национальное название.
Я — русский дагестанец. Дагестан — моя родина. Здесь могилы моих родных и близких мне людей. Здесь и сегодня живут мои многочисленные кунаки: даргинцы, аварцы, кумыки, лакцы, ногайцы, лезгины, терские казаки и др. А потому все беды сегодняшнего Дагестана я остро переживаю вместе со всеми жителями родного мне края.
Втекущем году, посещая разные города и поселки, встречаясь с друзьями и незнакомыми людьми, представителями самых разных профессий и национальностей, я не мог не заметить их озабоченности ситуацией в республике, сложившейся за последние годы: теракты, убийства, похищения людей и т.д. Таких явлений в годы моей юности не было.

Я родился в Дагестанской Автономной Советской Социалистической республике (ДАССР) в 1937 году. Автономной она тогда была по Конституции СССР, а советской и социалистической — по существу. Традиционный ислам, получивший особое развитие в Дагестане во времена имама Шамиля, мирно сосуществовал с советской властью. Опасность возникновения радикального исламизма появилась сразу после развала СССР в 1991 году. Инициаторы развала оказались не способны предвидеть, что таким образом они расчищают дорогу этому весьма опасному иностранному явлению, которое вскоре стало проникать не только в мусульманские регионы России, но и в её центральные города, включая Москву и Санкт­Петербург. Образовавшийся идеологический вакуум и религиозная безграмотность населения стали питательной средой для распространения разнообразных псевдоидеологий и псевдорелигий.
Через разрушенные границы государства хлынул поток эмиссаров и пропагандистов радикального толкования ислама, успешной деятельности которых способствовали развал экономики страны, уничтожение прежней идеологии, основанной на постулатах Библии и Корана, возникновение массовой безработицы, резкое снижение уровня жизни большинства населения страны, обострение межнациональных отношений и др.
Возникшие в Дагестане в связи с этим этнополитические процессы отразились прежде всего на самочувствии русского населения, отток которого из республики резко возрос с 1991 года.
Разумеется, важнейшим фактором оттока русских из Дагестана явились события 90­х годов в соседней Чечне и слабость местной и федеральной власти в защите мирного населения от беззаконности и беспорядков. Наиболее беззащитными и уязвимыми в то время оказались русские, не имеющие обширных родовых и клановых связей. Отчуждение жилья русских насильственным путём приобрело тогда массовый характер. Поддержка друзей и знакомых далеко не всегда могла оказать решающее влияние при принятии ими решения об отъезде из Дагестана. Обострившийся религиозный экстремизм в республике способствовал этому процессу.
Определённую антирусскую роль сыграл и тот факт, что, несмотря на то что русские сыграли большую роль в создании и укреплении экономики Дагестана, в развитии культуры, науки и образования, они, по существу, не были допущены к распределению полученных достижений и результатов как в 90­е, так и в последующие годы.
В этот период стали происходить и существенные изменения в кадровой политике руководства Дагестана. Представительство русских в Правительстве и других административных органах республики уменьшалось с опережением оттока русских, тем самым как бы провоцируя его продолжение.
Но так было далеко не всегда. Чтобы лучше понять причины происходившего, обратимся к истории Дагестана.
Русские появились в Прикаспийском крае вскоре после встречи Петра Первого с шамхалом Тарковским Адиль­Гиреем в 1722 году. После окончания войны с имамом Шамилем указом Александра Второго в 1860 году в составе России была образована Дагестанская область. На базе русских крепостей были основаны в 1857 году — город Петровск­Порт, а в 1866 году — Темир­Хан­Шура. Русские наряду с кумыками, горскими евреями, армянами и азербайджанцами явились тем ядром, вокруг которого стало формироваться городское население области.
И город Дербент был отвоеван русскими солдатами во главе с генералом П.Котляревским в войне с Персией в начале XIX века. По Гюлистанскому договору 1813 года он отошёл к России так же, как г. Кёнигсберг по Потсдамскому соглашению в 1945 году. 12 октября 2013 г. исполняется ровно 200 лет с того момента, как Дербент стал российским городом, и этот факт для Дагестана и всей России имеет более важное значение, чем вся предыдущая зарубежная история этого города. Думаю, что администрация Дербента просто обязана отметить это событие и поставить в городе памятник русскому солдату, подобно тому, как администрация г. Махачкалы установила памятники русской учительнице и Петру Первому.
Не делает чести и администрациям Буйнакска, Гуниба, Хунзаха, Ботлиха, Чирюрта, Хасавюрта, Сергокала и Ахты заброшенное состояние крепостей и захоронений русских солдат, офицеров и членов их семей, живших и служивших там в конце XIX — начале XX столетий. Уважение к минувшему — черта, отличающая высокую нравственность и культуру любого народа.
К началу XX столетия русские составляли более половины населения городов Дагестанской области. Изменение численности русского населения в ней свидетельствует о качестве условий его проживания:
1897 год — 2,8%, 1913 год — 6%, 1917 год — 12%, 1939 год — 19%, 1959 год — 22%, 1994 год — 7,8 %, 2000 год — 5,6%, 2012 год — 2,8%.
Стремительный рост численности русских в Дагестане в первой половине XX столетия сложился в результате их активного участия в строительстве городов, заводов, фабрик, железных и шоссейных дорог, морского порта, вокзалов, электростанций и др. Русские учителя, врачи, инженеры, работники культуры способствовали развитию образования, науки и культуры в республике. В это время в многонациональной республике русский язык становится языком межнационального общения.
Накануне и в годы Великой Отечественной войны русские составляли основу административного аппарата республики. На 22 июня 1941 года в руководстве ДАССР состояли:
— первый секретарь Обкома ВКП(б) и председатель Махачкалинского городского комитета обороны (с 26 октября 1941 г.) — Н.И.Линкун;
— второй секретарь обкома ВКП(б) — Я.Болотин;
— военный комиссар — майор Бычков;
— народный комиссар внутренних дел — А.П.Медведев;
— народный комиссар торговли — Б.И.Снегирёв;
— начальник морского порта — М.Фомин;
— начальник отделения железной дороги — Соломатин;
— первый секретарь обкома ВЛКСМ — С.Ш.Измайлов;
— первый секретарь Махачкалинского горкома ВКП(б) — Г А.Саенко;
— первый секретарь Дербентского горкома ВКП(б) — Р.М.Остремский;
— первый секретарь Двигательстроевого РК ВКП(б) — Т.Москвин;
— управделами СНК — Барабашин;
— ректор Медицинского института — И.И.Шаров;
— директор завода № 182 — В.И.Алферов.
Список можно продолжить, но и этого достаточно, чтобы задаться вопросом: а как представлены русские в правительстве и городских администрациях РД в настоящее время?
Сегодня и среди депутатов Государственной думы, и членов Совета Федерации РФ от Дагестана в списках «Единой России» и «Справедливой России» нет ни одной русской фамилии. Почему?
В 2005 г. в Махачкале была издана книга «Народы Дагестана в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) (Документы и материалы)».Там, на странице 723, опубликованы интересные сведения о добровольцах из Дагестана в 1941—1945 гг.
 
СВЕДЕНИЯ О ДОБРОВОЛЬЦАХ ИЗ ДАГЕСТАНА,
МОБИЛИЗОВАННЫХ В ДЕЙСТВУЮЩУЮ АРМИЮ
И В ВОЕННЫЕ ШКОЛЫ В 1941—1942 ГОДАХ

Наименование

районов и городов

жен.

муж.

всего

Из них

русских

евреев

предст.

горских

народн.

других

нац.

СССР

Акушинский

4

5

9

3

1

5

­

Ахтынский

9

4

13

9

­

4

­

г. Буйнакск

141

54

195

66

18

88

23

Гунибский

­

7

7

1

­

6

­

Дахадаевский

­

4

4

­

­

4

­

г. Дербент

948

121

1069

593

148

270

58

Дербентский

116

­

116

100

7

1

8

Докузпаринский

­

5

5

­

­

5

­

Кайтагский

15

8

23

­

­

23

­

Карабудахкентский

9

6

15

5

3

7

­

Касумкентский

­

11

И

1

­

10

­

Каякентский

­

9

9

­

­

9

­

Кумторкалинский

­

13

13

­

­

13

 

Курахский

­

5

5

­

­

5

­

Лакский

­

15

15

­

­

15

­

Левашинский

­

6

6

­

­

6

­

Махачкалинский

­

68

68

44

2

21

1

г. Махачкала

637

656

1293

       

Рутульский

7

­

7

2

2

­

3

Сергокалинский

­

11

11

­

­

­

­

Хасавюртовский

168

­

168

160

6

3

11

Хивский

­

4

4

­

­

4

­

Итого:

2054

1012

3066

984

187

499

104


Основание: ЦГА РД. Ф.п. 4.0п. 1. Д.737. Там же. Ф.п. 1. On. 1. Д. 5484. Л. 39.; Ф.п. 3. On. 1. Д. 423. Л. 58—60.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глядя на таблицу, нельзя не заметить, что русские в те годы проживали и призывались на войну не только из городов, но из Акушинского, Ахтынского, Гунибского, Рутульского и других горных районов ДАССР.
К сожалению, авторы сборника в этих сведениях не захотели раскрыть национальный состав добровольцев из города Махачкала, вероятно потому, что их основу составляли русские. Но это было естественно, поскольку до 1922 года этот город с большинством русскоязычного населения назывался Петровск­Порт, а горцы тогда жили в горах и потому призывались оттуда.
Надо отметить и тот факт, что из 57 Героев Советского Союза­дагестанцев и 7 полных кавалеров ордена Славы в годы Великой Отечественной войны почти половина имела русские фамилии, в том числе все восемь героев­махачкалинцев.
В последние годы печально наблюдать, как в родном мне городе Каспийске, построенном в 30­е годы по инициативе И.В.Сталина по проекту ленинградских архитекторов, уничтожается его европейский стиль. Сегодня на месте исторических зданий возникают торговые объекты, дома, искажающие архитектурный замысел первостроителей, на 100 тысяч жителей построено 12 мечетей.
История Каспийска и завода «Дагдизель» отражает судьбу русских людей в Дагестане. А ведь этот город в недалёком прошлом имел для Дагестана такое же индустриальное и культурное значение, как Санкт­Петербург для России. Если в 40—60­е годы русские составляли в Каспийске почти 80 % населения, то в настоящее время вместе с военнослужащими и членами их семей — около 10 %.
Сегодня следует признать, что весьма негативную роль в последнее двадцатилетие сыграло равнодушие федерального центра к проблемам Дагестана и, в частности, его русского населения. Этим воспользовались этнические кланы, коррумпированные чиновники, экстремисты, террористы и радикальные исламисты.
Несколько обнадёживает понимание этой проблемы Президентом России В.В. Путиным, признавшим что исход русских с Северного Кавказа означает потерю квалифицированной рабочей силы, потерю целых отраслей производства, культуры производства. И больше — это означает нарушение культуры совместного проживания народов на этих территориях. Он выразил намерение федерального центра обеспечить возврат людей, независимо от их национальности.
Однако решение этой задачи крайне сложное, так как отсутствуют многие необходимые условия для возвращения русских дагестанцев на место их прежнего проживания. На мой взгляд, первым шагом в решении этой проблемы должно быть переименование Тарумовского и Кизлярского районов в Тарумовский казачий район и Кизлярский казачий район. Эго укрепит в сознании русских дагестанцев убеждённость в том, что в Республике Дагестан они не чужие.
В заключение хочу напомнить слова известного русского мыслителя Николая Бердяева: «Бытие нации не определяется и не исчерпывается ни расой, ни языком, ни религией, ни территорией, ни государственным суверенитетом, хотя все эти признаки более или менее существенны для национального бытия. Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства — и есть национальное сознание».
И всё же было бы несправедливо не отметить, что новое руководство республики проявляет определенную озабоченность фактом оттока русских из Дагестана. Но, к сожалению, практических шагов в этом вопросе, за исключением очередного постановления, пока не видно. Однако многие уже заметили, что чем меньше остается русского населения в Дагестане, тем чаще звучат выстрелы не только в горах, но и в городах республики.
Становится всё более очевидным, что решать стоящие перед Дагестаном задачи по кардинальному изменению экономической и криминальной ситуаций без русского населения будет намного сложнее. Надеюсь, что мои размышления помогут осмыслить данную проблему глубже.

Почётный гражданин
г. Каспийска (РД),
доктор военных наук, профессор
Герман КИРИЛЕНКО.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: