slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Многогранность творчества Вячеслава Назарука

Удивительная выставка открылась 1 июля в Московском государственном музее народной графики – «Моё Отечество». Таким названием очень точно охарактеризовал свое многогранное творчество Вячеслав Михайлович Назарук.
Кто же в нашей стране его не знает, если почти 30 лет и дети, и внуки, и бабушки с дедушками любят Кота Леопольда, созданного Назаруком искусством мультипликации. Ещё раньше узнали и полюбили весёлого Аистёнка с его другом Пугалом, Зайца-симулянта, Элли в Волшебной стране, Крошку Енота и Кота в сапогах, Леопарда и Мамонтёнка с его мамой… Десятки милых, добродушных живых существ, напоминающих нам о том, что в природе, как бы ни царило зло, а побеждает любовь…
Меньше зрителей, зато более серьёзных и основательных, разбирающихся в музыке, могут знать Вячеслава Михайловича как художника-постановщика замечательных передач в музыкальной редакции Центрального телевидения. Это и «На арене цирка», и «Музыкальный киоск», и оперетта «Вольный ветер» Дунаевского, и опера «Снегурочка» Римского-Корсакова, и симфонии, с особой силой раскрывающие душу русского народа, – Пятая Чайковского и «Богатырская» Бородина. Это и многие другие работы Вячеслава Назарука, отмеченные как лучшие и вошедшие в золотой фонд советского телевидения.

А более сорока работ, выполненных в т/о «Экран» на студии «Мульттелефильм» этим дивным художником-постановщиком в любые времена и при любых режимах были и остаются уроками доброты и любви ко всему живому. Как и множество его книг: «Приключения Кота Леопольда», иллюстрированные русские народные сказки и книжки-раскраски, диафильмы, которые любимы уже не одним поколением детей России. И не только России. В 1990 году по заказу города Чикаго в США увидели его росписи по фарфору на темы русских народных сказок «Былинный фарфор» и «Аленький цветок». А в 1991 году Вячеслав Михайлович выступал своеобразным полпредом нашего искусства, пропагандируя фильмы замечательного режиссёра-сказочника Александра Роу. И тогда многие американцы открыли для себя, что, кроме их всесветно известного Уолта Диснея, существует великое кино- и мультипликационное искусство России с его всемирной отзывчивостью –  «Иван да Марья», «Там, на неведомых дорожках», «Аладдин и его лампа», «Юность Бемби», «Бемби», «Кольца Альманзора» и прелестные славянские сказки «Король-олень», «Финист — ясный сокол», «Русалочка», «Варвара-краса – длинная коса» и другие… (На выставке перед открытием собравшиеся зрители могли с огромным удовольствием увидеть на небольшом экране некоторые из любимых мультяшек.) В том же 1991 году Вячеслав Назарук создал для американской компании «Multi-Holdings» серию героев русских народных сказок: «Баба Яга», «Кикимора», «Анидаг», «Тяп, Ляп и Хохрин», «Водяной», «Кощей Бессмертный»…
О «всемирной отзывчивости» русского народа вспоминается, когда видишь, как отразились близкие нам, европейцам-евразийцам, образы Востока в его цветных рисунках к восточным календарям «Год Змеи» и «Год Дракона». В качестве скульптора он победил в 2004 году на конкурсе проектов памятника великому немецкому сказочнику Гофману (1/10 размера) для установки в самом западном российском городе Калининграде. И эту его работу можно увидеть на упомянутой выставке.
Разработал Вячеслав Михайлович и наградные настольные бронзовые скульптуры «Служу Отечеству – честь имею» и «Династии России». Его «Мамонтёнок» был эмблемой «Ассоциации России Экспо-2005» в Японии. А созданной им бронзовой кабинетной скульптурой награждают видных людей планеты, удостаиваемых «Национальной и международной премии Петра Великого». Да, талант, если он несомненно талант, проявляется в самых разных, казалось бы, трудно сочетаемых видах деятельности. А если учесть ещё четверть века его педагогической деятельности, в том числе с 1994 года доцентом, два года спустя – профессором кафедры живописи и композиции, с 2004 года – действительным членом Международной Педагогической академии, то становится понятнее его стремление передавать в своём творчестве как можно большему числу людей, начиная с народа самого любознательного – детишек, простые библейские истины: «Настоящая жизнь есть место борьбы со злом», «Долг всех и благо всякому – жить для всех»…
Но лично для меня открытием и потрясением стали его живописные полотна на темы русской истории, далёкой и такой близкой, особенно теперь, когда чуть не исчезло само Государство Российское, не распалась на «суверенные территории» Святая Русь. Безумный поход за «суверенитетами» с распадом Советского Союза расчленил великий единый славянский народ великороссов, малороссов и белорусов (верю, что они ещё сольются в «семье вольной новой»!), отдал во власть национальных элит народы, когда-то добровольно прислонившиеся к могучей Российской империи, чтобы не истаять в бесчисленных сражениях с агрессивными соседями. А грозило это и Грузии, и Армении (турецкий геноцид начала ХХ века ныне открыто признаётся в Европе), и казахским жузам. Да и среднеазиатским ханствам светила участь нынешнего Афганистана — англичане не оставили бы их в покое, слишком близко они располагались от «жемчужины английской короны» – Индии…
Картины Вячеслава Михайловича возвращают память к событиям, на века определившим ход истории российской. Это и «Куликовская битва», написанная в 1980 году, когда патриоты России в борьбе с чиновниками, которые предпочитали отсчёт истории вести с октября 1917 года, всеми силами стремились отразить глубины народной памяти. Тогда в журнале «Наш современник» печатал Владимир Чивилихин главы из романа-эссе «Память», напоминавшие о начале того страшного нашествия и на десятилетия установившегося монгольского ига, противостоять которому и вышли русские ратники на Куликово поле. Это и картина «Ледовое побоище», написанная по заказу Министерства культуры РСФСР в 1982 году. Тогда новгородский князь Александр, уже названный народом Невским в честь другой своей победной битвы с захватчиками, нагрянувшими с Запада на ослабленную нашествием степняков Русь, так проучил тевтонских псов-рыцарей, что они надолго забыли дорогу на Русь. Нынче, отмечая 770-летие этой исторической победы, помним мы и о знаменательном совпадении: 70 лет назад под Сталинградом были разгромлены потомки тех рыцарей, вторгшихся в нашу страну вкупе чуть ли не со всей покорённой ими Европой… Это и триптих «Слово о полку Игореве», созданный Назаруком в 1985 году также по заказу министерства для национального музея города Владимира. Это «Проводы Перуна» и «Крещение», яркие художественные полотна, написанные к 1000-летия введения христианства на Руси, изумительные иллюстрации к бессмертному произведению древнерусской литературы – «Задонщине» Софрония-рязанца. В ещё более седую славянскую старину уводят его картины «Грёзы», «Застава», «Вагры» и другие – о прибалтийских славянских племенах.
Запомнилось на открытии выставки пламенное слово Александра Михайловича Гончарова, рассказавшего, как помогал Назарук создавать «Музей Сварога» в Воронеже. Гончаров, основатель и директор этого уникального музея, официально признанного администрацией города, вспоминал о впечатлении от художественных полотен Назарука на темы нашей седой славянской древности, о желании как можно ярче представить это время жителям некогда порубежной русской земли, родине русского флота, где Пётр Великий создавал предтечу овеянного славой Черноморского флота…
Полотна Назарука не только ярко живописны, покоряют гармонией красок, сложной игрой света и теней, но и поражают исторической точностью обликов, одежды, вооружения множества персонажей. Множества – и ни одного повторяющегося лица! Какой же огромный труд заключён в этих картинах, которые можно разглядывать часами, стремясь постигнуть душу далёких наших соплеменников… На выставке представлены, кроме самих этих картин», и графические этюды к ним, позволяющие оценить высочайшую культуру Назарука-рисовальщика.
На своеобразном мастер-классе он рассказал о психологических тонкостях не только поиска прототипов воскрешаемых им персонажей русской истории или просто рядовых русичей той или иной эпохи, но и «погружения» этих прототипов, подчас случайно найденных во всевозможных ситуациях, в эмоциональное состояние, позволяющее создать художнику при перенесении на холст не просто зримые черты, но живые образы наших далёких предков.
Но вот опять славные даты истории нашей сошлись в 2012 году. 770-летие Ледового побоища, 400-летие освобождения столицы и её Кремля от поляков и завершение Смуты 1612 года, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, наконец,70-летие Сталинградской битвы, перевернувшей весь ход Великой Отечественной войны 1941—1945 года. Думалось, и государство, и общественность используют эту уникальную возможность в деле воспитания подрастающего поколения… Неужто всё ограничится торжественными заседаниями с дежурными речами, в лучшем случае – поездками ветеранов по местам былых сражений?..
И как же становится обидно за того же Вячеслава Михайловича Назарука: он-то ещё задолго до юбилея предложил проект аллеи «Память 1812 года». Она могла бы украсить если не Бородинское поле, на котором уже немало памятников, то любой из населённых пунктов Международного туристического маршрута «Москва — Бородино — Париж», над созданием которого уже пятый год трудится, в частности, журнал «Честь Отечества». Маршрута, который мог бы привлечь не только массы отечественных паломников и туристов, но и зарубежных, и не только из Франции – в журнале рассказывалось, как в соседней Белоруссии памятное место «Бивак» на Березине посетили… потомки швейцарцев, три батальона которых из армии Наполеона почти целиком остались в заснеженных полях России.
Упомянутый проект В.М. Назарука в композиционном плане представляет собой аллею, чуть поднимающуюся в своём марше, по обе стороны которой располагаются скульптурные сцены основных эпизодов Отечественной войны 1812 года, выраженных в максимально реалистической пластике. Фигурные композиции будут располагаться в специальных рекреациях с удобными скамьями, сидя на которых зрители могут внимательно вникнуть в суть развертывающихся перед ними событий. Композиции (их предполагается создать более тридцати) представят все рода войск, участвовавших в войне 1812 года как с той, так и с другой стороны. Венчает аллею скульптура М.И. Кутузова у подножия памятного столпа с двуглавым российским орлом, далее – площадь, по обе стороны которой выстроятся в ряд бронзовые гренадеры, отдавая саблями честь соотечественникам-потомкам, идущим через площадь к скромному одноглавому храму.
В подготовленных макетах композиций впечатляет свойственное всему творчеству Назарука пристальное внимание к точности деталей обмундирования, оружия – и динамика изображаемого действия. Воплотись этот проект в жизнь – и будет с чем сравнивать памятник «Тысячелетие России» в Новгороде…
А неугомонный автор книг для детей, диафильмов, раскрасок придумал ещё один проект игрушки-сувенира «Костюм всех стран и народов на все времена», а начать с игрушек-раскрасок «Герои 1812 года», в том числе «Казаки», «Гусары», «Кирасиры», «Драгуны» и другие. На выставке был представлен один из выпусков методического пособия для учащихся младших классов. А готовится выпуск 12 таких видов игрушек-раскрасок тиражом по 3 тысячи (насколько хватает денег), а «готового материала наберется ещё на 24 выпуска», говорит художник. На выставке можно увидеть и казачьего генерала, и обер-офицера конных полков Полтавского ополчения, и рядовых казаков 6-го конного полка Черниговского ополчения, 2-го Украинского полка. Раскрась, вырежь, склей – и играй на здоровье. Примечательно, что у детей, занимающихся таким раскрашиванием, улучшается моторика и общее развитие. Теперь ведь хорошо известно, сколько «датчиков» на руках связаны с работой мозга.
И уже совсем неожиданно видим… готовую форму для пряников (хоть тульских, хоть городецких или иных российских): те же фигурки воинов, только уже в плоскостном изображении. Господа изготовители пряников, вот же вам повод по-своему  приобщиться к всенародному празднованию победы в Отечественной войне 1812 года!
Не могу не упомянуть о такой вот духовной поддержке:
«Художнику кино В.М. Назаруку
Уважаемый Вячеслав Михайлович!
Благодарю Вас за направленное в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла письмо, в котором Вы информируете о планах изготовления серии игрушек-сувениров «Костюм всех стран и народов на все времена».
Полагаю, что воплощение этого замысла будет иметь важное значение для приобщения детей к родной истории и культуре, а также для их знакомства с историей и традициями других народов. Представляется важным обеспечить доступность такой игрушки детям из семей с различным достатком, а также организовать её производство на территории нашей страны и из отечественных материалов.
Желаю Вам помощи Божией в труде.
С уважением
председатель отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества
протоиерей Всеволод Чаплин».
Отозвался на проект и представитель другой ведущей российской конфессии:
«Совет муфтиев России поддерживает Вашу деятельность, направленную на поддержку Великой Российской культуры, являющейся достойной частью мировой культуры.
С добрыми молитвами и пожеланиями успехов Вашему проекту
Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин».
Проект игрушки-сувенира «Костюм всех стран и народов на все времена», о котором так вдохновенно рассказывал Вячеслав Михайлович на открытии выставки воистину, открывает возможности и в этом проявить всемирную отзывчивость русского народа. Ведь этих игрушечных воинов чуткий к деталям художник может с предельной точностью «нарядить» в форму и французов с «двунадесятью языками», приходившими на нашу землю в 1812 году, и англичан, американцев времен Гражданской войны и борьбы за отделение североамериканских колоний, и китайцев, японцев, индийцев, аборигенов Австралии и Новой Зеландии… Да кого угодно! Представляете, какое многообразие красок планеты может открыться малышу! Примечательно, что именно на открытии выставки Вячеславу Михайловичу Назаруку был торжественно вручён представителем Патентной палаты России Владимиром Ивановичем Ионовым патент на этот новорождённый промысел, таким образом, его приоритет надёжно защищен.
Видели мы на выставке уже и образцы игрушечных воинов в мундирах своего времени. Представляю, сколько радости малышу может доставить не только фигурка воина Преображенского полка, но и то, что он услышит из прикреплённого к подошвам чипа ещё и марш этого знаменитого полка (обработку его для детей сделала дочь художника Алина Назарук, выпускница Гнесинки). Может – и должен! – родиться новый промысел. И, похоже, даже заинтересованные предприниматели находятся…
Кстати, Алина Назарук проявилась на открытии выставки ещё и как музыкальный оформитель показанного зрителям изумительного фильма «Слова о Полку Игореве», где Вячеслав Михайлович удивительно торжественно и проникновенно читал переживший многие века текст великой поэмы, а на экране оживали события и герои, отразившиеся в его гениальных иллюстрациях. Не могу не сказать о потрясающей работе оператора фильма, кстати, одного из учеников Назарука – Андрея Талая. Так романтично, словно сквозь дымку времён сняты в движении художественные образы, что видишь накал сражения, но без «моря крови», которым так грешат натуралистические сцены многих голливудских фильмов на исторические темы. И музыкальный ряд напоминает о «Богатырской» симфонии великого русского композитора Александра Бородина, воссоздает и гул сражения, и высокий патриотический настрой русичей Игоревой рати…
Мне доводилось не раз бывать на открытиях выставок в этом уникальном Московском городском музее народной графики. Но не припомню ещё и столь удачного музыкального вступления, как на выставке Назарука. Сначала Евгений Бобков, бард, пишущий очень тёплую музыку на простые и светлые свои же слова, заворожил собравшихся своими песнями, своеобразно перекликавшимися с картинами Назарука. Особенно третьей, обращённой к детям, которых было немало среди гостей, в том числе и внучек Вячеслава Михайловича. А потом мы услышали дивного скрипача Владимира Семибратова, исполнившего композиции в сопровождении оркестра (да, теперь техника позволяет с помощью несложного устройства воспроизвести звуки оркестра, ну, а волшебная скрипка, естественно, звучала вживую)…
Вот таким предстает на выставке Вячеслав Назарук – многоликий русский гений кино, мультипликации, живописи, глубокий знаток истории и убеждённый патриот своего Отечества. Кстати, он предоставил в дар музею свои живописные работы, в частности, «Бояна» из триптиха «Слова о Полку Игореве», «Крещение Руси», «Вагры», образы из любимых народом его мультфильмов. И прекрасным аккордом, завершающим открытие выставки, стало вручение Вячеславу Назаруку диплома академика недавно созданной Академии народного искусства, который вручал основатель и президент этой академии Виктор Петрович Пензин. Академии, призванной собрать под знамена творческого союза создателей уникальных народных промыслов многонациональной России и вообще творцов подлинно народного искусства.

Валентин Свининников
Выставка продлится до 29 июля по адресу: Москва, Малый Головин переулок, 8. Музей народной графики.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: