slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

МХАТ им. М. Горького: творческий вектор без изменений

Новым руководителем Московского художественного академического театра имени Горького назначен продюсер и театральный режиссёр Эдуард Бояков. Его заместителем по творческой работе стал заслуженный артист РФ Сергей Пускепалис, заместителем по литературной части — писатель и публицист Захар Прилепин. О новых назначениях во МХАТе сообщил министр культуры России Владимир Мединский и советник Президента РФ Владимир Толстой.
Народная артистка СССР Татьяна Доронина, которая руководила Московским художественным академическим театром имени М. Горького с 1987 года, назначена на cпециально введенную должность президента театра.«Татьяна Васильевна Доронина остается в театре, президентом театра. Ей в помощь придёт команда молодых энергичных людей, которые смогут придать новое дыхание театральной жизни МХАТа имени Горького», — сказал Владимир Толстой. «Мы попросили Татьяну Васильевну от имени Министерства культуры стать президентом и возглавить художественный совет театра», — сказал Владимир Мединский.
По словам Эдуарда Боякова, «МХАТ им. Горького — один из немногих современных театров, у которого есть идеологическая позиция». И главным образом потому, что «Татьяна Васильевна – человек, готовый присягнуть русской культуре, традиционным ценностям и противостоять этому страшному либерально-западническому цунами, которое на нас обрушивается».
Такая позиция вызывает уважение и заставляет с собой считаться. Поэтому глава Минкультуры адресовал соответствующие заверения поклонникам яркого таланта Татьяны Дорониной и ценителям приверженности возглавляемой ею труппы славным традициям русского театра. «Мы обещаем, что театр сохранит свою патриотическую, яркую позицию, — заявил Мединский. — Ни одна постановка театра, пользующаяся успехом, не будет снята». А таких — немало. Это прежде всего спектакли, в которых принимает участие несравненная Доронина: «Васса Железнова» и «Старая актриса на роль жены Достоевского». Также в афише — «Отцы и дети», «Мастер и Маргарита», «Гамлет», «Пигмалион», «Ромео и Джульетта».
«Академический» — это гарант того, что театр сохраняет традиции и преемственность в развитии, — особо отметил Эдуард Бояков. — Имя великого драматурга Максима Горького в названии театра напоминает о советской драматургической школе, великой школе. Мы сегодня должны найти драматургов, которые через 20 лет так же будут присутствовать в этой афише, как и выдающиеся советские драматурги. Этот поиск должен вестись. А главное — театр должен служить традиционным ценностям, служить родине и нашей великой русской культуре. Я постараюсь сделать всё для этого». Новый руководитель пообещал, что работу в театре продолжат все актеры постоянной труппы. Кроме того, их загрузка увеличится: запланирован запуск новых постановок.
Как «высокую честь и ответственность» воспринимает своё назначение Сергей Пускепалис. Он признался журналистам, что новые назначения готовились «достаточно давно». «Мы не имели права об этом говорить заранее, — сказал он. — У Татьяны Васильевны был юбилей. Надо было спокойно, без потрясений отметить. Когда мы с ней встретились, была взаимная доброжелательность и понимание. Мы сразу определили её статус — у неё будет решающий голос в худсовете. Творческий вектор, который она задала, изменен не будет». Захар Прилепин, по его словам, намерен заняться восстановлением утраченных связей писателей с русским театром.
Татьяна Доронина выразила благодарность за «бережное отношение к сотрудникам МХАТа имени М. Горького». «Я согласна с позицией Владимира Мединского, что и актёрский, и другие цеха надо сохранить, — сказала прославленная актриса. — Мы очень многое пережили со своим коллективом. Разделение театра — трагическая страница в нашей истории. Что касается репертуарной политики — я постараюсь максимально помочь моим новых коллегам. На мой взгляд, самое важное — не становиться формалистами и сохранить тенденции реалистического театра».
Среди откликов на это событие хочется привести характерную для многих оценку депутата Госдумы Сергея Шаргунова: «Знаю, что Татьяна Доронина всегда стремилась к тому, чтобы поддерживать традицию в театре. И в самые сложные годы Татьяна Васильевна оберегала традиции, но при этом видела их в новаторстве. То, что она протягивает руку молодым, энергичным, консервативным и при этом настроена на обновление — по-моему, это очень знаково. Рад за Захара и за Эдуарда, надеюсь, что театр будет только усиливаться и станет в ещё большей степени площадкой, которая собирает талантливых людей».
Однако прозвучали и иные трактовки. Так, обозреватель «Новой газеты» Марина Токарева, не преминула пропеть осанну постмодерну, который, по её словам, вышел «из литературной и сценической моды как стиль, властно овладевает пространством жизни». Она привела и свежие примеры: «На недавней премии «Звезда театрала» приз за лучшее шоу получила Татьяна Навка, а приз за лучший музыкальный проект «Нуриев» — Кирилл Серебренников. И этому, лучась политической снисходительностью, рукоплескал Дмитрий Песков». Отсюда её отдающий цинизмом вывод: «Надо страховаться, и сценическую площадку, наводненную либералами и переполненную болельщиками «театрального дела», — уравновешивать».
Что ж, если сильные мира сего и впрямь задумались о нравственном здоровье молодых поколений и ищут исцеления в сохранённых самоотверженным трудом Татьяны Дорониной и её сторонников традициях реалистического русского театра, то это ценно само по себе.

Константин ЛОРИН.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: