slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Мир стоит до рати, а рать до мира»

Известный русский поэт и писатель Борис Рябухин в своей новой книге «Волжский царь»* подробно рассказывает о древней Булгарии в исторической ретроспекции. Что мы знаем об этой стране? 
В народных легендах говорится, что более 35 тысяч лет назад семь индоарийских и древне-тюркских племен объединились в союз, который стали называть Идель — семь племен (семь — иде; племя — эль). Название идель стало первым именем этого народа.

А на знамени его было изображение волчьей головы (волчья или черная — булг; голова — ар). И знамя это называлось — булгар. В начале существования Булгарии у власти была Именская династия, от которой и назвали племена. Эти далекие предки современных японцев и якутов (Саха) были выходцами из алтайских народов и проживали на территории современной Маньчжурии. Однако исторических документов не осталось. Вещественных памятников почти тоже не сохранилось. От бывшей столицы г. Булгар до нас дошли только развалины. Предположительно этот город находился немного южнее слияния Волги и Камы.
Лишь в обширном своде булгарских летописей Имана Бахши «Джагфар тарихы» (1680 г.), написанном по приказу вождя булгарского освободительного движения сеида Джагфара, содержатся древние летописи: «Гази-Барадж тарихы» (1229—1246 гг.) Гази-Бараджа; «Праведный путь, или Благочестивые деяния булгарских шейхов» (1483 г.) Мохаммед-Амина; «Казан тарихы» (1229—1246 гг.) Мохаммёдьяра Ву-Юргана; «Шейх Гали китабы» (1605 г.) Иш-Мохаммеда и другие.
Автор взял из легенд необычное средство передвижения — златогривого коня Кеме, на котором мчится по векам истории страны со скоростью мысли. На этом пути мелькают века, как верстовые столбы. Реальные события переплетаются с летописями, достанами, легендами, мифами. В древности встречаются совпадения, сохранившиеся до нашего времени имена, как принцесса Турандот, прообразом которой стала Туран-алпбика — богиня любви, гадания, подземных и подводных богатств, горных озер.
На своём пути автор встречается со свидетелями прошлого. Они повествуют ему об исторических событиях, участниками которых были сами или их почерпнули из древних книг. К примеру:
«И откуда взялся древний поэт Кубан Боян?» — подумал я. Волшебный конь Кеме слышит мои мысли и отвечает:
– Слова материализуют говорящего. Все сказанные в веках слова дальше земли не улетают».
Мы узнаём, что существовал маньчжурский торговый путь, сыгравший положительную роль в распространении влияния державы Идель на Центральную Европу. Двигаясь постепенно на запад, её народы дошли до идельского Семиречья и предложили местным прототюркским племенам идею объединения разноязычных племен в единую общность.
Булгары были и родоначальниками господствующей в те времена древнейшей религии мира — Торе («тенгрианство»). У древних булгар был свод Торе — религиозная мифология, обрядность и основные законы. А сама религия — это, естественно, дух народа, его жизненный уклад, характер, традиции и нравственные основы, собственно, его лицо.
Выдающийся сын далёкого прошлого Волжско-Камской Булгарии, поэт любви, печали, мудрости Кул Гали жил в начале XIII в. до н. э. Им написана гениальная поэма «Кысса и Йусуф», в которой только он рассказал подробно о суевериях, особенно, о худаярстве (богомильстве).
В летописи Джагфара говорится, что внутренние конфликты и нашествия других кочевых орд заставляли некоторых булгар уходить в другие земли. Одни ушли в Северный Китай, где стали известны под именем сяньбийцев (от «синдийцы») или гуннов. Другие ушли в Америку — и в языках американских индейцев до сих пор сохраняются булгарские слова. Третьи — поселились в Средней Азии, четвертые — оказались в Северной Индии, пятые — на Ближнем Востоке (Балканы, Малая Азия, Закавказье, Ирак, Западный Иран, Сирия, Палестина, Северный Египет). Ближневосточные булгары образовали державу Самар (Шумер), в которую вошёл весь Ближний Восток.
Но булгары жили в мире не обособленно. Многие народы влились в булгарскую семью. И все наиболее могущественные и многолюдные тюркоязычные племена времён античности и раннего средневековья сформировались в центрально-азиатском историко-культурном регионе, а также на территории современного Казахстана. В Северном Китае сформировался этнос, который оказал решающее воздействие на формирование как древних булгар, так и древних татар. Это были хунны, или гунны. Хунны явились создателями своеобразной цивилизации, наложившей отпечаток на традиции тюркоязычных народов. Хуннуская держава располагалась на большой части Монголии и Южной Сибири, простираясь от Памира на западе и до Маньчжурии на востоке. Своего могущества Хуннуская держава достигла в конце III в. до н.э.
Известно, что о Булгарии Х — начала XIII вв. рассказывали герою книги восточные авторы — Ибн-Русте, Ибн Фадлан, ал-Балхи, ал-Джайхани, ал-Истахри, ал-Масуди, Ибн Хаукал, ал-Мукаддаси, ал-Марвази, ал-Гарнати, ал-Идриси, ал-Джавалики, Бейхаки, Ибн ал-Асир; древнерусские летописцы, составители Лаврентьевской, Ипатьевской, Типографской, Тверской, Никоновской и других летописей; а также венгерский аноним Х в. и доминиканский монах Юлиан; наконец, историки, писавшие о подвигах монголов.
Борис Рябухин в своей талантливой книге «Волжский царь» рассматривает связь поколений, веков, роль племен в собирании и становлении различных народов и государств. Но прежде всего в ней широко развёрнута панорама самой истории булгарского народа на основании сообщений знаменитых восточных и западных географов, исследователей, историков и писателей. В древнейших булгарских хрониках рассказывается о том, что государство булгар тысячи лет охватывало огромную территорию от Дуная до Енисея. А размах булгарских расселений, походов и торговых поездок был еще шире: от Парижа и Рима до Хуанхэ и Америки и от Исландии и Северного Ледовитого океана до Египта и Индии.
Царство Идель иногда называли именами правивших в нем булгарских династий. Но территория государства всегда называлась Идель. Только в I в. н. э. булгарская династия Алан предприняла попытку переименовать Идель в Алан. В Булгарии правили цари сарматской, аланской, хонской и балтаварской династий.
Булгары чтили завет первого царя Агаджа и дружили с праславянами.
В период правления династии Сармат (VIII в. до н. э. — I в. н. э.) булгары Идель часто называли Сарматией. Однако само название булгар при этом не было забыто. Некоторые булгарские цари пытались восстановить границы своего государства. К примеру, царь Буртас стремился восстановить булгарское господство на территории бывшей Самарской (Шумерской) державы.
А потом по булгарской земле прошли сарматы, аланы, венеды, роксоланы, языги, аорсы и сираки, готты, гунны… Гуннский царь Аттила — «виновник» многих легенд и преданий. Немецкий народ сделал Аттилу героем своего эпоса «Сказание о Нибелунгах» (в образе Этцеля). Восточные же булгары сохранили в своих летописях предания и песни об Аттиле.
В это же время рядом с булгарами зарождались новые империи и царства. Князь Кий объявил Киевскую Русь. Окреп Тюркский каганат аваров, пришли орды хазар и подчинили в том числе и булгар.
Строительству булгарской цивилизации, опирающейся на славян, помешала агрессия хазар. Но очень скоро, получив независимость от хазар, булгары стали торговыми посредниками между связанными торговлей отдаленными регионами мира.
Образовалась, наконец, Великая Булгария. Рождение Великой Булгарии на западе Кара-Саклана стало возможным после ослабления и распада тюркютских государственно-племенных союзов Центральной Азии, Средней Азии и Северного Китая.
Когда оформлялось первое Булгарское царство, в русскую историю пришли князь Дир и князь Рюрик. До конца не прояснённая история появления руссов и русского государства в булгарской истории тоже овеяна легендами и часто вступает в противоречие с действительностью.
Но Борис Рябухин не берет на себя ответственность решать исторические споры, а выслушивает обе стороны по истории славян и русского каганата, норманнов и викингов.
В «Поучениях Святослава» говорилось: «Таковы основы булгарского духовного учения (которое было также известно и русам, но с другими именами». А ведь более ста лет — до победоносных походов князя Святослава (965 г.) — булгары находились под протекторатом Хазарского каганата.
Когда Волжская Булгария приняла ислам, она превратилась в цивилизующее начало на региональном уровне. В Поволжье и в Приуралье возникали фактории — торгово-ремесленные поселения волжских булгар. Наверно, один царь Волжской Булгарии и остался в истории нарицательным именем «Волжский царь». Поэтому Борис Рябухин так неоднозначно и назвал свою новую книгу.
Большое значение в созданной истории имеет взаимоотношение булгар с Русью. Военные столкновения булгар с русскими происходили много раз — в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 гг. Притом что булгары чаще подвергались нападению, чем сами нападали, особенно в период второго Булгарского царства. Ведь были времена, когда на их земли пришли Чингизхан, Мамай и Тамерлан. Такие народы, как хазары, половцы, печенеги и кипчаки, исчезли с лица земли. Но и развалилась сама Золотая Орда на Астраханское, Крымское, Казанское, Сибирское и другие ханства. Но многие народы и страны спасла от исчезновения Русия — Россия.
У нашего героя произошла мифическая встреча с писателем Федором Михайловичем Достоевским, который пророчески сказал: «... не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! ... Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта... ». Сбылось предсказание гениального писателя. Но что интересно: предки Ф.М. Достоевского были тоже из булгар, из тюрков, вошедших в состав русского народа, что чётко прописано в Бархатной книге родословия русских дворян.
От Великой Булгарии осталась только на Дунае Республика Болгария.
А правопреемником булгарской столицы стала Казань.
Чтобы создать этот объёмный по материалу и количеству страниц роман, Борис Рябухин проделал огромную работу. «Волжский царь» уже сейчас становится историческим бестселлером и обретает своего глубокого и верного читателя.

Юрий БОГДАНОВ
* Борис Рябухин. ВОЛЖСКИЙ ЦАРЬ. Роман хроника-дайджест, 2013, с 737.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: