slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Метаморфозы традиции

Книга Соломона Волкова «История русской культуры XX века от Льва Толстого до Александра Солженицына», вышедшая в издательстве «Эксмо», сразу же стала бестселлером и подолгу на книжных полках не залёживается.

Лев Толстой, Максим Горький и Александр Солженицын — каждый пытался реализовать идею, наиболее четко выраженную в словах Солженицына: «Литература всегда была в России вторым правительством». Они пытались оказать воздействие на режим, в то время как власть пыталась использовать их самих. После большевицкой революции, когда русская — советская — жизнь уже тотально была политизирована, никакой культурный сюжет не мог не оказаться связанным с политикой власти. Самый интересный из таких сюжетов, конечно, — это Сталин и Горький.

Вторым, после Горького, важнейшим сюжетом книги Соломона Волкова является солженицынский. Солженицын в книге Соломона Волкова — трагическая фигура, современный король Лир, увидевший разорённым свое королевство. На Солженицыне кончается тема «литература и власть в России». Литература утратила ту власть, которой обладала, она распалась на два потока: коммерческие поделки для массового рынка и сложные эстетические игры писателей действительно талантливых, но практически не читаемых.

Вышедшая в издательстве «Новое Литературное обозрение» книга «Записи и выписки» академика Михаила Леоновича Гаспарова — уникальное по жанру и материалу произведение. В «Записях и выписках» перед нами предстаёт причудливый сплав мемуаров, дневниковых записей, писем, публицистических статей, воспоминаний о своих учителях, друзьях и коллегах. Кроме своеобразного «словника», в котором россыпь замечательных и убийственных в своей ироничности «записок на полях», здесь представлены портретные зарисовки выдающихся деятелей российской культуры XX века. Читать такую книгу – сплошное наслаждение.

В издательстве «Европа» вышла не менее интересная книга одного из наиболее известных современных философов Славоя Жижека «Устройство разрыва. Параллаксное видение». Прежде всего поясню, что означает слово «параллакс». В переводе с греческого – «изменение». «Видимое изменение положения предмета вследствие перемещения глаза наблюдателя» — так трактует этот термин словарь иностранных слов. Жижек пользуется этим термином как архимедовым рычагом для своего подхода, успешно применяемого к философии, психоанализу, политической теории, литературе и искусству. У Жижека непристойные анекдоты убедительно иллюстрируют спекулятивные положения философии Канта и Гегеля, Хайдеггер в пространстве одной главы прекрасно уживается с «Кубанскими казаками» и «Иваном Грозным», Вагнер и Шёнберг с Джонни Кэшем, Генри Джеймс с «Матрицей», а Лакан и Хичкок с Марксом и Кьеркегором.

Кино по-прежнему остаётся для общества одним из важнейших искусств, если не брать в расчёт телевидение. Тем самым постулат Ильича «о самом важнейшем» не утратил своей актуальности. Но с «параллаксной» точки зрения известного кинокритика Андрея Плахова большинство имен «режиссеров будущего» из списков, которые составлялись к столетию кинематографа, осталось в прошлом веке. Вместо них Плахов предлагает читателям книги «Режиссеры настоящего» такие имена: Педро Альмадовар, Вонг Кар Вай, Питер Гринуэй, братья Коэны, Фрэнсис Форд Коппола, Эмир Кустурица, Роман Поланский… В первом томе «Режиссёров настоящего» всего двенадцать имен. На очереди второй том, который обещает нам питерская «Амфора». Возможно, в нём Плахов расскажет о Вуди Алене. А пока с этим нью-йоркским интеллектуалом от кинематографа мы познакомимся через книгу «Вуди Аллен: Беседы со Стигом Бьоркманом», пополнившей серию «Арт-хаус», ставшую украшением издательства «Азбука-классика». Вуди Аллен — один из знаковых персонажей современного кинематографа. Его киноленты «Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить», «Манхэттен», «Пурпурная роза Каира», «Матч-пойнт», «Мечта Кассандры» и многие другие хорошо известны и российскому кинозрителю.

От кинематографистов перейдём к художникам. В полудокументальном повествовании «Кровоизлияние в МОСХ, или Хрущёв в Манеже» («НЛО») Юрий Герчук рассказывает о знаменитом визите Хрущёва в Манеж 1 декабря 1962 года. Гнев «царя Никиты», публично распинавшего «абстракцистов-пидарасов», имел, по мнению автора, роковые последствия. Этот визит ознаменовал конец так называемой оттепели. Автор этой книги совмещает в своем лице роль историка с ролью очевидца, современника описываемых событий. В новой книге парижского художника Валентина Воробьёва «Графоман» («НЛО») – пёстрая мозаика из истории русского неофициального искусства за полвека; интриг и тайн московской интеллигенции, переписки с брянской родней и героями «второго авангарда», ярких и точных портретов современников. Его мемуаристика достойна «мовизмов» Катаева и «курсивов» Берберовой.

Французский историк и литератор Жорж Монгредьен в монографии «Повседневная жизнь комедиантов во времена Мольера» воссоздает красочную панораму театральной жизни во Франции XVII века от первых фарсовых актеров Бургундского отеля до великих артистов классического театра. К истории великих парижских актеров Монгредьен добавляет еще более живописное повествование о жизни странствующих комедиантов, за которыми он следует по всей Франции и Европе.

Кроме книги Ж. Монгредьена, хотел бы также представить ещё одну новинку старейшего русского издательства «Молодая гвардия». В серии «ЖЗЛ» впервые без купюр и сокращений издана книга Марии Тибальди-Кьеза «Паганини». Личность Паганини, его биография — необыкновенны. Даже в ряду выдающихся музыкантов, какими богат XIX век, артист занимает исключительное место. Из новой книги мы сможем больше узнать о творчестве великого скрипача, его жизненных перипетиях и любовных приключениях гениального маэстро.

Книга Максима Кравчинского и Натальи Насоновой «Легенды и звёзды шансона от Вертинского до Шуфутинского» («Амфора») рассказывает о наиболее известных именах в таком поистине народном жанре, как русский шансон. На её страницах — основные вехи биографий, интересные подробности жизни звезд, а также интервью со многими современными «королевами» и «королями» шансона. По справедливому замечанию авторов: « эта книга – практически первая значимая попытка рассказать широкой аудитории как о тех людях, кто стоял у истоков «русского шансоньерства», так и о наших современниках, чьи песни мы с удовольствием поём, но зачастую не знаем, кто их авторы и как они выглядят».

Виктор ПРИТУЛА. 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: