slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Маркс и мы. К 200-летию со дня рождения

Когда 14 марта 1883 г., не дожив несколько недель до 65 лет, Карл Маркс умер, его близкий друг Фридрих Энгельс заметил: «Человечество стало ниже на одну голову, и при том на самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало». В речи на похоронах Маркса на Хайгейтском кладбище в Лондоне он же предрёк: «И имя его, и дело переживут века». В то время такие оценки могли показаться завышенными. Но случилось нечто большее. Через сто лет чуть ли не половина населения Земли исповедовала марксизм.

Мессия 2
История ХХ века по преимуществу определялась борьбой между сторонниками и противниками Маркса. Одни превозносили его, превращая в нового бога. Другие проклинали, нарекая посланцем дьявола. Плеханов, Ленин, Троцкий, Сталин, Мао Цзэдун и Кастро считали себя его продолжателями. И хотя крах социализма в СССР и других странах нанёс серьёзный удар по позициям Маркса в мире, его идеи и сейчас господствуют в полуторамиллиардном Китае, Вьетнаме, Кубе и Северной Корее.
Работы Маркса кардинально изменили главные общественные науки – историю и философию, экономическую теорию и социологию, а «Капитал» стал непревзойдённым образцом научного творчества. Маркс был также блистательным журналистом и публицистом, писавшим для многих журналов и газет; некоторые из них он редактировал. Вышедшее из-под его пера воззвание к народам «Манифест коммунистической партии» (созданное совместно с Энгельсом, когда им обоим не было и тридцати) переведено на сотню языков мира. Помимо Библии ни одно иное произведение не получило такой известности. Велика и общественно-политическая деятельность Маркса, исповедовавшего, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Он основал и долгое время направлял работу Первого Интернационала. После Иисуса Христа, пожалуй, никто не вызывал столь масштабного поклонения и в то же время не был так неправильно истолкован.
Что же нового внес Маркс в мировое знание? Кем был? Что в марксизме остается ценным, а что устарело? Отвергла ли его Россия полностью и навсегда?
 
Открытия
До Маркса считалось, что Идеи и Разум правят миром. Он же изменил взгляд на историю, дав ей материалистическое обоснование. В социальной жизни наиболее важна экономическая сфера, а связи, складывающиеся между людьми в производстве, определяют остальные. Двигателем развития человечества служит прогресс производительных сил. От уровня их развития зависят меняющиеся во времени производственные отношения, составляющие в совокупности экономический базис общества. Маркс открыл всеобщий закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. Вместе они образуют способ производства, который определяет надстройку общества, включающую политику, право, культуру, идеологию и соответствующие им учреждения.
Стержень истории человечества по Марксу представляют последовательно сменяющиеся общественно-экономические системы. Вслед за первобытно-общинным строем приходят рабовладельческая, феодальная и капиталистическая формации. Теперь это настолько общепризнанная истина, что имя Маркса как её первооткрывателя чаще всего вообще не упоминается.
На экономическом факультете МГУ, где в советское время я учился, курс капитализма преподавали знающие люди. Кафедру политической экономии долгие годы возглавлял мой отец, слывший в этой области корифеем. Те, кто слушал его блистательные лекции, всегда с теплом и благодарностью вспоминают Николая Александровича. Как-то юнцом я спросил отца: «Можешь в двух словах передать содержание «Капитала»? Последовал ответ: «Бей буржуев». Классовый характер этого произведения и в самом деле важный, хотя далеко не единственный аспект.
«Конечной целью моего сочинения, — пишет Маркс в его предисловии, — является открытие экономического закона движения современного общества», а оно «не твёрдый кристалл, а организм, способный к превращениям и находящийся в постоянном процессе превращения». Но как изучать социальный «организм»? «При анализе экономических форм, — поясняет ученый, — нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Методология Маркса включает в себя движение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному. «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является «огромным скоплением товаров», а отдельный товар – его элементарной формой. Наше исследование начинается поэтому анализом товара».
Маркс подвергает скрупулезному анализу «экономическую клеточку буржуазного общества» — товарную форму продукта труда, или форму стоимости товара. Труд в таких условиях весьма противоречив: с одной стороны, он конкретный, с другой – абстрактный. Сгустки абстрактного труда, заключённые в товаре, определяют количественные параметры обмена. Затем Маркс показывает, как обмен товаров привёл к рождению денег и как деньги при определенных общественных условиях превращаются в капитал – качественно новое их состояние – деньги, порождающие ещё большие деньги. А отсюда следует основной закон капитализма — теория прибавочной стоимости, раскрывающая сущность эксплуатации при капитализме.
В отличии от предыдущих эта форма эксплуатации скрыта под покровом товарно-денежных отношений. Вроде никто никого не принуждает и, продавая и покупая товары, все действуют на равных. Но это не так. На рынке есть особый товар – рабочая сила. Её стоимость определяется количеством благ, необходимых для существования работника, и меньше той, которую она может создать в процессе использования. И этот товар не может залёживаться. Его надо всё время продавать, так как жить без средств к существованию нельзя.
 
Капитализм должен умереть
Итак, капиталист оплачивает лишь часть труда рабочего, подчас не столь значительную. Наличие безработных позволяет предпринимательскому классу занижать зарплату и увеличивать собственную прибыль. Конкуренция капиталов между собой ведёт к их концентрации и централизации. Ожесточённая борьба за прибыль не знает границ. Маркс приводит часто цитируемые слова одного английского публициста о том, что при 100% прибыли капитал «попирает все человеческие законы», а при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». Как тут не вспомнить наши «лихие» 90-е с их беспределом.
Но капитализм роет себе могилу. «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности».
Многие мыслители прошлого мечтали о справедливости и гармоничном обществе, где все бы жили счастливо и в достатке. Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Александр Герцен, Николай Чернышевский предлагали те или иные проекты преобразований общества. Но их идеи оказывались утопическими, так как они не находили объективные и субъективные факторы достижения цели.
Маркс нашёл. Ещё в «Манифесте Коммунистической партии» содержится предупреждение: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма…Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией. Пролетариям нечего терять в ней, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир». Эти идеи пройдут через всю жизнь. Но развёрнутое обоснование социализма дано в его фундаментальных политэкономических работах, потребовавших не только гениального ума, но и титанического труда.
По мере обострения основного противоречия капитализма возникает и субъективная сила – организованный рабочий класс, способный привести в соответствие форму производства его характеру. Парламентская демократия позволяет развиться политическому сознанию пролетариата. Придя к власти демократическим путём, большинство народа должно сохранить её благодаря «диктатуре пролетариата», направленной на уничтожение прежнего репрессивного аппарата. Так открывается путь к обществу более высокого порядка, где «свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех». При этом сами революции – лишь повивальные бабки истории, облегчающие муки родов.
Маркс считал, что в странах, где нет ни демократии, ни развитого капитализма, как, например, в России, социалистическая революция отдельно по себе не имеет шансов на успех. В предисловии ко второму русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» (1882) сказано: «Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития».
 
Маленький тиран
Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире рейнской провинции тогдашней Пруссии. Хотя «Капитал именуют «библией рабочего класса», его автор произошёл из зажиточной семьи еврейских буржуа. Отец – председатель коллегии адвокатов Трира Генрих (Гершель) Маркс, в роду которого немало раввинов, владелец виноградников в Мозеле. Мать – голландская еврейка Генриетта Прессбург — также из семьи раввинов, хотя в ней встречались и торговцы. Её сестра – тетя К. Маркса — вышла замуж за Лиона Филипса – банкира и предка основателя одноимённой транснациональной корпорации.
Маркс был третьим ребёнком и первым сыном из восьмерых детей, преимущественно женского пола – правда, не все дожили до совершеннолетия. В детстве он слыл непревзойдённым рассказчиком и тираном по отношению к сёстрам, которых он заставлял сбегать с городского холма, сидя на них верхом, и есть слепленные им не всегда мытыми руками пирожки. Но они подчинялись — так хотелось послушать сочиняемые Карлом истории.
 
Сутки за хулиганство
Он отлично учился в гимназии, где проявлял незаурядные способности и стремление к знаниям в самых различных областях, запойно читал. В своём не по годам зрелом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» отмечал: «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком».
В 17 лет он по совету отца поступил на юридический факультет Боннского университета, где открыл для себя диалектика-идеалиста Гегеля, тогда безраздельно господствовавшего в немецкой философии. В свидетельстве об окончании первого курса вместе с похвалами академическим успехам, «отменную усидчивость и внимательность» отмечалось, что как-то он был «заключён на сутки под стражу за хулиганство и пьянство в ночное время». Узнав об этом, отец решил перевести его в Берлинский университет, где, как казалось, «было меньше внеаудиторных соблазнов».
 
Доктор философии
Летом 1836 г. во время летних каникул Карл обручился с дочерью барона Людвига фон Вестфалена по имени Женни – одной из наиболее богатых и красивых невест в Трире. Она была на четыре года старше него и знала его с пелёнок, так как их родители дружили. Через несколько лет они поженятся и проживут вместе до конца своих дней. Маркс всегда обсуждал с Женни свои идеи, прочитанные книги, рукописи. Она была его первой читательницей и единственным человеком, способным разбирать его корявый почерк.
В 23 года он становится доктором философии и направляется в Бонн, где в университете преподавал его старший друг Бруно Бауэр, хлопотавший и о месте для него. Но за участие в антиправительственной демонстрации того отстранили от дел и вместо университетской карьеры Маркс начинает сотрудничать с находящейся в Кёльне «Рейнской газетой». Здесь раскрылась его писательская ипостась. В письме о нём к другу хозяин газеты М. Гесс сообщает: «Доктор Маркс – так зовут моего кумира – ещё совсем молодой человек. Но именно он нанесёт последний удар средневековой религии и политике; глубочайшая философская серьёзность сочетается в нём с тончайшим остроумием; вообрази себе Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля соединёнными вместе в одном лице – я говорю соединёнными, а не смешанными, — и это будет доктор Маркс».
 
Диссидент
«Кумира» вскоре назначают главным редактором. Под его руководством газета добилась больших успехов, число её подписчиков утроилось, многие стремились туда писать, в том числе и Фридрих Энгельс — редкостный интеллектуал и сын фабриканта, с которым Маркс уже до этого пересекался в Берлине. Их знакомство вскоре переросло в прочную дружбу.
Работая над одной из статей по правовым проблемам, Маркс обнаружил, что его познания в политэкономии весьма поверхностны и решил восполнить их. Именно политэкономия станет основным поприщем приложения его сил, в ней он совершит переворот, ставший гранитным фундаментом нового революционного мировоззрения.
С прохладцей относящиеся к Марксу наши соотечественники отчасти объясняют свой скепсис тем, что он «не любил русских». Это не совсем так – ему не нравился монархический режим. В «Рейнской газете» от 4 января 1843 года Маркс назвал царскую Россию главной опорой европейских диктатур. Узнав о статье, Николай I немедленно потребовал у своего прусского союзника, чтобы тот получше «присматривал» за прессой. И король Фридрих Вильгельм IV тотчас же распорядился закрыть указанный печатный орган.
Оказавшись на вольных хлебах, Маркс не перестаёт активно выступать в различных изданиях, его взгляды становятся всё более радикальными. Он пишет: «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной силой… теория становится материальной силой, как только она овладевает массами». Вольнодумец становится для прусских властей головной болью. Почувствовав опасность ареста, диссидент осенью 1843 г. принимает решение переехать во Францию.
 
Изгнанник
В Париже он знакомится с социалистом Пьером-Жозефом Прудоном, лидером анархистов из России Михаилом Бакуниным, поэтом Генрихом Гейне, другими революционерами и мыслителями, стекавшимися туда со всего мира. Участвует в издании «Немецко-французского ежегодника», печатается в газете немецких эмигрантов «Форвертс».
Как и прежде, больше всего его занимает глобальная теория общества, а главным локомотивом истории представляется классовый конфликт. Он продолжает изобличать власти Пруссии. Это не остаётся безнаказанным – они обращаются к королю Франции Луи Филиппу с требованием выслать из страны неугомонного критика абсолютизма. Марксу приходится переселиться в Брюссель, куда вскоре перебирается и Энгельс.
Вскоре друзья присоединились к организованному немецкими эмигрантами тайному «Союзу коммунистов», для которого написали «Манифест коммунистической партии», впервые опубликованный весной 1848 г. В это время Европу охватила волна революций, и они сочли возможным вернуться в Париж, а затем и в Германию, где стали выпускать «Новую рейнскую газету». Но революции захлебнулись, и начались репрессии. В августе 1849 г. Маркс вынужден был переехать в Лондон. Там он проведёт весь остаток своей жизни и создаст свои главные экономические произведения.
 
Стоик
Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы. Маркс с семьёй существовал в основном за счёт финансовой поддержки Энгельса, небольших наследств от родственников, случайных заработков от написания статей в газеты, скудных гонораров за книги. В одном из писем с просьбой о денежной помощи Маркс пишет: «Жена больна. Дочь Женни больна. У меня нет денег ни на врача, ни на лекарства. В течение 8—10 дней семья питалась только хлебом и картофелем. Диета не слишком подходящая в условиях здешнего климата. Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника — все не оплачены». Как-то в условиях крайней нужды Маркс пытался продать что-то из семейного серебра, некогда принадлежащего аристократическому роду его жены, но выглядел при этом так, что полиция задержала его, заподозрив в воровстве. От болезней в раннем возрасте умерли трое их детей.
В 1850-х годах Маркс приступил к разработке своей экономической теории. Большую часть времени он проводил в библиотеке Британского музея, где осваивал огромный фактический материал. В 1864 году Маркс организовал «Международную рабочую ассоциацию», позднее переименованную в Первый Интернационал...
После выхода «Капитала» (1867) и Парижской коммуны (1871) имя Маркса становится всё более известным и авторитетным. «Капитал» переводился на разные языки. С Марксом в переписку вступали революционные деятели многих стран, в том числе Вера Засулич.
Большая часть написанного Марксом так и не была опубликована при его жизни. Второй и последующие тома «Капитала» изданы после его смерти благодаря Энгельсу, пережившему Маркса на 12 лет.
Судьбы оставшихся двух дочерей –
Лауры и Элеоноры – незавидны. Лаура вышла замуж за известного революционного деятеля Поля Лафарга. В 1911 году, когда ей было 66, а ему 69 лет, оба, решив, что дальнейшая жизнь обременительна, покончили жизнь самоубийством. В связи с семейной драмой отравила себя и Элеонора. Недоброжелатели говорят, что участь детей Маркса – кара «за его злые деяния», что, конечно, не так. У Маркса был ещё внебрачный сын от горничной Хелен Дельмут. Чтобы избежать разлада, Энгельс забрал ребёнка, сказав, что он его отец, и устроил в какой-то семье, которая воспитала его.
 
Триумф и канонизация
Имя Маркса получило широкую известность при жизни, но подлинный триумф к нему пришёл позже. К Энгельсу потянулись многочисленные его почитатели, в том числе и из России. Основоположником русского марксизма стал вынужденный эмигрировать в Европу Георгий Плеханов. Он перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» и некоторые другие работы Маркса и Энгельса.
Среди вызвавшихся помогать Энгельсу в работе над рукописями Маркса были немецкие социал-демократы Эдуард Бернштейн и Карл Каутский. Круг революционно настроенных марксистов непрестанно расширялся. Среди них начались трения и борьба. Одни упрекали других в искажении учения Маркса. Появились обвинительные ярлыки: «реформист», «ревизионист», «оппортунист», «ренегат», «догматик» и др. Ещё при жизни Маркс, узнав, как его интерпретируют представители французской рабочей партии, заявил: «Ясно одно, что сам я не марксист».
Особо острая борьба между сторонниками учения Маркса разгорелась в России. На II съезде РСДРП в 1903 году произошёл раскол на большевиков и меньшевиков. Маркс исходил из того, что социалистическая революция может произойти в наиболее развитых странах капитала, когда производительные силы достигнут чрезвычайно высокого уровня, и неоднократно выступал против «казарменного коммунизма», способного лишь повернуть вспять колесо истории. На это постоянно ссылались Плеханов и Мартов. Ленин же полагал, что вследствие неравномерного развития капитализма в эпоху империализма революция может иметь успех и в его наиболее слабом звене, каковым считал Россию.
Мировая война обострила ситуацию, что привело к падению монархии в Российской империи, а затем и к Октябрьской революции. Реализация социалистического проекта в «слабом звене» сопровождалась жестокостями и нарушением элементарных свобод, никак не вписывающихся в идейный арсенал Маркса. Последовавшее засилье партийно-государственной бюрократии прикрывалось знаменем марксизма и необходимостью защиты интересов рабочего класса и трудящихся от внешних и внутренних угроз.
Идеология в Советском Союзе разрослась и усиливалась. Марксизм представлялся в ленинской, а затем и в сталинской аранжировке. Антикапиталистическая направленность и классовый характер пронизывали научные труды и литературу. Цитаты из тиражировавшихся произведений Маркса превратились в скрижали...
После Второй мировой войны триумфальное шествие марксизма продолжилось в масштабах мировой социалистической системы. Он стал привлекателен и на периферии, где появились страны «социалистической ориентации». Да и капиталистический Запад, сделав уступки трудящемуся люду и впитав в себя ряд элементов планового хозяйства для смягчения кризисов, заметно социализировался.
На Востоке марксизм впервые получил прописку в Китае в 1949 г. Мао Цзэдун и после смерти Сталина (1953) оставался верен его жёстким методам. «Культурная революция» (1966–1976) не уступала гримасам советской власти 30-х годов. Но по карикатурности на марксизм вперёд вырвался Ким Ир Сен с его идеями чучхе в Северной Корее. А всех обошёл кровавый Пол Пот с красными кхмерами в Камбодже, тогда переименованной в «Демократическую Кампучию».
 
Кризис
Непродуманная попытка перестройки бюрократического режима привела в 90-х годах прошлого века к краху СССР и распаду мирового социализма. Вслед за огульным отрицанием всего советского прошлого был перечеркнут и марксизм. Под прикрытием деидеологизации взошла культура и пропаганда криминального и олигархического капитала. Марксистские дисциплины исчезли из школьных и вузовских программ, а на смену им пришли западные учебники. Многие из тех, кто вчера с пеной у рта исповедовали марксизм-ленинизм, внезапно «прозрели» и стали уверять, что они и прежде думали иначе. Поредели и ряды компартий за рубежом. Бывшие партийные бонзы стали утверждать, что корень зла лежит в порочности самих идей Маркса. На Западе же возвестили, что история заканчивается на капитализме.
Когда обнаружилось, что реставрировавшие капитализм страны ничего не выиграли, а кризисы на Западе обрели глобальный и особо разрушительный характер, Маркс вновь вызвал к себе повышенное внимание.
Основные идеи Маркса не могут изжить себя и тем более умереть. Они вечны, как и открытия Архимеда, Коперника, Галилея или Джордано Бруно. Под флагами марксизма продолжают править лидеры Китая, Вьетнама, Кубы и КНДР. В ходе недавних выборов в президенты РФ среди кандидатов было трое коммунистов или тех, кто тесно связан с ними. Словом, марксизм не угасает, хотя, безусловно, требует развития.
 
Что устарело?
Мимо Маркса не могут пройти ведущие идеологи Запада. В середине прошлого века знаменитый австро-американский экономист Йозеф Шумпетер признал: «В своём диагнозе Маркс ошибался относительно того, каким способом произойдёт крушение капиталистического общества; но он был прав, предсказывая, что со временем оно состоится». Другой великий американский мыслитель Джон Кеннет Гэлбрейт не раз повторял, что «социализм навязывается обстоятельствами», а в совместной книге-диалоге с выдающимся русским экономистом С.М. Меньшиковым заявил: «Откровенно говоря, я считаю Маркса слишком крупной фигурой, чтобы целиком отдавать её вам, социалистам и коммунистам».
Но значит ли это, что в теориях Маркса ничего не устарело или не требует пересмотра? Нет, конечно.
При Марксе в развитых странах Запада доминировал капитализм свободной конкуренции. На рубеже ХIХ и ХХ веков он превратился в монополистический капитализм, внешним выражением чего стал империализм – эпоха войн и передела мира. Маркс подмечал: «Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину его собственного будущего». Теперь же дело изменилось. Использовавшие на ранних этапах протекционизм, страны-лидеры запрещают практиковать его другим, тормозя их развитие. Страны Латинской Америки никогда не станут такими же развитыми, как североамериканские, так как северяне этого не допустят. По выражению южнокорейского экономиста Чхан Ха Джуна, они «отбрасывают лестницу», по которой сами забрались наверх, — и таким образом блокируют развитие большинства стран.
Время показало, что практическое претворение в жизнь идеи «диктатуры пролетариата» чревато диктатурой отдельных личностей, попранием демократии и тоталитаризмом. Кроме того, со временем наиболее передовой и многочисленной прослойкой общества становится не пролетариат, а интеллигенция. Развивающиеся производительные силы всё больше нуждаются в интеллектуальном труде. Мировая практика показывает возможность мирной эволюции капитализма в направлении смешанного общества с развитой системой социальной защиты.
Просматривается утопичность представления Маркса о коммунизме как полном антиподе капитализма. У Гегеля, которым Маркс так увлекался в молодости, сказано: «Не голое отрицание, не скептическое отрицание…характерно и существенно в диалектике, которая, несомненно, содержит в себе элементы отрицания и притом, как важнейший свой элемент, — нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного». Из этого неизбежно вытекает, что при строительстве нового общества не следует отбрасывать все положительное, что было создано прежде, в том числе при капитализме. Однако эта идея не была унаследована Марксом, прокламировавшим антикапиталистический характер следующей общественной формации и возвеличивавшим классовую борьбу. А отсюда следовал сомнительный девиз о «разрушении до основания» прежнего общества и построении «нового мира» с нуля.
 
Дух и пепел
Современные марксисты периодически собираются на международных конференциях, обмениваются мнениями и информацией о текущих событиях. Но этого мало. Маркс говорил, что он заложил лишь краеугольные камни научного знания, которое надо развивать в разных направлениях. А вот этого-то как раз и недостаёт. Если практика – критерий истины, то разве не ею надо руководствоваться в первую очередь? И чему надо поклоняться — пеплу или духу учителя? И разве достойные последователи какого-либо учения не обязаны пересматривать устаревшие и не соответствующие фактам жизни прежние взгляды?
Главный плацдарм марксизма теперь переместился на Восток. В Китае он остаётся официальной идеологией правящей КПК. Нынешнее общественное устройство страны характеризуется «социализмом с китайской спецификой». Но так ли безупречна эта формулировка?
В Китае несомненно нашли социальную модель, способствующую наиболее быстрому развитию производительных сил и отвечающую коренным интересам подавляющего большинства её народа. Если это и есть социализм, то определение верное. Но всё дело в том, что в традиционном понимании в КНР ныне присутствует плодотворный симбиоз социализма с капитализмом, давно уже называемый в общественной науке конвергенцией. В таком интегральном обществе дело не может обходиться без серьёзных противоречий, ибо под одной крышей одновременно действуют разные законы и регуляторы: плановые и рыночные, социалистические и капиталистические. И называть эту комбинацию социализмом (пусть даже с китайской спецификой) не совсем верно. С тактической и политической точек зрения такую позицию можно понять. Но теоретически она уязвима.
С прежних позиций такое общество не может быть долговечным, так как в нём заложены непримиримые противоречия. Но практика показывает, что это возможно. Именно такой умело поддерживаемый баланс приводит в Китае к оптимальным результатам.
 
Интегральное общество
Непреложные факты указывают на необходимость сочетания социализма и капитализма, принципов планового и рыночного хозяйствования. Умелая их комбинация приводит к решению четырёх наиболее важных задач развития общества: высоким темпам экономического роста, социальной справедливости, развитию личности или человеческого потенциала, повышению духовной свободы граждан.
Тезис о «вечности» или «естественности» капитализма столь же далёк от действительности, сколь мнение об «искусственности» или рукотворности социализма. Обладая рядом неоспоримых преимуществ, обе системы вполне «объективны» и имеют место в истории человечества не случайно. Однако обе они внутренне противоречивы, неустойчивы и требуют взаимодействия.
Этот вывод особенно важен для нашей страны, оказавшейся в итоге ошибочно проведённых реформ в системе координат бюрократическо-олигархического капитализма. Именно интегральное общество должно служить ориентиром для смены социального развития и оптимальной экономической политики. Оно приходит на смену и капитализма, и чисто социалистической практике. Такая коррекция формационного подхода Маркса важна и для выработки новой идеологии нашего государства.
В человеческой природе социальные начала сосуществуют с эгоизмом. Адам Смит полагал, что с его помощью и «невидимой руки» рынка в качестве регулятора общество движется к идеальному состоянию. Маркс сделал акцент на другую сторону — социальную справедливость и поставил во главу угла классовый аспект. История показывает, что необходимо находить баланс и компромисс между двумя противоречивыми, но реальными сторонами природы человека.
 
Человек тысячелетия
По данным опроса общественного мнения, проведённого Би-би-си через Интернет в конце 1999 г., Маркс признан величайшим мыслителем минувшего тысячелетия. Он опередил Альберта Эйнштейна с теорией относительности, Исаака Ньютона с законом всемирного тяготения, Чарльза Дарвина с его идеями о происхождении видов и человека. По этим же опросам Леонардо да Винчи – величайший художник тысячелетия, а Уильям Шекспир – писатель.
Изучающая учебную литературу и программы ведущих вузов в мире исследовательская организация при Колумбийском университете в Нью-Йорке Open Syllabus Project установила, что работы Маркса занимают третье место в университетах Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. При этом среди американских и других социологов Запада он, как правило, котируется выше всех, а по цитированию также занимает первое место. Как пишет английская «Гардиан»: «Невероятный факт нашего времени с его экономическими катастрофами – возрождение интереса к Марксу и марксистскому учению. Объем продаж шедевра политэкономии. Маркса «Капитал» постоянно увеличивается…, как и «Манифеста Коммунистической партии» и «К критике политической экономии»… Возрождение интереса к марксизму, особенно – среди молодых людей, вызвано тем, что он даёт инструменты для анализа капитализма, и особенно – капиталистических кризисов».
У нас же былое обожествление Маркса с известных пор сменилось преданием его анафеме. Имя Маркса полностью исчезло из учебных программ вузов и университетов, а идеи замалчиваются. Доморощенные либералы и стоящие за ними столпы капитала сделали всё возможное для этого. Но не пора ли наконец и нам вернуть «человека тысячелетия» на положенное ему место?
 
Георгий ЦАГОЛОВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: