slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Макбет» Шекспира в Театре на Малой Бронной

Вот уж чем нынче зрители избалованы, так это спектаклями по драматургии Шекспира: тут тебе опера и балет, драматический театр, кино и телевидение… Но всегда чего-то не хватает. Поскольку всё, что создано великим драматургом — и «Гамлет», и «Много шума из ничего», и «Отелло», и «Лир», и «Ромео…» — буквально всё просится на сцену. На «Макбета» ныне «покусились» сразу три театра: оперный — Станиславского и Немировича-Данченко (партитура Джузеппе Верди) и два драматических – «на Малой Бронной» и «имени М.Н. Ермоловой». Расскажу о Бронной.
Начну с простейшей истины: ставить эту трагедию можно только с очень хорошими актерами и блестящим исполнителем заглавной партии. Такой актер на Бронной есть. Правда, знают его зрители скорее в ипостаси очаровательного лирика. А вот теперь его герой в первых сценах предстаёт как торжествующий красавец-воин, возвращающийся домой после удачного похода против норвежцев: огнем сверкают его глаза, кажется, что поёт всё его существо… Рядом с героем — его ближайший друг Банко. Нас переносит аж в XI век, потому что и Макбет, и Банко – лица исторические. Макбет, захватив королевскую власть в Шотландии, правил семнадцать лет — срок солидный…
Когда обращаешься к спектаклю Антона Яковлева, то невольно порой складывается ощущение, будто действие выстроено в присутствии классического греческого хора. Основные участники спектакля стоят как-то полукругом и разговаривают друг с другом — и Макбетом, и залом — лицом к лицу. Так достигается особенная приближенность, особенный контакт. Это не значит, что «хор» статичен. Он движется, герои общаются: спорят, доказывают, негодуют — всё человеческое им не чуждо. Должна признаться, что порой мне недоставало более тесного узнавания, «внедрения» в тот или иной персонаж. Однако в итоге всё складывается весьма убедительно, хотя и не столь отчаянно эмоционально, как у Даниила Страхова, играющего Макбета. Безусловно, запоминается преданный друг Банко (Александр Голубков), Макдуф (Илья Антоненко), Дункан (Владимир Яворский). Диалоги каждого из «хора» властно занимают зрителя, и так «подогревают» Макбета, что ещё сильнее проникаешься силой его отчаяния.
Понятно, что Макбет одержим отчаянной жаждой власти. А его умная, но не всегда дальновидная жена — та самая леди Макбет, которой давно всех пугают, — здесь, у Яковлева, амбициозна, но не истерична, как часто бывает на сцене. Она подстрекает мужа на убийство короля Дункана и семьи Макдуфа, но потом не меньше его мучается приступами совести. В момент отчаяния, в попытке самооправдания леди Макбет произносит знаменитый монолог о кошмарах и невозможности отмыть руки от крови. Настасья Самбурская великолепна в этой сложнейшей роли.
Сам же Макбет становится пленником собственной вины и даже не уверен, что хочет дальше жить. Он взвинчен до крайности, мечется, а когда теряет покончившую с собой жену, остается один на один с больной совестью и с ужасом ждет свершения судьбы, предсказанной ему тремя ведьмами по дороге триумфатора домой. Слова ведьм не прошли и мимо Банко, но ему судьбой уготовано стать родоначальником королевской династии. А в доле Макбета сработал парадокс судьбы, когда из Бирнамского леса ему навстречу вышли жители его страны во главе с сыновьями Дункана, чтобы отомстить (Малькольм – Олег Кузнецов). Макбет совершенно одинок. Как заметил один из исследователей творчества Шекспира, он «не может разрушить созданное им самим же заточение» и «внутреннее ощущение одиночества постепенно становится все более тягостным».
Я видела немало сценических и экранных работ Даниила Страхова. Они все хороши. Но его новая роль, его бесконечно страдающий виной преступный Макбет – это, бесспорно, одно из высочайших его достижений. Тут в ход пущены все грани дарования талантливого актера, и порой — хочешь ты этого или нет — даже испытываешь к Макбету нечто вроде симпатии…
Говорят, что «Макбет» — самая фантастическая, самая колдовская пьеса драматурга. Так, постановщики оперы Верди просто в счастье купаются, показывая ведьм. У них ведьмы в пьесе занимают явно больше места, чем у Шекспира. А Антон Яковлев показывает их виртуозно, без привычных смакований и длиннот. И вообще, всё (или почти всё) в этом «Макбете» — без намеренных излишеств. Хотя позволю себе повторить, что не все основные персонажи полностью удались. Но удалось многое: и «суровый» климат спектакля (сценография Николая Симонова), и полусовременные, полувоенные костюмы (художник по костюмам Мария Данилова), и драматичный свет (художник по свету Антон Стихин), и выразительное лапидарное музыкальное решение (тоже работа А. Яковлева). Очень сильный получился спектакль. Пожалуй, один из самых впечатляющих, какие мне довелось видеть.

Наталья ЛАГИНА.
Фото В. КУДРЯВЦЕВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: