Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
01.10.2010
«Я — законный сын России...»
Поэзия Сергея Есенина — неотъемлемая часть русской культуры и русского национального самосознания. Его творчество пронизано любовью к России. Он принадлежит к тем художникам, произведениям которых свойственна великая простота. Его поэзия — это «поэзия резонанса»: ведь сердце поэта бьётся в унисон с нашим, мы выражаем свои чувства его поэтическим языком, настраиваем своё мировосприятие по камертону его образов.
Родился Есенин на Рязанщи-не, в привольно раскинув-шемся среди широких полей на крутом берегу Оки селе Константинове. Совсем молодым поэт покинул рязанскую деревню, жил и в Москве, и в Петербурге, и за границей, приезжая в родные места лишь время от времени, как только позволяли дела. Однако память детства («родился я с песнями в травном одеяле») питала его на протяжении всего творческого пути.
Русская природа, народное творчество, великая русская литература — вот истинные источники его поэзии. В разлуке с родной землёй и родились проникновенные строки его лирики, завораживающие нас волшебством красок и интонационным рисунком.
В творчестве Есенина воплощены именно народные представления о добре и красоте. В его стихах поэзия сопутствует человеку во всём — в нелёгком крестьянском труде и в весёлых деревенских празднествах. Да и сама русская природа — средоточие красоты, из которой Есенин черпал вдохновение. И трудно назвать другого поэта, чьё поэтическое восприятие так зримо, звучно и многоцветно, так непосредственно и глубоко связано с миром родной природы, где всё гармонично и согласованно:
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Такая яркая образность может быть рождена только глубоким и истинным чувством. Есенин искал и находил неожиданные образы, его удивительные сравнения и метафоры приходили, как правило, из обыденной крестьянской жизни: «вечер морозный, как волк, темно-бур», «по равнине льётся березовое молоко», «рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари» и т. д.
Образ никогда не был для него самоцелью. Размышляя о поэтах, которые грешили формотворчеством, он точно обозначил источник их заблуждений: «У собратьев моих нет чувства родины во всём широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно всё».
Есенин был наделён, как отмечали едва ли не все писавшие о нём, исключительной, феноменальной впечатлительностью. Порой его поэтические откровения, точность видения представляются чудом. Не случайно М. Горький в своём очерке о Есенине подчеркнул: «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».
Да, природный дар поэта огромен. Но за каждым его поэтическим озарением стояла серьёзная литературная работа. Есенин пришел в город не наивным «природным человеком». Он хорошо знал русскую классическую литературу, интерес к которой проявился еще в период учебы в Спас-Клепиковской учительской школе. И позже в Москве на занятиях в народном университете им. А.Л. Шанявского он продолжил её углубленное изучение. Свою поэтическую родословную Есенин вёл от А.В. Кольцова. Особенно поэт любил творчество Н.В. Гоголя. И так же, как автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Есенин не просто органически чувствовал и помнил услышанные в детстве сказки, песни, частушки, но и вдумчиво изучал устное народное творчество. Поэт учился у народа, в фольклоре видел «узловые завязи» образного выражения мира.
Уже в первых юношеских стихах, появившихся в печати в январе 1914 года, Есенин — незаурядный поэт: так богато и свежо его поэтическое чувство, так точно и выразительно образное видение! Но его вхождение в большую русскую литературу началось, пожалуй, 9 марта 1915 года, после знаменательной встречи с А.А. Блоком. Впоследствии Есенин обозначил круг своих интересов и творческих истоков следующим образом: «Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили лиричности». Блок мгновенно почувствовал самобытный звонкий дар «молодого рязанского парня» и говорил с ним, как с собратом по перу. Словно предвидя трагическую судьбу молодого поэта, он сказал: «Думаю, что путь вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее». Поддержка Блока — быть может, самое необходимое для Есенина в тот момент, благодаря ей он обретает уверенность в собственных силах.
Читатели петроградских журналов, в которых одно за другим стали появляться стихотворения Есенина, были буквально ошеломлены их искренностью. До революции вышла всего одна книга поэта — «Радуница» (1916), но известность его была огромной. Отдавая себя целиком на читательский суд, делясь сокровенными чувствами, он с полным основанием мог написать впоследствии: «Что касается остальных биографических сведений, — они в моих стихах».
Мечтая о лучшей судьбе для своей страны, о «крестьянском рае», Есенин с особой надеждой встречает сначала Февральскую революцию, а потом и Октябрьскую. В автобиографии он писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». И даже едва не пострадал за участие в эсеровских изданиях. Есенин стал наиболее ярким представителем и одним из теоретиков имажинизма — литературного течения, отстаивавшего, в противовес футуризму, образность и «органическую фигуральность» языка, опиравшиеся на национальную стихию и фольклор. Он был певцом «Руси уходящей» и «Руси Советской», верил в будущее обновленной России. Однако далеко не всем его мечтам суждено было сбыться. Действительность была куда более жестокой, чем думалось ранее. И поиск места в новой действительности оказался для него очень сложным. То новое, что с такой художественной силой воплотилось в творчестве поэта, с трудом утверждалось в его собственной судьбе:
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Сложно складывалась и личная жизнь. Всегда окруженный поклонниками и друзьями, Есенин, в сущности, одинок: «Ни в чьих глазах не нахожу приют», в то время как он нуждается порой просто в «дружьей улыбке». Цикл «Москва кабацкая» полон горечи, разочарования и боли от утраты былой душевной цельности.
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
В поисках избавления от «мрачных сил, терзающих и губящих», поэт обращается к родной природе, к дорогим ему людям — матери, сестре, любимым женщинам, друзьям. В есенинских посланиях открываются новые возможности эпистолярного стихотворного жанра, традиционного в русской литературе. Эта поэтическая форма доверительного обращения наполняется особой лирической исповедальностью и патриотическим звучанием:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату
и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
Последние два года жизни, быть может, наиболее значительны по тому, что было им создано. Именно в это время его творчество обретает пушкинскую простоту, ясность и лаконизм. В автобиографии 1925 года Есенин признал: «В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину». Напряженная работа над поэмами «Пугачёв» и «Чёрный человек», которые перекликаются с пушкинскими «Моцартом и Сальери» и «Историей Пугачева», — яркое тому подтверждение.
Многогранно творчество Сергея Есенина в его развитии: от первых лирических строк, навеянных красотой малой Родины, от ранних романтических поэм, самобытной повести «Яр» и яркой публицистики последних лет до «Анны Снегиной» и «Страны Негодяев» и последних стихов, написанных в прямом смысле кровью:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей...
Сегодня поэзию Есенина знают и любят все, кому дорога Идея России. Он занял своё, особое место в плеяде русских поэтов, которые, времени вопреки, остаются нашими современниками, чьи стихи волнуют души и сердца. И это — навсегда.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий