slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Воспитательница ума и сердца»

Продолжить представление книг серии «Полное собрание в одном томе» и «Полное издание в одном томе», которую придумали в издательстве «АЛЬФА-КНИГА», хочу с «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, которую по праву можно назвать «Библией русской истории». Первым историком и последним летописцем назвал Николая Михайловича Карамзина Александр Сергеевич Пушкин. 

  В конце октября 1803 года происходит событие, коренным образом изменившее жизнь Карамзина: указом Александра I, вступившего на престол в 1801 году, Николай Михайлович получает должность историографа. Ему устанавливается ежегодная пенсия в три тысячи рублей, что равносильно профессорскому жалованью. Перед Карамзиным открываются все архивохранилища и библиотеки. Николай Михайлович прекращает литературную деятельность и удаляется в Остафьево — подмосковное имение князя Вяземского, на дочери которого, юной Екатерине Андреевне, он был женат вторым браком. Именно там, в скромно обставленном кабинете, начинает Карамзин свой подвиг учёного — проводит год за годом, создавая знаменитую «Историю государства Российского».
  Общественный резонанс, связанный с выпуском в свет труда Карамзина, был велик. «Все, даже светские женщины, — писал по этому поводу А.С. Пушкин, — бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную... Древняя Русь, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом».
  Хочу также предложить вниманию любителей истории несколько других знаменитых исторических трудов, некоторые из которых до появления в серии «Полное издание в одном томе» оставались книжными раритетами. В первую очередь это касается не издававшегося с начала прошлого века монументального труда выдающегося русского библеиста, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии Александра Павловича Лопухина «Библейская история Ветхого и Нового Заветов». В своё время в России эти книги выдержали 20 переизданий, а затем на долгие годы были преданы забвению. А.П. Лопухин страстно желал, чтобы его труд нашёл доступ в среду учащегося юношества. Он справедливо считал, что «Библейская история может стать неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания (…). Всякая история есть воспитательница ума и сердца и учительница мудрости, но Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что предмет её – центральные пункты духовной жизни человечества…». Очень хотелось бы надеяться, что это уникальное, замечательно иллюстрированное издание попадёт в наши школьные библиотеки, где наряду с другими книгами станет незаменимым пособием в изучении православия. Что же касается широкого круга читателей, среди которых очень немногие имеют «Толковую Библию с комментариями Ветхого и Нового Заветов», то знаменитый труд А.П. Лопухина станет подлинной жемчужиной на исторической полке вашей этажерики. Рядом с этой книгой можно поставить труды знаменитого античного историка Иосифа Флавия. В этот том «Полного собрания сочинений» вошли широко известные книги «Иудейские древности» и «Иудейская война» и менее известное читателям сочинение «Против Апиона. О древности иудейского народа». В «Иудейских древностях» Иосиф Флавий частично излагает историю евреев параллельно повествованию Ветхого Завета, но уже с 7-й главы XI книги он продолжает прервавшийся на царствовании Кира библейский рассказ, выступая как историк античности. А вот «Иудейская война» написана им с позиций участника войны римлян с евреями. Ведь Иосиф Флавий был военачальником в Галилее во времена восстания иудеев против римской власти. Осознав бесполезность сопротивления римскому могуществу, Иосиф убеждал соотечественников покориться римлянам. После падения Иерусалима отношения Иосифа Флавия с евреями были крайне напряженными: ненавидя Иосифа Флавия за предательство во время восстания, евреи пользовались всяким удобным случаем, чтобы навредить ему и подорвать его положение при дворе. Историческое сочинение «Иудейская война» (полное название «История Иудейской войны против римлян») было написано в двух версиях — арамейской и греческой; арамейский вариант сочинения не сохранился. Во введении к своему сочинению Иосиф Флавий заявляет, что он беспристрастно описал войну евреев против римлян. В своих трудах Иосиф Флавий стремился следовать историографической концепции Полибия, согласно которой исторический труд должен иметь строго фактологический характер.
  Имя Фердинанда Грегоровиуса известно любителям истории куда меньше, чем имя другого немецкого историка Теодора Моммзена, удостоенного за свой монументальный труд «История Рима» Нобелевский премии по литературе за 1902 год. А между тем исторические работы Грегоровиуса «История города Рима в Средние века» и «История города Афин в Средние века» заслуживают всяческого внимания, поскольку продолжают прерванную хронистами летопись величайших столиц античной цивилизации. И вот теперь в серии «Полное издание в одном томе» впервые с начала прошлого века переизданы фундаментальные «История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия)» в 12 книгах и «История города Афин в Средние века (от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания)». Эти исторические труды уже давно стали библиографической редкостью. Но, согласитесь, не всякий раз у нас появляется возможность проводить по несколько часов в читальных залах исторической библиотеки, чтобы знакомиться с этими работами. Теперь не только у преподавателей и студентов исторических факультетов, но и у всех любителей истории есть шанс для неспешного прочтения этих исторических исследований.
  «Истории города Рима» Фердинанда Грегоровиуса принадлежит одно из первых мест среди произведений той школы немецких историков, которые занимались изучением предмета как некой системы взаимодействия идей, нравов, политики, литературы и искусства. Обладая живым слогом, Грегоровиус написал историю «вечного города» как литературное произведение с захватывающим сюжетом, в котором сумел соединить самые разные сведения о Риме от топографии и архитектурного облика до итальянской литературы, искусства и быта римского народа.
  Замечательная по своей полноте книга Грегоровиуса «История города Афин в Средние века» охватывает период от VI века до XVII века. Писать эту книгу историк начал в 65 лет, хотя по его признанию, «вот уже несколько лет активно работал над ней, и в общем и целом она уже практически написана». С вершины Акрополя, писал византинист Карл Круммбахер, мы наблюдаем за многовековыми распрями между персами и арабами, славянами и норманнами и, наконец, за упорной борьбой Запада и Востока. Только на подобном величественном фоне можно по достоинству оценить историю Афин в Средние века. Благодаря ей Грегоровиус стал достойным коллегой двум классическим хронистам византийской эпохи – Гиббону и Финлею.
  Думаю, что все пять томов исторических сочинений займут достойное место на вашей этажерке.
  В ближайших обзорах мы продолжим знакомство с другими книгами серии «Полное собрание в одном томе» и «Полное издание в одном томе».

Виктор ПРИТУЛА

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: