slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Рубежи истории — рубежи России»

XVI Всемирный Русский Народный Собор
1—2 октября 2012 года в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя работал XVI Всемирный Русский Народный Собор «Рубежи истории — рубежи России». Церемонию открытия и первое планарное заседание возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Среди участников Собора — иерархи и духовенство Русской Православной Церкви, представители традиционных религий — ислама, буддизма, иудаизма. В мероприятиях Всемирного Русского Народного Собора принимают участие руководители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представители научного и бизнес-сообщества, военнослужащие, сотрудники силовых структур, казаки, преподаватели и студенты государственных образовательных учреждений.

После пения молитвы «Царю Небесный» заместитель главы ВРНС В.Н. Ганичев произнес вступительное слово и объявил XVI Всемирный Русский народный собор открытым. Прозвучал государственный гимн Российской Федерации.
К собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Сергей Борисович! Уважаемый президиум! Участники XVI Всемирного Русского Народного Собора!
Тема нынешнего Собора — «Рубежи истории — рубежи России». Я хотел бы вместе с вами поразмышлять над этими словами. Смысл первой части фразы понятен: речь идет о памятных датах, которые мы отмечаем в нынешнем году. Гораздо сложнее и глубже, однако, значение второй части, где говорится о рубежах России. Какие рубежи мы имеем в виду? Идет ли речь о чем-то исключительно материальном, осязаемом, вещественном? Или о чем-то большем? О ценностях, идеалах и смыслах, о том, что нельзя измерить в квадратных километрах и в рублях?
Для нас, собравшихся в этом зале, очевидно, что рубежи России — это не только ее географические границы. Вне всякого сомнения, понятие рубежей наполнено духовным смыслом. Оно включает в себя прежде всего нравственные границы, нравственные пределы, за которые мы не можем и не должны отступать.
Вспомним слова, произнесенные в суровые дни 1941 года, когда смертельный враг стоял у ворот столицы: «Отступать некуда, позади Москва!» Но не раз и не два в русской истории возникали моменты, когда полчища противника не бряцали оружием и по карте не пролегала линия фронта, однако нашим предкам приходилось произносить такие же священные слова: «Отступать некуда, за нами — наша страна, православные святыни, сердце нашей цивилизации». Наверное, именно такой ответственностью вдохновлялись в свое время патриархи Гермоген, Тихон и Сергий, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святые новомученики и исповедники нашей Церкви.
Сегодня, когда на смену физическим сражениям пришли информационные войны, когда на первое место выдвигается борьба за души людей, мы не должны забывать о существовании священных рубежей, за которые нельзя отступать, тех рубежей Отечества, на защите которых мы должны стоять так же непоколебимо, как стояли наши прадеды на Непрядве, под Бородино или в Сталинграде.
В этом году Россия отмечает три знаменательных юбилея. Это, во-первых, 400 лет изгнания интервентов и окончания Смуты — события, к которому отныне приурочено празднование Дня народного единства. Во-вторых, ровно два столетия назад было разгромлено нашествие дванадесяти языков во главе с Наполеоном Бонапартом, И, наконец, в грядущем ноябре исполняется 70 лет наступления под Сталинградом, которое стало поворотным событием в Великой Отечественной войне и в целом во Второй мировой войне.
Все эти эпохальные события — как в 1612-м, так и в 1812-м и в 1942 году, — связаны с самыми драматическими страницами взаимоотношений России и Западной Европы. То были не просто столкновения двух армий. Всякий раз на полях сражений происходило не только сопоставление мощи вооруженных сил, но противоборство идеалов, в которых люди видят смысл жизни и ради которых они готовы идти на смерть.
История отношений России и Запада сложна и противоречива, ее невозможно втиснуть в прокрустово ложе примитивных схем, описать в одном тоне, в одной смысловой гамме. Если мы вслед за Николаем Данилевским, Арнольдом Тойнби, Сэмюэлом Хантингтоном признаем, что человечество представляет собой совокупность нескольких культурно-исторических типов, нескольких цивилизационных проектов, то Россию и Запад, безусловно, надо считать самыми близкими цивилизациями на Земле.
Собственно говоря, изначально это была, хотя культурно и многоликая, но по сути единая христианская цивилизация, мировоззренческие и этические основы которой сформировались под влиянием неразделенной Церкви.
Рим и вошедшие в орбиту его культурного влияния народы, Византия и христианизированный через миссионерский подвиг Кирилла и Мефодия славянский мир, были объединены единой купелью Христова Крещения. Западная и восточная части христианского мира находились в состоянии диалога и взаимного культурного обогащения. Конечно, отношения между Римом и Византией были далеко не идиллическими, но при всех сложностях и Восток, включая Киевскую Русь, и славянский мир, и Запад являли собой единую христианскую европейскую цивилизацию, объединявшую три культурных потока: греческий, латинский и славянский.
Разделение Церквей и последовавшие затем крестовые походы на Восток, как и орденские нашествия на северо-запад Руси, привели к расколу европейской цивилизации.
Впоследствии нашим предкам пришлось не раз противостоять экспансии, защищая свое национальное бытие, свою культуру и духовную идентичность. Надо признать, что на протяжении последних пяти веков мало кто из народов выдержал натиск такой силы, который выдержали мы. И опасность этих агрессий была в том, что не только наши земли и богатство нужны были нашим завоевателям, — им нужны были наши души. То были попытки силой переформатировать духовную и культурную основу народной жизни. Русские люди смогли остановить армии завоевателей, идущих покорять не только нас, но и мир, устоять перед экспансией. И в этом — зримое свидетельство глубины и прочности наших духовных ценностей, свидетельство провиденциального значения нашего мировоззренческого выбора, сделанного еще в 988 году и определившего дальнейший путь развития всей исторической Руси.
Самые важные смыслы русской культуры, самые яркие черты русского характера неразрывно связаны с православным христианством, сохранившим в чистоте учение Древней Церкви. Неслучайно даже зарубежные теоретики цивилизационного учения, рассуждая о России как об особом культурно-историческом явлении, говорят о нашей цивилизации как о православной.
Все три вызова, брошенных нам в 1612-м, 1812-м и в 1942 году, имели не только общие черты, но и свои характерные особенности.
Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов или дать ассимилировать Русскую Православную Церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов — они защищали судьбу Вселенского Православия.
В годину наполеоновского нашествия на первое место выдвинулась проблема защиты русской культуры, культурной идентичности — на фоне глобального натиска франкоцентризма, французского языка и культурных стандартов. Неслучайно именно после победы над Наполеоном и освобождения от наложенных в XVIII веке на нашу элиту духовных оков произошел бурный расцвет русской культуры, русской философской мысли, наступил «золотой век» Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Хомякова, Киреевского. Творцам русской культуры была необходима эта победа, чтобы отойти от подражания образцам Парижа и Версаля и обрести веру в силу собственного народа. Кроме того, упразднив геополитический проект Бонапарта, Россия создала благоприятные условия для национально-культурного разнообразия самой Западной Европы.
Наконец, самым страшным испытанием для России стало гитлеровское нашествие. Под угрозой оказалось само физическое существование нашего народа. Но было бы абсолютно неверно представлять Великую Отечественную войну как исключительно войну за выживание. На ее полях решался принципиальный вопрос человеческого бытия, вопрос о справедливости: равны ли люди Земли в своем достоинстве или же они делятся на высшие и низшие расы? Иными словами: можем ли мы, члены огромной человеческой семьи, по-христиански обращаться друг к другу со словами «Братья и сестры!» либо мы навеки разделены непреодолимыми генетическими и культурными барьерами? Глубоко символично, что обнародованный руководством нашей страны призыв на борьбу с гитлеровским захватчиками начинался словами «Братья и сестры!» и был адресован всем соотечественникам, независимо от их национального происхождения, вероисповедания и политических взглядов.
Это был призыв к общенациональной солидарности, это было обретение понимания ее значения как одной из базисных ценностей, без которых общество обречено на распад и уничтожение.
В минувшем году на Всемирном русском народном соборе мы определили солидарность как силу, связывающую народ, обеспечивающую единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность. Обращение к этой силе помогло нашим предкам не только в дни Великой Отечественной войны — оно сыграло решающую роль и в победе над Наполеоном, и в преодолении Смуты. В те дни представители элит — будь то кичливый боярин, усвоивший латынь, или дворянин, большую часть времени изъяснявшийся по-французски, или партийный руководитель, проповедующий доктрины марксизма, — осознали, что без обращения к народу, к его традиции и вере не станет будущего ни у страны, ни у них самих. Этот урок должен быть усвоен и нынешними элитами, которые должны понимать главное: лишь общество, сплоченное идеалом солидарности, способно стать альтернативой хаосу и распаду. Только такое общество способно дать новый импульс к конструктивному социальному взаимодействию людей — не через принуждение, а через развитие новых и совершенствование традиционных общественных механизмов, основывающихся на базе моральных императивов, на основе «платформы морального большинства».
События 1612-го, 1812-го и 1942 годов — не просто поводы для исторического самоутверждения и проведения помпезных мероприятий. Дни подвига и славы, о которых мы вспоминаем в нынешнем году, — убедительное свидетельство духовной правоты наших предков. У стен Московского Кремля, под Бородино и Сталинградом мы защищали не только независимость России — мы утверждали духовные ценности, которые имеют вселенское, поистине общечеловеческое значение. И мы, преисполненные величайшим уважением к памяти победителей, можем ответственно заявить: их подвиги действительно изменили ход мировой истории.
Память об историческом пути России, о мирных и боевых подвигах ее народа — это тоже священный рубеж нашего Отечества. Убежден: от того, какое представление получат новые поколения о деяниях своих предков, будет зависеть их выбор завтрашнего дня России.
Полагаю, что неслучайно в последнее время мы являемся свидетелями целенаправленных попыток переписать историю России, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете ее ключевые события. Чего только стоят усилия наших недоброжелателей в негативных красках представить Крещение Руси, поставить под сомнение факт Куликовской битвы, уравнять нашу страну с фашистской Германией в ответственности за начало Второй мировой войны! Все эти трактовки прошлого преследуют одну цель: посеять в душах людей, в первую очередь молодых, чувство ущербности, спровоцировать желание отречься от своих предков и их наследия.
Мы знаем, в том числе из уроков нашей собственной истории, что народ, утративший исторические ориентиры, отказавшийся от преемственности поколений, легко превращается в объект социальных и идеологических экспериментов. И плата за эти эксперименты слишком высока.
Русская история требует защиты со стороны гражданского общества. Мы не имеем права на безразличие перед лицом попыток ее злонамеренного искажения, мы должны уберечь от разрушения ее ключевые вехи. Это те рубежи, которые мы не имеем права сдать. Ведь сами исторические факты, свидетельствующие о духовной силе нашего народа в годы побед и об извлеченных горьких уроках в годы смут, способны остановить экспансию разрушительных социальных энергий.
Одним из таких свидетельств должно стать общенациональное празднование 400-летия окончания Смуты, которое грядет в следующем месяце. Это событие призвано не просто быть поводом для исторических воспоминаний и публичных дискуссий, а торжеством всероссийского масштаба, которое неизменно будет пробуждать в соотечественниках чувства гражданской ответственности и исторической памяти.
Это празднование состоится после весьма важного, представляющегося действительно историческим события. 17 августа сего года в Королевском дворце в Варшаве мною совместно с митрополитом Юзефом Михаликом, председателем Конференции католических епископов Польши, было подписано Совместное послание народам России и Польши. В этом Послании нет общей трактовки или согласованного комментария трудных страниц нашей истории, но есть что-то, что имеет куда большее значение. Мы договорились оставить историкам решать вопросы истории и взяли на себя ответственность обратиться от имени наших Церквей к народам России и Польши с призывом к взаимному прощению. Никакой, даже самый тщательный исторический анализ неспособен примирить страны и народы, если сохраняется обида в сердце. Примирение через взаимное прощение — это духовный акт, совершаемый умом и сердцем. В основе нашего совместного деяния — ясное осознание невозможности для двух славянских народов, живущих бок о бок, бесконечно питаться негативной энергией исторических обид, проецируя эти обиды на многие сферы двусторонних отношений.
В Послании говорится также о готовности двух Церквей совместно отстаивать христианские ценности в Европе, которые сегодня подвергаются сознательному разрушению.
Если в прошлом цивилизационная граница между Востоком и Западом, совпадающая с границей между Россией и Польшей, нередко обагрялась кровью, то есть надежда, что в нынешней ситуации она может стать местом диалога, направленного на сохранение общих для Востока и Запада христианских основ европейской цивилизации. И очень важно сейчас понять, что утрата Западом этих христианских основ, в свою очередь, грозит стать новым цивилизационным барьером между Россией и Европой. Почему? Да потому что Россия, прошедшая через горнило атеистической идеологии и осознавшая весь трагизм построения безбожного общества, на опыте знает, какие угрозы личности несет такое общество.
Уже в нашем XXI веке народ преодолел еще одну смуту, начавшуюся после распада Советского Союза. События тех лет имели много общего с эпизодами русской истории начала XVII века. Празднуя 400-летие победы, одержанной в 1612 году, мы должны раз и навсегда подвести черту, за которой останутся годы национального унижения, паралича народной воли, нравственного одичания и социального хаоса.
Надо извлечь исторические уроки не только из событий минувших веков, но и из нашего недавнего прошлого. Это нужно для того, чтобы четко различать те мировоззренческие и ценностные координаты, следуя которым, мы будем способны сохранить гражданский мир и государственный суверенитет. Защищая эти ценности, мы должны ясно видеть те нравственные, социальные, культурные, политические границы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя сдавать, которыми никогда нельзя поступаться. Только так мы сможем сохранить себя как народ, сохранить нашу страну и нашу цивилизацию.
Глава Администрации Президента РФ С.Б. Иванов огласил приветствие Президента РФ В.В. Путина:
Участникам и гостям
XVI Всемирного русского
народного собора
Ваше Святейшество! Уважаемые друзья!
Рад приветствовать вас на открытии XVI Всемирного русского народного собора «Рубежи истории — рубежи России».
Ваш традиционный форум неизменно отличается солидным составом участников, насыщенной повесткой, содержательными, подчас острыми дискуссиями. Сегодня под сводами храма Христа Спасителя он вновь объединил представителей Русской Православной Церкви, других традиционных религий, руководителей органов государственной власти, видных ученых и общественных деятелей.
Тематика нынешнего форума напрямую связана с историей нашей страны, с ее важными датами и вехами, юбилей которых мы отмечаем в этом году. Убежден, что ваш большой жизненный опыт, мудрые советы и оценки послужат большому и значимому делу — сохранению нашего богатейшего исторического и культурного наследия, широкому общественному просвещению, укреплению непреходящих духовно-нравственных и семейных ценностей.
Желаю вам плодотворной работы и всего самого доброго.
В. Путин.
С.Б. Иванов также поделился своими мыслями по теме Собора. Он, в частности, заявил, что власти задействуют всю силу закона для защиты от поругания религиозных чувств граждан. По его словам, позиции всех ключевых политических сил в данном вопросе совпадают.
Русская православная церковь обладает уникальным опытом сотрудничества с государством, что позволяет успешно решать социальные и просветительские задачи, сохранять стабильность и межэтническое согласие в обществе, противодействовать экстремистским настроениям, проявлениям ксенофобии и религиозной нетерпимости, считает руководитель Администрации Президента.
С.Б. Иванов призвал всех «помнить свою историю» и заявил о необходимости «освободить историю от мифов и конъюнктурных оценок, встроить в ткань единого политического полотна и выдающиеся победы, и горькие поражения, отбрасывающие страну на десятилетия назад». Он подчеркнул, что «никто не собирается» замалчивать «непростые события» советского периода, но «молодежь должна быть максимально ограждена от предвзятых фактов и оценок, а иногда и откровенной грязи, выливаемой на историю России недобросовестными авторами».
По его словам, «история фальсифицируется в угоду политическим интересам». Такого не должно быть, так как «национальная память — это не только неотъемлемая часть нашей культуры, это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, тот фундамент, на котором создается национальное самосознание и общегражданская идентичность», полагает С.Б. Иванов.
Касаясь истории, руководитель президентской администрации отметил: «Нужно повышать уровень ее преподавания. Молодежь не может ответить на элементарные вопросы: кто победил в Великой Отечественной войне, кто первым полетел в космос». И похвалил организаторов Собора за новаторство: «Одна из секций пройдет по теме «Фантастическая литература и компьютерные игры как средства патриотического воспитания».
Участников Собора приветствовала председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, которая подчеркнула: «Тема нынешнего Всемирного Русского Народного Собора представляется в современных условиях наиважнейшей. Она впрямую касается фундаментальных основ нашего общества, его духовного и нравственного бытия, положения и перспектив России в сложном современном мире». Председатель Совета Федерации напомнила, что в этом году отмечается целое созвездие славных дат – 1150-летие российской государственности, 400-летний юбилей преодоления Смуты, 200-летие Бородинского сражения и 70-летие Сталинградской битвы.
В первый день работы ВРНС состоялось также выступление министра культуры РФ В.Р. Мединского с оглашением приветствия Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева.
В своём выступлении Владимир Мединский заявил, что «история дает не только нравственные ориентиры, не только указывает нам путь, но и упреждает от будущих ошибок». При этом он уверен, что «нельзя копаться постоянно в поисках червоточины с акцентом на сделанных ошибках, заниматься бесконечным саморазоблачительством». По его словам, нужно «наконец осознать, что наша история в целом — это история массового народного подвига: и ратного, и трудового. Это история самоотречения и жертвенного служения».
В ходе второго пленарного заседания В.Н. Ганичев огласил приветствия председателя Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкина и министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова. Руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх зачитал приветствие мэра столицы С.С. Собянина.
Работа ВРНС проходила в секциях и конференциях по темам: «Современная литература в контексте отечественной истории», «Преподобный Сергий — объединитель русских земель», «История России — история отчизнолюбия. Проблемы патриотизма в современной России», «Женская святость на Руси: прошлое и настоящее», «Н.Я. Данилевский — основоположник цивилизационного метода в исследовании истории», «Роль культурно-духовных традиций в социальной сплоченности общества», «Духовный подвиг святых равноапостольных Константина и Елены — начало и торжество христианского мира в истории человечества», «Фантастическая литература и компьютерные игры как средства патриотического воспитания», «Ожившая история: взгляд в будущее».
Вечером 2 октября на заключительном заседании XVI ВРНС было принято Соборное слово. В нём указывается, что в современных условиях «нуждается в переосмыслении само понятие государственного суверенитета, которое наполняется новыми гранями, приобретает новые измерения. Сегодня уместно говорить не только о суверенитете государственных границ, но и о суверенитете гуманитарного пространства — пространства смыслов, духовных символов, социально-культурного развития».
«Гуманитарный суверенитет России — это ее независимость, ее защищенность от воздействия мягкой силы (soft power), которая становится в XXI веке главным инструментом экспансии внешних сил, стремящихся к мировому господству», — подчёркивается в Соборном слове.

По материалам СМИ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: