slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Рождение слова приходит не сразу»

к юбилею писателя

Составительница и автор этой книги-альбома, включающей в себя более 500 фотографий, отражающих жизненный путь Валентина Саввича Пикуля, вдова писателя Антонина Ильинична Пикуль задумала её как путешествие по эпизодам жизни и творчества замечательного исторического романиста, начиная с истоков.

Вышедший в издательстве «Вече» к восьмидесятилетию писателя альбом «Жизнь и творчество Валентина Пикуля в документах и фотографиях», по признанию А.И. Пикуль, — «первая попытка воссоздать наглядный образ писателя  в соответствии с его творчеством».

«В архиве писателя, – продолжает Антонина Ильинична, — я нашла несколько стихотворений, некоторые из них требуют доработки…Могу ли я взять на себя право публикации?»

Вопрос этот деликатный. Одно дело — сделать поэзию Пикуля достоянием исследователей творчества писателя, и совсем другое  — представить «сырые» стихи широкому читательскому кругу. Поэтому публикация в данной книге некоторых стихотворений Пикуля – это не стремление пропагандировать поэта, а желание дать читателю почувствовать становление прозаика, исторического романиста.

 

Первое слово

Рождение слова приходит не сразу:

А медленно зреет в сердечной тиши.

Высокое чувство правдивых рассказов,

Что спрятаны где-то в потёмках

души.

 

Рождение слова приходит не сразу:

Его предвещает бессонницы дрожь

И хрупкая, словно китайская ваза,

Тревога – острее, чем бритвенный

нож.

 

Из хрупкости этой родятся боязни.

Боязни такие, что  — и не заснёшь,

Как будто сейчас ты

в предчувствии казни:

И дышишь ещё, но вот скоро умрёшь…

Страница лежит безупречно чиста:

Её не коснулся мой замысел шаткий,

Но первое слово дрожит на устах

В …предпесенной лихорадке.

 

Со страниц новой книги-альбома с нами говорит не только жена писателя. С нами беседует сам Валентин Саввич, который делится своими мыслями о писательстве, причём не только в поэтической форме.

«Я всю жизнь учился и каждый день учусь.(…) Работа с историческим материалом – сложная и трудоёмкая. Взять, к примеру, исторические монографии. Это не художественные произведения, а писателю их нужно проработать, и не только проработать, но и изучить. (…) Писателю же свойственно мыслить и отражать время событий образами…

Я, к примеру, не начинаю работать до тех пор, пока не увижу своего героя в действии, то есть как бы ожившего, заговорившего…

В моих романах действуют реальные исторические личности. Но иногда мне для развития действия не хватает связующего звена, которое замкнуло бы исторический круг персонажей, событий, действий…

В таких случаях я помещаю среди исторических лиц вымышленного героя, который создан как прототип с какого-то исторического лица или лиц. Но и «придуманному» образу нужно быть законным, то есть вся его жизнь и поступки должны укладываться в реальные исторические события.

Я не считаю, что историю следует преподносить на золотом блюдечке с ароматным гарниром внушений от автора и чтобы герой был обязательно положительным… Ведь иногда как раз на отрицательных примерах можно вызвать нужную тебе реакцию в читателе… Скорее выбираю не героя, а эпоху. Через мысли и поступки  героя стараюсь развернуть картину эпохи…

Многие мои произведения посвящены военной тематике. Ведь по сути дела вся история государства Российского  — так или иначе – военная история. И тут ничего надуманного нет, поскольку врагов у России хватало с избытком, русскому народу чаще других приходилось отстаивать свою независимость…».

Главы в книге построены по хронологическому принципу написания писателем его книг, начиная от первого «кирпича» «Океанский патруль», посвященного боевым действиям в Заполярье в ходе Второй мировой войны. Здесь в основе романа личные впечатления автора, его разыскания по следам недавних событий. Первым же историческим романом Валентина Пикуля стал «Баязет» — героическая хроника об одном из малоизвестных эпизодов русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Потом был роман «На задворках великой империи», который представлял новый шаг в творческом становлении писателя. К сожалению, он и по сей день недостаточно оценён литературными критиками.

Много места в новом альбоме уделено библиотеке Валентина Саввича, его исторической картотеке и портретному собранию. Без этой бесценной сокровищницы мы вряд ли бы находили в каждом новом романе Пикуля такие яркие образы героев, которые словно списаны с натуры.

Много страниц нового издания посвящено связи писателя с русским флотом. Связь эта была неразрывной и взаимной.

К сожалению, не во всём эта книга- альбом достигает тех стандартов, которые мы предъявляем к изданиям подобного рода. Возможно, художественные редакторы и полиграфисты не смогли передать ту первозданную прелесть фотографий, какими они были в семейном архиве писателя. Но хочется верить, что издательство «Вече», которому Антонина Ильинична Пикуль доверила эксклюзивные права на издание всего творческого наследия писателя, сумеет исправить этот промах, и новое издание книги «Жизнь и творчество Валентина Пикуля в фотографиях и документах» будет достойно беззаветного романиста-сказителя нашей истории.

Виктор Притула.

 

 

В честь 80-летия со Дня рождения

великого русского писателя Валентина Саввича Пикуля

12 июля в 15.00 в Большом зале Правительства Москвы

(ул. Новый Арбат, 36/9)

Общероссийское Движение Поддержки Флота при содействии Правительства Москвы, Московской городской Думы, Главного командования ВМФ России, Издательства «Вече», Союза писателей России проводит Общероссийскую литературно-историческую кают-компанию.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: