slovolink@yandex.ru

литературный петербург Дипломатия в маске

Географический Петербург, как известно, зиждется на берегах Невы. Петербург литературный, несомненно, также зиждется на «Неве» – журнале со славной, более чем 55-летней историей. Изданию широко известному всей читающей России и остающемуся при любых условиях верным традициям петербургской и отечественной литературы.
Но сотрудники журнала не только сберегают нашу словесность, но и активно участвуют в её создании. Газета «Слово» знакомит вас сегодня с двумя новыми книгами главного редактора «Невы» Натальи ГРАНЦЕВОЙ и редактора-библиографа журнала Елены ЗИНОВЬЕВОЙ.

Само название книги* подразумевает интригу. Знаменитый английский бард и русский колосс? Что общего между ними и в чем различие? Что связывает этих гигантов мысли? – Многослойность восприятия, глубинность изображения?! Единые технологии в создании и разработке сюжетов?! Одни и те же первоисточники?!
Каких только баек и небылиц не содержат сведения об учёном! – Гуляка и дебошир. Непримиримый ксенофоб. Выдавший себя за дворянина крестьянин. Химик, математик, художник-баталист, поэт. Столп отечественной науки и истории. Наделенный природой-матерью многочисленными талантами, самородок. Признанный одописец.
Но мало кому известно, что Ломоносов внёс вклад и в развитие отечественной драматургии. Им написаны две трагедии, и обе неудачны — это мнение современников и потомков. Два с половиной века исследователи транслируют безапелляционные и одинаково однообразные, будто вышедшие из-под одного пера оценки Ломоносова-драматурга: русскому Леонардо сценическое искусство оказалось не по зубам, он — «Расин поневоле», он всего лишь химик, грязными руками осквернивший поэзию.
Но не являются ли эти бранные суждения в адрес Ломоносова, написавшего первую в истории России трагедию о Куликовской битве, очередной небылицей?
Книга Натальи Гранцевой погружает читателя в эпоху великого творца. Отражает срез общественных настроений того периода. Распутывает клубок противоречивых мнений, бытующих вокруг российского Леонардо. Показывает становление взглядов на отечественный историзм в ходе битв за место под солнцем первенства. За приоритеты в литературе и драматургии. За оценку российской истории в системе мировых взглядов. Участники интеллектуальных сражений — известные исторические лица: Татищев, Сумароков, Тредиаковский, императрица Елизавета Петровна, Шувалов, Миллер, Шлёцер – противники и соратники Ломоносова.
На сцене русской истории XVIII века кипят и бушуют «шекспировские страсти». Но самого Шекспира Россия еще только открывает для себя — в 1748 году россияне впервые услышали о существовании великого барда.
Построенная по принципу интеллектуального детектива книга посвящена Ломоносову и анализу его пьес. Вначале – загадка-информация тянет за ниточку развертывающийся клубок событий. Затем – читатель совместно с автором движется по закоулкам сюжетов пьес. После поисков, раздумий и размышлений –  неожиданная разгадка в конце.
Исторические трагедии «Тамира и Селим» и «Демофонт» подвергаются тщательнейшему исследованию автором книги «Ломоносов — соперник Шекспира?»
Первая – обращена к событиям Куликовской битвы.
Дочка крымского хана Тамира и багдадский царевич Селим влюблены друг в друга. Но будущее влюбленных зависит от исхода Куликовской битвы. А исход битвы — в том числе и от действий крымских героев.
Знаменательная победа Дмитрия Донского на Куликовом поле. Войско Мамая разгромлено и бежит. В результате дипломатических усилий Сергия Радонежского и великого князя Дмитрия Донского часть ордынского войска принимает сторону князя. В Крыму от рук своих бывших соратников хан Мамай принимает смерть.
Князя Дмитрия Ломоносов изображает гениальным военным стратегом. Его триумфальную победу трактует как сокрушительную победу духа. Победу многогранного интеллекта, дипломатии и воли.
Вторая пьеса Ломоносова, трагедия « Демофонт» – самое загадочное творение драматурга. Благородный, честный, последовательный, верный долгу герой по имени Полимнестор – основное действующее её лицо. Почему же обе стороны, греки и троянцы, демонстрируют в отношении него враждебность?! Кем является Полимнестор на самом деле?
В пьесе содержатся смысловые «цитаты» из шекспировских трагедий и использованы технологии шекспировской поэтики. Сравнительный анализ показывает, что Ломоносов освоил многоуровневую композицию, свойственную драмам Шекспира. Автор исследования объясняет эту многоуровневость, усложненность применением принципа 3Д. Но зачем Ломоносов стремился к сложности, когда все его современники алкали масскультовой слезоточивой упрощенности?
Как у всех Ломоносовских героев, имя Полимнестор – имя-символ. Содержание пьесы «Демофонт» наводит на мысль, что Ломоносов закладывал в ее основу автобиографическую составляющую, неизвестную страницу истории русской дипломатии, тайну собственного происхождения…
Книга «Ломоносов — соперник Шекспира?» прочитывается как литературоведческий бестселлер. Перелопатив толщу временных слоев, через многообразие явлений и обилие информации Гранцева исследует и пытается проникнуть в замыслы Ломоносова-поэта, выводившего на сцену русскую историю.
Автор книги выстраивает собственную целостную систему взглядов. Переосмысливает и оспаривает несправедливое мнение о вкладе поэта в отечественную драматургию. Называет причины непонимания уникальных творений российского драматурга, дерзнувшего соперничать с Шекспиром.
 Автору присущи  ясность и глубина мышления, выверенная логика и точность формулировок. Тонкое знание древнегреческой мифологии. Умение свободно ориентироваться во временах и пространствах. Живость изложения, занимательность и убедительность — редкие ныне качества писателя. Именно эти достоинства позволяют и читателю вслед за автором книги «Ломоносов — соперник Шекспира?» погрузиться в глубины непознанного океана истории литературы, чтобы добыть драгоценные жемчужины знаний о ломоносовской драматургии.
Галина Лахман.
* Наталья Гранцева. «Ломоносов  – соперник Шекспира?». — СПб.: Издательство «Журнал «Нева», 2011.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: