slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Кто вы теперь, товарищ ЦДРИ?

  Крайняя нужда в нём обнаружилась в расцвете Серебряного века российской культуры. В 1888 году молодой Станиславский и несколько более зрелых литераторов и художников в бывшем Немецком доме Москвы учредили Общество любителей искусства и литературы. Даже ироничный А.П. Чехов, к тому времени уже популярнейший писатель, отнёсся к открытию Дома муз с высшей степенью уважения — прибыл во фраке, что с ним бывало весьма редко. Назавтра же он был вознаграждён превосходным чтением его рассказов самим А.П. Ленским — солнцем Малого театра. Год за годом в этом доме вырастал из любительского кружка образ будущего Московского Художественного театра.

Вот, собственно, в наглядном виде и вся формула уникальнейшего учреждения, в котором жрецы разных видов искусства и писательский мир в тесном общении обогащали друг друга, тем способствуя величию отечественной культуры.
  Возродился Дом муз уже при устойчивой Советской власти. 80 лет назад. Претерпев несколько вариантов названия, он обрёл своё постоянное имя: над входом в его исконное здание чётко выбито по камню: Центральный Дом работников искусств СССР. В просторечье — ЦДРИ.
  Лишь равнодушному обывателю со стороны кажется, что это всего лишь клуб, где расслабляются от трудов своих творческие работники: устраивают вечеринки, играют в шахматы и бильярд. Есть одно обстоятельство, но оно опрокидывает навзничь это суждение незнаек. Человек гуманитарного творчества испытывает постоянное требование своего таланта на духовную подпитку и отдачу, практически никогда, даже во сне, не расстаётся с замыслами и заботами об их реализации. Такой дом постоянных поисков и творческих отчётов скорее можно назвать не клубом, а лабораторией. В этом его магнетическая притягательность, и не только для нас, москвичей и ближних соседей.
  ЦДРИ СССР к началу Великой Отечественной войны был уже настолько авторитетен, что стал штабом фронтовых бригад, театральных и концертных. 65-летие Победы он встретил как достойнейший ветеран. В традицию вошли непременные встречи героев страны с деятелями культуры в этом доме: от первых зимовщиков Северного полюса — папанинцев и легендарного лётчика Валерия Чкалова до первого героя планеты Юрия Гагарина и его коллег. На всё пространство СССР простирались связи ЦДРИ, постепенно переступая и границы страны.
  Особое место издавна занимает этот Дом с его способностью замечать и открывать подлинные дарования, что называется, с младых ногтей. Здесь всегда активно пульсировали детская секция и секция творческой молодёжи, начиная с младших студентов. Часто казалось, что корифеи искусств рискуют своим добрым именем, назначая персональный творческий вечер или выставку едва начинающему актёру или живописцу. Но люди поколения Валерии Барсовой, Иосифа Туманова, Ольги Лепешинской, Бориса Ливанова, Михаила Жарова, Елены Гоголевой и Леонида Утёсова были бесстрашны, даже в столкновении вокруг столь эпатажной фигуры, какой был в молодости ленинградский художник Илья Глазунов.
  С такими ранними творческими отчётами бывали и курьёзы. Молодой Геннадий Бортников опаздывал к началу своего вечера. Перед входом в ЦДРИ — толпа. Зал полон, и доступ потому перекрыт. Бортников с трудом пробивается вперёд. Его останавливают дружинники с красными повязками на рукавах. Он уверяет, что сегодня — его персональный вечер, что он и есть тот самый Бортников. Хохочет толпа. Категорически не верит охрана порядка. Имя уже сверкало, а самого актёра в лицо знали немногие — он ещё не успел сняться ни в одном фильме. Всё уладилось не сразу…
  Пришло время, и ему, народному артисту России, вместе с Зинаидой Кириенко, Владиславом Осиповым, Валентиной Толкуновой и другими коллегами по правлению ЦДРИ придется не раз открывать и благословлять на будущую славу творческую молодёжь, вступавшую в XXI век.
  Жизнь Дома муз не изменилась. Прежней остаётся тяга к нему не только внутри нынешнего Отечества, но и далеко за его пределами. Ну, скажем, кому могут показаться ближней территорией Филиппины? Дом принял на себя преемственность от ЦДРИ СССР, хотя никогда и нигде не подписывал деклараций на этот счёт. Дом не изменил своему великому служению даже в условиях утраты исконного здания — оно ещё двадцать лет назад потребовало ремонта, теперь реконструкции. Уходящая советская система успела пристроить шестиэтажное помещение, считая его временным до окончания работ над основным зданием. Так всё остаётся и поныне при олимпийском спокойствии федеральных и столичных властей. И в таких условиях не иссякает и даже не ужимается прежний масштаб работы не за доллары и не за страх, а по совести творцов-художников. Здесь облучают подлинным патриотизмом, воспитывается осознанная гражданственность. Сюда порой, как Чехов, приходят мастера культуры во фраках и смокингах. Здесь «кощеево сердце» отечественной культуры, и общественной анафеме в веках подвергнется тот, кто посмеет поднять руку на уникальное достояние своего народа.
  А у меня из ума не идёт высокое обязательство Правительства нынешней Российской Федерации о преемственности и наследовании не только имущества, но и долгов бывшего Советского Союза. Забывать об этом не дают слова, выбитые на камне над главным входом в старое здание: «Центральный Дом работников искусств СССР».
  Сейчас, когда в программы школ стран Прибалтики, Грузии, Украины, Польши осознанно вброшена лжеистория отношений их народов с нашим, пора спешить с заботой о душах и духе российских детей и молодёжи с их неведением, а стало быть, и равнодушием к родной истории и литературе. Массовые организации молодёжи, «Наши», «Молодая гвардия» и т. п., не ориентированы на освоение родной культуры. Зато исправно обработаны заокеанским кинематографом далеко не первого разбора, подражанием чужой маскультуре и нередко оглушены наркотиками и алкоголем.
  80-летие ЦДРИ — сигнальный колокол, метафора времени, зов к патриотическому, гражданскому и нравственному неравнодушию.

Александр КРАВЦОВ,
писатель и режиссёр,
член правления ЦДРИ.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: