slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Кинолетопись нашей страны. Свидетельства героизма русских солдат сохранены в Госфильмофонде

О фестивале «Белые Столбы» — единственном в стране смотре архивного кино в киноцентре Госфильмофонда России в Домодедово — без всякого преувеличения, можно говорить как о кинолетописи нашей страны. В этом году он прошёл уже в 22-й раз под руководством нового гендиректора, бывшего заместителя министра культуры России Николая Малакова.
Красной нитью через все фестивальные рубрики следовала военная тема. В рубрике «Шестидесятые», посвященной картинам, снятым тогда, центральное место, конечно, занимает «Война и мир» Сергея Бондарчука по одноимённому роману Льва Толстого.
Главный оператор Анатолий Петрицкий рассказал, как снимали киношедевр: «Я предлагал новые способы съёмки. Так, конную атаку снял с Олегом Табаковым, посадив камеру на коня. Надо сказать, Бондарчук стремился снимать в тех местах, которые описывал Толстой. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения — в очень похожем по архитектуре месте рядом с Мукачево. Из Прикарпатского округа для обеспечения съёмок выделили 3000 воинов. В городе Дорогобуж Смоленской области нашлось подходящее поле для съёмки Бородинского сражения..
Центральную панораму сражения начали снимать 25 августа 1963 г. — в день его 151-й годовщины. В массовке, изображавшей две армии, были заняты около 15 000 человек. Фильм запускался ещё при Хрущёве после того, как он просмотрел американскую экранизацию «Войны и мира» Кинга Видора. Кстати, после просмотра нашей картины Кинг Видор расстроился — у него таких возможностей не было.
В календаре на рабочем столе Бондарчука во время сьёмок было обведено 12 апреля 1961 года — дата первого полёта в космос Юрия Гагарина. В этот день земной мир был впервые увиден из космоса как единый. Космичностью обладает и эта уникальная картина, созданная с 1961 по 1967 годы лучшими кинематографистами Советского Союза. В Госфильмофонде хранится первая копия «Войны и мира», напечатанная при участии оператора. Это, можно сказать, подобие рукописи великого писателя. Широкоформатный экран, словно созданный для батальных сцен, показывает усатые мужественные лица русских солдат, творящих свой подвиг защиты Отечества, волевые лица полководцев. Центральными сценами становятся разговор князя Андрея Болконского (В. Тихонов) со своим другом графом Пьером Безуховым (С. Бондарчук) о сути битвы накануне Бородинской битвы и панорамное изображение самого сражения. Только у отечественного режиссёра Сергея Бондарчука, сказавшего устами своего героя, что люди доброй воли должны объединиться против сил зла, мог появиться такой киноэпос. Иностранные же экранизации романа Льва Толстого сводились, как правило, к мелодраме с роскошными костюмами и благополучным концом.
В рубрике «Реставрации» фильм «Обломок империи» 1929 г. Фридриха Эрмлера с пленки 35 мм в сопровождении симфонического оркестра. На ней события Первой мировой войны со знаменитым кадром — Иисусом Христом в противогазе, символизирующим античеловечность.
Рубрика «Кинохроника мировой революции» показала солдат гражданской войны 1919 г. в Венгрии, в Советской России и на Советской Украине. Венгерский руководитель Тибор Самуэли передал Ленину кинофильм «Празднование 1 мая 1919 года в Будапеште» и другие «Красные кинорепортажи». Наша кинохроника, в том числе «Советская армия в Киеве» и «Советская армия в Бессарабии», была передана венграм. Подъём революционных настроений в Венгрии рассматривался Лениным как этап к грядущей мировой революции. Среди венгров, всегда считавшихся прекрасными солдатами, на экране Бела Кун, фактически руководивший правительством. 1 мая 1919 года праздновался в сложной обстановке. Венгрия была окружена со всех сторон. Но на первомайской демонстрации были представлены различные слои, даже колонна работников кино и дети, получившие булочки. На сохранившихся кадрах фильмов перед войсками, отправляющимися на фронт, выступали с речами о ненависти к рабству и эксплуатации, о готовности отдать жизнь за новое будущее.
В рубрике «Реставрации» киноплёнка показывает советских воинов как богатырей. Документальный фильм-песня (слова С. Алымова, музыка А. Новикова) «Пограничная-сторожевая», снятый в 1939 году на Ленинградской студии кинохроники режиссёром Игорем Сорохтиным, учит аудиторию петь: «Наша Родина-орлица нас послала на границы неспроста. / Пограничник на страже, на чеку. / Мы советские родные рубежи не позволим лиходеям нарушать». С 1937 по 1941 годы
было выпущено более 80 фильмов-песен. В сороковых лиходеи жестоко поплатились. И самыми первыми их встретили богатыри-пограничники.
Показанная в рубрике «Шестидесятые» совместная работа режиссёра А. Смирнова с режиссёром Б. Яшиным (бывшим офицером-подводником) «Пядь земли» 1964 г. по сценарию писателя-фронтовика Григория Бакланова давно стала классикой благодаря созданному эффекту документальности. Это картина освобождения Днестра в 1944 г. через восприятие юного лейтенанта Саши Мотовилова (А. Збруев), которому пленный немец на допросе объясняет, они сражаются за обильный стол на завтрак по обещанию Гитлера. А товарищи лейтенанта Саши всех национальностей — за то, чтобы их дети не оставались сиротами, жены — вдовами.
В рубрике «Экспозиция войны» (В. Сидоренко, 2018 г.) — кадры работ фронтовых операторов. Из 258 документалистов почти каждый ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый пятый погиб во время съёмок на передовой. За 1418 дней страшной войны, рискуя собственной жизнью, они сняли почти 2000 часов кинохроники. На этой основе было создано 500 номеров киножурналов, 101 документальный фильм. Выпускники ВГИКа защищали свои выпускные дипломы фронтовой киносъёмкой. Они оказывались в самых опасных местах. Так, оператор Сергей Гусев ходил за 200 километров с аппаратурой в партизанский отряд в Белоруссии. Автор этих строк работала на съёмках новостей вместе с оператором Исметом Кутуб-заде, и он рассказывал, как его отец Кенан снимал детей Освенцима, показывающих клеймо-номер на тонких ручках.
Сталин говорил, что один хороший фильм стоит нескольких дивизий. Поэтому три фильма на тему разрушений и преступлений были выбраны для представления на Нюрнбергском суде, обвинявшем фашистских главарей. И они сыграли огромную роль в вынесении приговора. Книга «Плачьте, но снимайте! Советская фронтовая кинохроника 1941—1945 годов» создана Валерием Фоминым при участии Владимира Михайлова, Варвары Ждановой и Тамары Сергеевой. Это коллекция монтажных листов фронтовых операторов с описанием событий, имён и фамилий солдат, местных жителей.
Специальный приз имени киноведа Владимира Дмитриева получил почётный директор Народного чешского киноархива Владимир Опела. Он убеждён: «Госфильмофонд» — один из лучших киноархивов в мире, у него огромный опыт. Надо об этом говорить. Я думаю, что Европа едина в архивном деле». Старейшина кинодела постоянно демонстрировал величайшее уважение к дружественному российскому народу, потомкам тех, кто освободил от фашистов его семью в 1945 году, спас жизнь близкому родственнику, узнику концлагеря. Если бы не Красная Армия, нас бы не было, признал Владимир Опела.

Елена МАСЛОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: