slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Хочешь земли? — Ляжешь в неё!»

Москва тешит себя видимостью «спокойствия» на Северном Кавказе, уже многократно объявив о мифической «победе над бандподпольем» и предоставив задыхающимся от безземелья горцам право самим решать свои проблемы в междоусобных столкновениях с соседями из-за земли, которой на всех не хватает.
«Товарищ Хуа Го Фэн получил премию имени Мао Цзедуна за цикл произведений «Мало земли», «Возражение» и «Цель иная».
Анекдот советских лет.
В Пятигорске состоялся Чрезвычайный съезд кумыкского народа, уже много веков живущего на территории российского Прикаспия и числящего среди своих предков гуннов, половцев (кипчаков) и хазар.
Изначально планировалось всего лишь собрание лидеров общественных организаций кумыкских поселений с участием представителей балкарского, карачаевского, ногайского народа и казачества Северного Кавказа. Но уже в ходе дискуссий, которыми руководил уважаемый председатель исполкома Совета старейшин кумыкского народа, член Общественного совета при постпреде Президента РФ в СКФО Абсалитдин Мурзаев, решено было объявить съезд чрезвычайным.
Мурзаев последовательней и принципиальней других кумыкских лидеров отстаивает интересы народа, оказавшегося в тяжелейшей ситуации в условиях многоэтнического Дагестана.
В полиэтническом Дагестане, скроенном по воле Москвы из множества народов, не имеющих друг с другом ничего общего (кроме, разве что, многолетних жестоких споров из-за земли!), созданы объективные условия для уже почти свершившейся утраты кумыками родного языка. Использовать его мы можем только в семье, а за пределами семьи языком межэтнического общения является русский язык. Ужасно довольная этим положением, Москва даже заметить не пожелала, как традиционная кумыкская культура оказалась вытеснена арабско-мусульманской. И то, что пострадали в результате не одни лишь кумыки, а все народы, после 1917 года загнанные под единое административно-политическое «одеяло» — мало утешает.
Подозревая всех нас в «сепаратизме», Москва по сути сама толкает малочисленные народы Северного Кавказа в объятья богатых исламистов, уже и Европе диктующих, как ей жить.
Разве ради этого наши предки из шамхальства Тарковского, древнего государства кумыков, подписывали союз с Россией и сражались на её стороне в Кавказской войне XIX века?!
Нас замечательно «отблагодарили», загнав в дагестанский «многоэтнический колхоз» и лишив контроля над нашей исконной территорией, которую не одно поколение кумыков привычно считало «своей».
Годы идут, в Москве меняются лидеры и политическая система, в Махачкале – наместники Москвы, но ничего не меняется в так называемой «набеговой» экономике, по стихийным «законам» которой продолжают жить горские народы.
Привыкшие жить налётами аварцы и даргинцы с исчезновением СССР перенесли свои «традиции» в Прикаспий, где пусть не без труда, но успел сформироваться более или менее цивилизованный способ хозяйствования. По всей республике воцарилось «право сильного», и кумыки, отвыкшие от средневекового бандитизма, не смогли оказать захватчикам пашен и пастбищ достойного сопротивления. Сыграло роль ещё и нашептывание интриганами на «ухо Москвы» баек про якобы неизлечимое тяготение кумыков к Турции.
Мол, как волка ни корми – он всё равно в лес смотрит.
Но кто в Дагестане «волк» — вопрос дискуссионный.
На Чрезвычайном съезде в Пятигорске «вопрос о земле», естественно, не мог не быть центральным. Но у кумыков он не просто «земельный», а скорее «территориальный».
Как только нас вытеснят с земли наших предков, мы кончимся как народ»!
У аварцев есть Аваристан.
У даргинцев – Даргистан.
У лезгин – Лезгистан.
А у кумыков что есть?!
На нашей земле хозяйничают более агрессивные и хваткие «братские» народы. И объяснить им всю неправильность их поведения Москва даже не пытается. Она своих-то русских за людей не считает, а кто ей кумыки?!
Москву, похоже, не слишком волнует, что кумыкам может надоесть подобное отношение и они найдут себе других друзей – большие, уверенно развивающиеся тюркские народы. Это настроение не скрывали все представители тюрок Северного Кавказа, прибывшие на съезд.
У всех на языке вертится вопрос: недавняя смена первых лиц в трех ветвях власти в Дагестане, а также частичная смена членов правительства республики – поведет ли она к изменениям в подходе власти к обсуждаемой теме: о положении национальностей в плане перспектив их сохранения и развития? Зная политические взгляды г-на Абдулатипова и тех, кто сплотился вокруг него, став т.н. окружением короля, можно сказать определенно: нет, не поведет!
Абдулатипов – автор «скандальной», чтобы не сказать сильнее, идеи о необходимости объявить этнос, к которому он принадлежит, т.е. аварцев, «государствообразующей» нацией Дагестана. Даже, если закрыть глаза на такой простой довод, что «государствоообразующими» нации становятся, а не назначаются – идея эта в условиях Дагестана не реализуема. Во-первых, потому, что все крупные этносы Дагестана уверены в своей способности самостоятельно решать свою судьбу. Во-вторых, одна государствообразующая нация в России уже есть – это русская нация, и она, судя по всем признакам, неплохо справляется с этой ролью. Так к чему же это дублирование? Наконец, в-третьих, опыт государственного существования аварцев слишком короток и очень своеобразен, чтобы с его помощью можно было бы управлять другими народами, три из которых даже по численности почти равны аварской. Если же взять опыт государственного существования кумыков, то он – к моменту образования собственно кумыкского государства – вобрал в себя опыт государственного строительства и управления нескольких тюркских государств в Азии и Европе!
Так что же имел в виду г-н Абдулатипов, заявляя о праве его нации взять в свои руки «бразды правления» в Дагестане? Вероятно, готовность пустить в ход силу, насилие… Это в условиях современной России серьезный аргумент. Но его век уже почти подошел к концу. И теперь нужны более современные, более сложные и технологичные рычаги управления. Кулак, заточка, ствол уже отжили свое. Дальнейшее использование их приведет лишь к межэтническому противостоянию с тяжелейшими последствиями…
Есть лишь один перспективный вариант сожительства дагестанских этносов: это — единство в многообразии, принцип, который исповедовался и реализовался в рамках Российской империи. За ним будущее. Если этого не поймут в Кремле и будут продолжать делать ставку на силу и насилие, тогда рано или поздно сюда придут американцы и мы увидим вторичную реализацию югославского варианта: все дагестанские этносы будут расставлены, расселены на те места, которые им были выделены на этой Земле самим Господом Богом. Так, может, и надо, следуя замыслу и промыслу Божию, дать каждому этносу в Дагестане право быть. Просто быть!
А то, что к нам примкнули казаки Кавказа — это уже «намек» на то, что у кумыков и русских — общие проблемы. И уж если поднимется самый большой и самый терпеливый народ, то «хозяевам жизни» всех сортов не поздоровится...
 
Багаудин Узунаев, Кумыкское движение «Сплоченность», Республика Дагестан.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: