slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Кавказ требует реформ

…Теневые клановые экономические структуры, связанные с центром, заинтересованы в коррупции в правоохранительных и государственных органах, в создании криминогенной ситуации в регионе, поскольку массовое непослушание законам создаёт благоприятный фон для их деятельности.
Кланы, которые не имеют доступа к власти, также стремятся получить доступ к экономическим ресурсам. Но поскольку демократические правила прихода к власти не работают, то в борьбе за власть и контроль над ресурсами правящие и конкурирующие с ними сети активно использует все методы: экономические, административные, силовые – с использованием коммерциализированных силовых структур, а также криминальные «разборки» с привлечением профессиональных террористов и незаконных вооружённых формирований исламских радикалов.

  Мощь клановых сетей позволяет им вытеснить из экономики Северного Кавказа легальный малый и средний бизнес, который не может им противостоять ни по финансовым возможностям, ни по административному ресурсу, ни тем более по неправовым методам решения экономических проблем.
  В результате в национальных образованиях Северного Кавказа не только легальный малый и средний бизнес, но и честные сотрудники правоохранительных органов оказались беззащитными перед созданной фактически криминальной экономической системой. Это привело к разрушению экономики, росту безработицы и миграции трудоспособного населения в прилегающие регионы Юга России. Это также вызвало образование новых крупных закрытых этнических общин народов Северного Кавказа практически во всех краях и областях юга, что, в свою очередь, создало социальную базу для расширения клановых сетей и усилило их конкурентоспособность в борьбе с легальным бизнесом.
  Слабые попытки славянского населения, которое видит только национальную верхушку «сетевого айсберга», противостоять кланам пресекаются в корне, поскольку несут угрозу экономической системе, созданной в России. В ход идут все методы — от криминальных методов давления до обвинения «зачинщиков» правоохранительными органами в «разжигание межнациональной розни».
  Позиция государства в процессе более чем странная. Оно ведёт борьбу не против конкретных и достаточно известных организаторов клановой системы, а вообще против безличного теневого бизнеса, международного терроризма, незаконных вооружённых формирований и т.п. Иначе говоря, официальные силовые структуры ведут борьбу избирательно: они не затрагивают руководство кланов из-за оправданного опасения сильного криминального противодействия и даже локальных вооруженных столкновений.
  В результате России удалось сформировать на Северном Кавказе «вертикаль власти» только на основе коррупции и попустительства преступности. Политика России сводится к закачиванию в регион денег в обмен на лояльность и к периодическим карательным акциям в отношении непонятливых или особо жадных. В создании правового государства и легитимной экономики Северного Кавказа центр потерпел полное фиаско.
  Чтобы возродить регион, необходимо использовать тот факт, что власть не окончательно отбила у населения региона тягу к предпринимательству, в частности, у казаков. Поэтому единственным выходом из тупиковой социально-экономической ситуации является переход от клановой экономики хотя бы к элементарному рынку.
  Для этого необходимо сделать следующее:
  — освободить от давления кланов и бюрократии малый и средний бизнес. Создать экономическую программу вывода из клановой экономики. Сделать легальную экономику более защищённой, стабильной, перспективной и выгодной по сравнению с экономикой теневой и криминальной;
  — вывести их из-под контроля кланов бюджетные финансовые потоки. Внедрить современные информационные технологии для контроля и выявления криминальных финансовых потоков;
  — ликвидировать избыточные властные полномочия многочисленных местных филиалов и дочерних компаний федеральных фирм, т.к. они затрудняют эффективный контроль со стороны государства, но облегчают установление контроля над ними со стороны кланов и криминальных структур;
  — создать программу финансовой поддержки легального малого бизнеса. Освободить его от налогов (налогов в регионе почти никто не платит: либо платить нечем, либо платится взятка в размере 5—15% от налога). Напрямую предоставить беспроцентные кредиты фермерским хозяйствам;
  — определить на правительственном уровне роль казаков в декриминализации экономики региона Северного Кавказа.
  К сожалению, недавно разработанная «Концепция государственной политики РФ в отношении российского казачества» ограничилась декларациями, что она «призвана обеспечить …становление государственной и иной службы российского казачества, сохранение его самобытности, традиций, культуры, реализацию потенциала казачьих обществ и общественных объединений российского казачества» («Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». 3 июля 2008 года). В ней ни слова не говорится о роли казачества в экономических процессах в регионе, о создании условий для компактного поселения казаков с широкими правами местного самоуправления.
  Только нормализация экономических отношений в регионе будет означать окончание эпохи сепаратизма, преодоление противоречий между федеральным центром и республиками Северного Кавказа, ликвидацию противостояния между горскими и славянскими народами.

Ю. ЛИСОВСКИЙ.
ООО «Журналисты России».

 (Печатается в сокращении)

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: