slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Какие учебники нам нужны

На днях состоялась презентация новой корпорации «Российский учебник». В неё вошли объединенная издательская группа «Дрофа» — «Вентана-Граф», «Астрель», цифровая образовательная платформа LECTA, компания «Дрофа — новая школа».
Ныне в Федеральном перечне (ФП) — 1161 учебник. Около сорока процентов наименований издаёт корпорация «Российский учебник» («РУ»). Отвечающий за стратегию корпорации Артём Соловейчик говорит, что 80 процентов нынешних учебников созданы до 1991 года. Сейчас написаны другие, именно их продвигает «РУ», надеясь на перелом в образовании. Новый Федеральный перечень в работе, но 19 новых учебников, одобренных РАО, РАН и РКС, экспериментально уже запускаются в школы. Отпечатаны 55 тысяч пилотных экземпляров.
По словам президента «РУ» Олега Новикова, цель корпорации — поднять образовательный процесс до мировых стандартов, чтобы результаты были на уровне ведущих стран, а в перспективе и превосходили их». На щите «РУ» начертано: «Образование — основа успеха каждого человека и величия России. Мы помогаем педагогам закладывать фундамент успешного будущего российских детей, создавая лучшие учебники».
Наряду с бумажными школы могут сейчас приобретать и электронные учебники. Но если в США у цифровых носителей востребованность более 50%, то у нас недотягивает и до одного. Даже при подготовке к ЕГЭ охотнее покупаются печатные книги.  И не только потому, что нет скоростного Интернета и Wi-Fi, но и из-за неготовности к новейшим технологиям учителей. Ученики тут гораздо более продвинуты. «РУ» нарастающими темпами ликвидирует эту безграмотность, организует выездные и онлайн-семинары по основным предметам от физики до биологии и черчения.

Представители корпорации подчёркивают, что их учебники — лучшие. И корреспондент «Слова» попросил пояснить, «в чём эта «лучшесть» и что такое сегодня хороший учебник. Отвечая, Артём Соловейчик, сказал: «Мы содержательную часть ставим впереди коммерческой. У нас мощнейшая обратная связь, подсказывающая нам, как двигаться. Педагоги, которым мы оказываем поддержку, — а это 220 тыс. человек по всей России — считают её передовой и выбирают нас». То, что произошло в области нашего учебного книгоиздания, Артём Симонович сравнил с палаткой, у которой внутренний держащий каркас давно исчез, а её продолжают надувать, натягивать, и она каким-то чудом всё еще стоит.  «Мы искусственно разбили всю область знаний на очень условные единицы. Сдать ЕГЭ и поступить в вуз учебники действительно помогают. Но общей картины мира в них нет, не дают её в своей массе и учителя, — считает он. — Ученик не получает целостного представления о мироустройстве».
На Западе сегодня тоже работают с раздробленными единицами, заявляя: «мы разобьём ещё больше и умнее», кому-то дадим одно, кому-то другое, индивидуальный путь укажем. Хотя выдающиеся педагоги замечательны в первую очередь тем, что предоставляют целостную мировоззренческую картину. Как и настоящий учебник: даёт знания, помогает выстраивать мировоззрение и нравственные устои. Если я прочёл «Анну Каренину» и благодаря учебнику что-то ощутил — это очень хороший учебник. То есть каждый раз картина мира должна быть рядом с его частью. Это мы и пытаемся осуществить.
Прототип такого учебника под условным названием «МЕТА-учебник» сделан. И когда на встречах с педагогами я рассказываю о нём, всюду раздаётся возглас: «Дайте нам!», «Когда?», потому что опоры утрачены, палатку надули, и она от малейшего дуновения шатается. Сколько можно дуть? Хватит уже! Нужно быстро возводить каркас. Хороший учебник тот, который закладывает мировоззренческий фундамент. Новый учебник Александра Архангельского по литературе таков. Семь лет он работал над ним вместе со своей группой. Там все вопросы оставлены открытыми. На мой взгляд, так должно быть и в других дисциплинах. В математике для меня не столь важна теорема Пифагора, как то, что есть два представления: Эвклидово — с его аксиомами и Николая Лобачевского, где задаются другие исходные параметры. Чтобы ребёнок понимал, что даже в точной науке всё зависит от того, что взято за основу. Учебник — вещь политическая. Не зря учебники нашей корпорации сопровождаются «шлейфом» — дополнительными, более свободными от стандарта изданиями. Они больше ориентированы на обустройство учителя. А если у учителя в голове порядок, то и с учеником всё будет нормально».

Алёна ТОПАЗОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: